Внеклассное занятие «Труд красит человека»
Цель: расширить представление детей о значении труда в жизни общества.
Задачи:
Образовательная: изучить понятия «труд», «трудолюбие», «трудолюбивый», «лень», формировать умения различать эти понятия; изучить вопросы оценивания труда человека в современном обществе, убедить учащихся в том, что их главная цель – учеба.
Развивающая: формировать логические операции анализа, сравнения, обобщения; развивать познавательные процессы, , словарный запас.
Воспитательная: способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему.
Коррекционная: коррекция мышления на основе упражнений в определении скрытого смысла пословиц, разгадывания ребуса, кроссворда.
Оборудование:
мультимедийное оборудование,
салфетки,
клеящие карандаши,
клеенки,
ножницы,
белая бумага и картон,
карандаши простые,
шаблон птицы,
карточки на каждого ученика.
Предварительная работа:
чтение произведений о труде,
разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о труде,
рассматривание иллюстраций,
создание мультимедийной презентации «Труд красит человека».
Ход занятия:
I.Вводная часть: организационный момент.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть вас в гостях у 5 «А» класса.
( Дети берутся за руки, встают в круг)
Наши гости хотят посмотреть, какие вы ребята?
Дети: Мы – дружные
Мы – внимательные
Мы – старательные
Мы - трудолюбивые
Мы отлично занимаемся,
Мы - озорные
У нас всё получается!
(Звучит тихая, спокойная музыка)
Воспитатель: А теперь закроем глаза, вытянем руки вперед и соединим в центре.
Представьте себе, что каждый из вас – теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза.
У нас накопилось много тепла, и мы готовы им поделиться с нашими гостями, со всем миром! Потому что все мы вместе – одно большое яркое солнце!
Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить.
Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.
Дети садятся на места.
II. Основная часть
Воспитатель: А сейчас мы разгадаем ребус «Зашифрованное слово»
Картинки: тетрадь, ручка, удочка, дом (труд)
Чтобы определить первое слово в теме нашего занятия нужно из данных картинок сложить слово, задействована первая буква каждой картинки.
Так о чем будет наше занятие?
Дети: О труде.
Воспитатель: Послушайте, как звучит тема нашего занятия «Труд красит человека».
На занятии будут часто звучать слова:
Труд – вид деятельности, результат которого закреплён в материальных и духовных ценностях.
Трудолюбие – любовь к труду, нравственное качество, проявляющиеся в стремлении к труду.
Трудолюбивый – любящий трудиться.
Лень – отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.
1.Проблемная ситуация «Два плуга».
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, маленький рассказ К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга».
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
2. Интерактивная беседа
Воспитатель: Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего занятия.
Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)
Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)
Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
3. А сейчас сценку посмотрим
Дети: Антошка, Антошка, пойдём копать картошку,
Антошка, Антошка, пойдём копать картошку,
Антошка: Тили-тили трали-вали
Это мы не проходили, это нам не задавали
Тили-тили, трали-вали
Это мы не проходили, это нам не задавали
Па-рам-пам-пам, Па-рам-пам-пам
Антошка с большой ложкой: Ты меня работишка не бойся, я тебя не трону.
Дети: Ох, и лентяй! До свидания Антошка! (махают рукой и уходят)
Мать: Ох, и лодырь!
Лежит целый день,
Пора помогать,
Сынок, сходи кур покорми!
Антошка: Живот болит.
Мать: (протягивает веник)
Сынок подмети пол
Антошка: Не могу , не мужская это работа.
Мать: (ставит ведро). Антошка принеси воды из колодца.
Антошка: Руки болят, ноги не ходят.
Мать: Сынок, иди кашу есть!
Антошка: Иду, а вот и моя большая ложка?
Мать: Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Воспитатель: Не любили лентяев в народе, смеялись над ними, говорили так: « Спишь ,спишь, а отдохнуть некогда!».
4. Мини- лекция «Что труд дает человеку»
Воспитатель: Ребята, каждый человек, даже самый маленький способен трудиться. Только труд у каждого разный. Новорождённый кушает – это для него труд. Малыш учится шнуровать ботинки и застегивать пуговицы, школьник учится и помогает родителям, взрослые трудятся на работе и дома. Как видите, трудится каждый, только вот способность к труду у всех разная.
Кто на свете самый главный,
Самый добрый, самый славный?
Кто он?
Как его зовут?
Ну, конечно,
Это труд!
Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это добросовестное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как высокий подвиг человека. И в наше время человек в обществе ценится по труду. Потому, что труд приносит радость и удовольствие человеку. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми. От труда зависит его благополучие. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастливы и беспомощны те, которые ничему не научились.
Каждый человек имеет право на труд. Это записано и в Конституции - в основном законе государства. У нас в почёте всякий труд. В нашей стране почётными являются и труд полицейского, и рабочего, и труд строителя, и труд врача. Каждый человек выбирает для себя любимую работу, которая ему по душе.
5. Дети читают стихи
Труд – основа нашей жизни,
Он любой украсит день.
Нет стыднее укоризны,
Что тебе трудиться лень.
По душе найди работу,
Будь в ней мастером, твори,
Не стесняйся грязи, пота,
Грубых слов не говори!
Труд любой нам очень важен,
Постарайся все пройти,
И душою будь отважен,
Постигая труд в пути.
Воспитатель: О труде сложено много пословиц и поговорок. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?
Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
6. Игра «Продолжи пословицы».
Деревья смотри в плодах, (а людей смотри в делах).
Под лежачий камень... (и вода не течет).
Не спеши языком - ... (спеши делом).
Не сиди, сложа руки - ... (не будет и скуки)
Без труда, не вытащишь …(рыбку из пруда)
Труд человека кормит, а (лень портит)
Умелые руки (не знают скуки)
Землю красит солнце, (а человека — труд)
Кто не работает, (тот не ест)
Суди о человеке по его труду.
Всякое дело (концом хорошо)
Больше дела, (меньше слов)
Кто привык трудиться, (тому без дела не сидится)
Кончил дело — (гуляй смело)
Человек от лени болеет, а (от труда здоровеет)
.Не бойся работы — (пусть она тебя боится)
Воспитатель: Какой смысл у этих пословиц?
Примерные ответы детей:
Труд красит человека, а безделье его уродует.
Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
Только в труде человек может раскрыться.
Без труда человек заржавеет и заболеет.
Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в «Город мастеров». В этом городе живут и трудятся мастера своего дела – профессионалы. Каждый занимается своим любимым делом.
Предлагаю вам разгадать кроссворд «Профессии» отгадать загадки, и мы узнаем, люди каких профессий живут в городе.
7. Кроссворд «Профессии» «Отгадай загадки»
1.Правила движения
Знает без сомнения.
Вмиг заводит он мотор,
На машине мчит... (шофер)
2.Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь —
Как лечиться, знает... (врач)
3.На витрине все продукты:
Овощи, орехи, фрукты.
Помидор и огурец
Предлагает... (продавец)
-
4.Письма в дом приносит он,
Долгожданный ...(почтальон)
5.Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит... (строитель)
6. Ходит в форме с кобурой!
Посреди ночного мрака
Где-то кража или драка?
Сразу по "02" звоните,
И его скорей зовите! (Полицейский)
7.- Он с утра на кухне нашей
Варит суп, компот и кашу. (Повар)
8.- У этой волшебницы,
Этой художницы,
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы.
Она обладает
Таинственной силой:
К кому прикоснётся,
Тот станет красивый. (Парикмахер)
Воспитатель: Молодцы, вы отгадали профессии.
8. Физминутка. Игра в профессии
Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)
Если хочешь стать маляром — делай так, (красят кистью)
Если хочешь стать швеей, то делай так (шьют иголкой)
Если будешь ты водитель — делай так (вращают руль)
Если будешь ты сапожник — делай так (топают ногами)
Если будешь ты столяр — делай так (хлопают руками)
Если будешь ты пилот – делай так (руки в стороны)
Если будешь ты пловец – делай так (плывут)
Если будешь ты спортсмен – делай так (приседают)
Хватит в профессии играть,
Пора занятие продолжать.
Воспитатель: Недалеко от города жил злой волшебник и ему не нравилось, что каждый человек в этом городе занимался своим любимым делом. Тогда он решил избавиться от всех профессий и произнёс волшебные слова:
Завертись Земля на месте.
Прилети злой ураган.
Пусть профессии исчезнут,
Пропадут все до одной!
(звучит шум сильного ветра)
И вот все профессии в городе исчезли. Мастера забыли, чем они занимались и перестали работать.
9. Д/упражнение «Что было бы, если бы не было профессии…» (дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: Мы знаем, как важны профессии, что в каждой из них есть своя значимость. Вы хотите помочь вернуть профессии мастерам? (ответ детей) Нам надо помочь вспомнить людям, какие инструменты они использовали и чем занимались
10. Игра «Угадай, чьи инструменты»
Воспитатель: Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:
Кисти, краски, мольберт, палитра. (Художник – рисует картины, смешивает краски, создает художественный образ, рисует иллюстрации к книгам)
Молоток, гвозди, рубанок. (Столяр изготавливает двери, окна, арки, лестницы и другие изделия из дерева, сложную мебель)
Овощи, кастрюля, плита. (Повар – варит, прием продуктов, их дальнейшая обработка)
Расчёска, ножницы. (Парикмахер – стрижет, делает прически, окрашивает волосы)
Письма, газеты, телеграммы, сумка. (Почтальон - сортировка почты; сортировка ценных писем, извещений, бандеролей и проставление надписей; собственно разнос почтовых отправлений по адресатам.
Градусник, шприц, белый халат. (Врач – лечит, слушает, осматривает, выписывает лекарство)
Ножницы, игла, сантиметровая лента, нитки, ткань. (Швея – снимает мерки. кроит, шьет, гладит)
Кирпич, мастерок, раствор. (Строитель – делает облицовочные, малярные, штукатурные, ремонтные работы)
Воспитатель: Молодцы, вы помогли мастерам вернуть их инструменты и вспомнить, что они делали на работе
. 11. Игра «Что умеют наши руки»
Воспитатель:На карточках изображены люди, которые делают, какое либо дело. На обороте карточки написана незаконченная мысль, ребята пытаются ее закончить.
Образец: Если я умею мыть пол, то в моем доме всегда будет чисто и уютно.
- Если я умею мыть пол, то…..(продолжи мысль)
- Если я умею вышивать, то….
- Если я умею мыть посуду, то….
- Если я умею подметать пол, то…
- Если я умею забивать гвозди, то …
- Если я умею готовить еду, то….
- Если я умею ремонтировать мебель, то…
--Если я умею пылесосить , то…..
- Если я умею ухаживать за цветами, то…
Воспитатель:. Каждый человек рожден для счастья, как птица для полета, так говорят в народе.
У каждой птицы есть крылья для полета, а у человека руки для труда.
А птица счастья прилетит к каждому человеку, который многое умеет делать своими руками и дарить своим трудом радость людям. У вас есть птица счастья? Сделать ее может каждый человек, у которого есть умелые руки, чем мы сейчас и займемся.
12. Изготовление птицы счастья.
Воспитатель: Для этого нам понадобиться: клей, бумага, ножницы. Я надеюсь, вы не забыли, как нужно обращаться с этими предметами. Складываем листок вдвое, прикладываем к листу свою ладонь, обводим ее контур, вырезаем. Получилось 2 крыла птицы. Обводим по трафарету туловище птицы, вырезаем его. Приклеиваем с одной стороны крыло, потом с другой стороны. Нарисуем глаза. Птица счастья готова! Я подарю свою птицу счастья злому волшебнику, пусть она напоминает ему о нашем занятии. (Птица счастья – поделка )
Дома, если хотите, напишите на каждом пальце то, что вы умеете делать.
Я бы хотела, чтобы каждый раз у вашей птицы счастья добавлялись все новые трудовые умения.
III. Заключительная часть: подведение итогов (рефлексия).
Воспитатель:Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Молодцы, девочки и мальчики! Каждый из вас сегодня хорошо потрудился. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили, где побывали и что делали? (высказывания детей) А так ли важен труд в нашей жизни? (Ответы детей)
- Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? Именно сейчас вы должны хорошо учиться.
Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.
- И пусть девизом вашей жизни станут слова:
«Землю солнце красит, а человека-труд».
Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили, где побывали и что делали? (высказывания детей) А так ли важен труд в нашей жизни? (Ответы детей)
На земле много разных профессий и все они интересные. Каждый человек
выбирает ту, которой захочет заниматься и приносить пользу другим людям. Но
чтобы получить профессию, стать профессионалом, надо много знать и многому
научиться. Я хочу, чтобы вы с детства научились помогать старшим, друг другу и
тогда у вас всё получится!
Стало быть, так и выходит,
Все, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
На этом наше занятие закончено, хотелось бы вам пожелать найти свое любимое дело в жизни, стать мастерами – золотые руки.