СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеклассного занятия "Литература 19 века" 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного занятия "Литература 19 века" 5 класс»

Внеклассное занятие «Литература 19 века».

Цель:

  • обобщить полученные знания и проверить уровень освоения учебного материала по теме «Литература XIX века».

Задачи :

  • проверить знание текстов изученных произведений; фактов биографии писателей и поэтов 19 века; литературоведческих терминов;

  • а также навыки выразительного чтения;

  • развивать речь и творческое мышление обучающихся;

  • воспитывать интерес к классической литературе и культуру работы в группах.

Дорогие ребята и гости, я рада приветствовать вас на нашем внеклассном занятии. Совсем недавно мы завершили изучение раздела «Литература 19 века», следовательно, нам нужно …что сделать?...- правильно, подвести итоги. Значит, какие цели мы поставим?

(Мы должны обобщить полученные знания, вспомнить произведения, биографию писателей и поэтов, литературоведческие термины…)

Ваша задача – показать хорошие знания, продемонстрировать умения и получить положительные эмоции!

Сегодня мы проведём конкурс по литературе 19 века.

Для проведения конкурса мы разделили класс на 2 группы- команды, и прежде, чем начать, давайте примем правила работы в группах во время игры.

Правила: перед вами маршрутные листы, в которых вы будете выполнять задания и оценивать себя. Вам нужно выбрать писаря, который будет записывать ответы, и счетовода, который подсчитает набранные баллы.



Описание заданий

I. «Узнай писателя, поэта» ( 1 балл за правильный ответ)II. «О ком идёт речь?»

Задача: по отрывкам из фактов биографии определить, о ком из писателей или поэтов идёт речь.

1. В августе 1811 года был зачислен в Царскосельский лицей…(Пушкин)

2. Участвовал в Крымской войне и в защите Севастополя, там обнаружил большую храбрость.(Толстой)

3. Был неистощим на выдумки, любил импровизировать, обладал даром перевоплощения. Однажды явился к дяде, нарядившись нищим, и тот подал ему милостыню.(Гоголь)

4. Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил сына материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, поэт дает уроки и пишет стихи на заказ.(Некрасов)

5. По отцу принадлежал к старинному дворянскому роду. Его мать была жестокой помещицей. Он рано научился тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.(Тургенев)

6. Брак родителей – богатой наследницы Арсеньевой и армейского капитана – был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой тяжело сказались на формировании личности поэта.

III. «Соотнеси авторов и их произведения»

Задача: соотнести авторов и их произведения (стрелочками).

Время выполнения – 1 минута. (Оценивание: 1 балл за каждую правильную пару).

1.«МУМУ» Д) Тургенев И.С.

2. «ПРОПАВШАЯ ГРАМОТА» Ж) Гоголь Н.В.

3. «БОРОДИНО» Е) Лермонтов М.Ю.

4. «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ» Б) Крылов И.А.

5. «РУСЬ» З) Никитин И.С.

6. «ЗИМНЕЕ УТРО» Г) Пушкин А.С.

7. «ПЕТЯ РОСТОВ» А)Толстой Л.Н.

8. «ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА» В) Тютчев Ф.И.



IV. «Из какого произведения этот отрывок?»

1.Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал… («Руслан и Людмила»)

2. Дело было к вечеру. Он шёл тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел...

(«Муму»)

3. Да,были люди в наше время ,

Могучее ,лихое племя : Богатыри – не вы…( М.Лермонтов «Бородино»)

4.Невежда так же в ослепленье Бранит науки и ученье, И все учёности труды , Не чувствуя , что он вкушает их плоды.

( И.А.Крылов «Свинья под дубом»)

V. «Чей это портрет?»

1.С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчуждённый несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле…(Герасим)

2.Подъяв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей :

Его-то голове обритой ,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала борода…(Черномор)

VI. «К какому произведению иллюстрация?»

Задача: угадать, к какому произведению относится иллюстрация.





VII. «Определите изобразительно-выразительные средства»

1) белый, как снег

2) весёлые окна;

3) лазурь ясная, как прекрасный глаз;

4) в саду горит костёр рябины красной;

5) сильный, как лев;

6) день чудесный;

7) лес проснулся.







IV. «Конкурс Знатоков» (2 В)

Команде даётся право выбора вопроса (6 вопросов). При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

Время выполнения – 2-3 минуты.

Оценивание – по 1 баллу за каждый правильный ответ.

Вопросы:

1. Каким прозвищем был награжден в Лицее А. С. Пушкин? (француз).

2. Определите вид тропа:

«Гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними, кормил их; он и сам смахивал на степенного гусака» (сравнение).

3. Это произведение посвящено очень важному событию в жизни России. Оно было написано в год 25-летнего юбилея этого исторического факта. О каком произведении идет речь? Кто его автор? (Лермонтов «Бородино).

4. Этот рассказ был написан в ссылке в своем родовом имении, где в образе одной из героинь предстала его мать. Кто автор и как называется рассказ? (Тургенев «Муму»)

5. В Древней Греции был баснописец. По его имени манера писателя замаскировать то, о чем он хочет рассказать, получила особое название. Какое? Как имя древнегреческого баснописца? (эзопов язык. Эзоп).

6. Это отличает прозу от поэзии: повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (ритм).

V. Конкурс «Блиц-турнир» (3 Б)

Задача: ответить на вопросы литературоведческого характера, дать определение терминам.

Команде даётся право выбора «цены» вопроса (1,2 или 3 балла). При неверном ответе ход может переходить к другой команде.

Время выполнения – 2-3 минуты.

Басня (3 балла)– небольшой рассказ, часто стихотворный. Цель басни – назвать порок, воспитать на отрицательном примере.

Как правило, имеет 2 части: основное повествование (сюжет) и мораль.

Основной художественный приём – иносказание (аллегория). Нередко носителем людского порока становятся животные.

В басне используются:

  • диалог;

  • просторечная лексика;

  • особый басенный стих (строчки разной длины, передающие разговорную речь).

Аллегория (2 балла)- иносказание, изображение какого-либо качества, понятия посредством образа. Связь между значением и образом устанавливается по сходству (например, лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость, лиса – хитрость).

Мораль (1 балл)- поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление.

VIII. Инсценирование

-Ребята, скажите, вы знаете, каким годом объявлен 2019 год в России?(годом театра) правильно! Последнее задание конкурса было домашним заданием-инсценирование худ.пр-ия. Его мы приурочим к объявленному году театра)

-Участники, прошу вас пройти подготовиться к конкурсу.

- А пока они готовятся, я предлагаю не задействованным в инсценировке ребятам заработать дополнительные баллы для своей команды, ответив на дополнительные вопросы.

1. Перечислите виды сказок(волшебные, бытовые, о животных)

2. Кем в сказке «Руслан и Людмила» приходились друг другу Черномор и Голова?(Братьями.)

3.Рабочее место Кота учёного - это...(Дуб.)

4. Какой пробы была золотая цепь, по которой ходил пушкинский «кот учёный»?(Это неизвестно.)

5. Каково настоящее имя Царевны- лягушки?(Василиса Премудрая)

6. Назовите имя сказочного царя-долгожителя.(Кощей)

7. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать?(шапку-невидимку)

8. Какая пушкинская сказочная героиня за ювелирную работу и вокальное мастерство получила от хозяина жилище из чистого хрусталя и почётный караул? (Белочка из «Сказки о царе Салтане».)

Инсценирование басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

Примерное время – 8 минут.

«Молодцы!»

Итак, какую цель мы с вами ставили?

- достигли цели?

-нужно изучать литературу? Зачем?

Учитель подводит итог: Ребята, вы справились с заданиями. Молодцы! До новых встреч!





Приложение 1

2. «О ком идёт речь?»

1. В августе 1811 года был зачислен в Царскосельский лицей…

2. Участвовал в Крымской войне и в защите Севастополя, там обнаружил большую храбрость.

3. Был неистощим на выдумки, любил импровизировать, обладал даром перевоплощения. Однажды явился к дяде, нарядившись нищим, и тот подал ему милостыню.

4. Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил сына материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, поэт дает уроки и пишет стихи на заказ.

5. По отцу принадлежал к старинному дворянскому роду. Его мать была жестокой помещицей. Он рано научился тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.

6. Брак родителей – богатой наследницы Арсеньевой и армейского капитана – был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой тяжело сказались на формировании личности поэта.





3. Соотнеси авторов и их произведения

1. «МУМУ» А) Толстой Л.Н.

2. «ПРОПАВШАЯ ГРАМОТА» Б) Крылов И.А.

3. «БОРОДИНО» В) Тютчев Ф.И.

4. «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ» Г) Пушкин А.С.

5. «РУСЬ» Д) Тургенев И.С.

6. «ЗИМНЕЕ УТРО» Е) Лермонтов М.Ю.

7. «ПЕТЯ РОСТОВ» Ж) Гоголь Н.В.

8. «ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА» З) Никитин И.С.


3. Соотнеси авторов и их произведения

1. «МУМУ» А) Толстой Л.Н.

2. «ПРОПАВШАЯ ГРАМОТА» Б) Крылов И.А.

3. «БОРОДИНО» В) Тютчев Ф.И.

4. «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ» Г) Пушкин А.С.

5. «РУСЬ» Д) Тургенев И.С.

6. «ЗИМНЕЕ УТРО» Е) Лермонтов М.Ю.

7. «ПЕТЯ РОСТОВ» Ж) Гоголь Н.В.

8. «ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА» З) Никитин И.С.





4.Из какого произведения этот отрывок?


1. Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал…


2. Дело было к вечеру. Он шёл тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся и увидел...


3. Да,были люди в наше время ,

Могучее ,лихое племя :

Богатыри – не вы…


4.Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все учёности труды ,

Не чувствуя , что он вкушает их плоды.




V. «Чей это портрет?»

1.С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчуждённый несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле…


2. Подъяв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей :

Его-то голове обритой ,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала борода…


V. «Чей это портрет?»

1.С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчуждённый несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле…


2. Подъяв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей :

Его-то голове обритой ,

Высоким колпаком покрытой,

Принадлежала борода…


7. Определите изобразительно-выразительные средства

1) белый, как снег; 2) весёлые окна;

3) лазурь ясная , как прекрасный глаз;

4) в саду горит костёр рябины красной;

5) сильный, как лев;

6) день чудесный;

7) лес проснулся.




7. Определите изобразительно-выразительные средства

1) белый, как снег; 2) весёлые окна;

3) лазурь ясная , как прекрасный глаз;

4) в саду горит костёр рябины красной;

5) сильный, как лев;

6) день чудесный;

7) лес проснулся











Приложение 2

Маршрутный лист команды _____________________________

  1. «Узнай писателя, поэта»

1)________________________________

2)________________________________

3)________________________________

4)________________________________

5)________________________________

6)________________________________



  1. «О ком идёт речь?»

1.________________________________

2. _______________________________

3. _______________________________

4. _______________________________

5.________________________________

6.________________________________



  1. «Соотнеси авторов и их произведения»

1. «МУМУ» А) Толстой Л.Н.

2. «ПРОПАВШАЯ ГРАМОТА» Б) Крылов И.А.

3. «БОРОДИНО» В)Тютчев Ф.И.

4. «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ» Г) Пушкин А.С.

5. «РУСЬ» Д) Тургенев И.С.

6. «ЗИМНЕЕ УТРО» Е) Лермонтов М.Ю.

7. «ПЕТЯ РОСТОВ» Ж) Гоголь Н.В.

8. «ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА» З) Никитин И.С.





  1. «Из какого произведения этот отрывок?»

1)_____________________________

2)_____________________________

3)_____________________________

4)_____________________________



  1. «Чей это портрет?»

1)____________________________

2)____________________________



  1. «К какому произведению иллюстрация?»

1)____________________________

2)____________________________

3)____________________________

4)____________________________

5)____________________________



7. «Укажите изобразительно-выразительные средства»

1)____________________

2)____________________

3)____________________

4)____________________

5)____________________

6)____________________

7)____________________

8)____________________



8. Составьте синквейн на тему «Басня»

9. «Конкурс юных театралов»




Приложение 3


Табло учёта команды____________________________


Имя,

фамилия

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

Итоговый

балл

1












2












3












4












5












6












7












Всего






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!