СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект внеклассного занятия "Труд красит человека!"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширять представление детей о значении труда в жизни общества.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного занятия "Труд красит человека!"»

Внеклассное занятие «Труд красит человека»

Цель: расширить представление детей о значении труда в жизни общества.

Задачи:

Образовательная: изучить понятия «труд», «трудолюбие», «трудолюбивый», «лень», формировать умения различать эти понятия; изучить вопросы оценивания труда человека в современном обществе, убедить учащихся в том, что их главная цель – учеба.


Развивающая: формировать логические операции анализа, сравнения, обобщения; развивать познавательные процессы, , словарный запас.

Воспитательная: способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему.

Коррекционная: коррекция мышления на основе упражнений в определении скрытого смысла пословиц, разгадывания ребуса, кроссворда.


Оборудование:

  • мультимедийное оборудование,

  • салфетки,

  • клеящие карандаши,

  • клеенки,

  • ножницы,

  • белая бумага и картон,

  • карандаши простые,

  • шаблон птицы,

  • карточки на каждого ученика.


Предварительная работа:

  • чтение произведений о труде,

  • разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о труде,

  • рассматривание иллюстраций,

  • создание мультимедийной презентации «Труд красит человека».

Ход занятия:

I.Вводная часть: организационный момент.


Воспитатель: Добрый день, уважаемые гости! Мы рады видеть вас в гостях у 5 «А» класса.

( Дети берутся за руки, встают в круг)

Наши гости хотят посмотреть, какие вы ребята?

Дети: Мы – дружные

Мы – внимательные

Мы – старательные

Мы - трудолюбивые

Мы отлично занимаемся,

Мы - озорные

У нас всё получается!

(Звучит тихая, спокойная музыка)

Воспитатель: А теперь закроем глаза, вытянем руки вперед и соединим в центре.

Представьте себе, что каждый из вас – теплый солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза.

У нас накопилось много тепла, и мы готовы им поделиться с нашими гостями, со всем миром! Потому что все мы вместе – одно большое яркое солнце!

Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить.

Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.


Дети садятся на места.

II. Основная часть


Воспитатель: А сейчас мы разгадаем ребус «Зашифрованное слово»

Картинки: тетрадь, ручка, удочка, дом (труд)


Чтобы определить первое слово в теме нашего занятия нужно из данных картинок сложить слово, задействована первая буква каждой картинки.

Так о чем будет наше занятие?

Дети: О труде.

Воспитатель: Послушайте, как звучит тема нашего занятия «Труд красит человека».

На занятии будут часто звучать слова:

Труд – вид деятельности, результат которого закреплён в материальных и духовных ценностях.

Трудолюбие – любовь к труду, нравственное качество, проявляющиеся в стремлении к труду.

Трудолюбивый – любящий трудиться.

Лень – отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.


1.Проблемная ситуация «Два плуга».


Воспитатель: Послушай­те, пожалуйста, маленький рассказ К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга».

Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сде­ланы два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

2. Интерактивная беседа


Воспитатель: Думаю, все хорошо поняли, ка­кое отношение имеет этот рассказ к теме нашего занятия.

Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как сереб­ро? (Потому что он трудился.)

Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потем­нел и покрылся ржавчиной.)

Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)

3. А сейчас сценку посмотрим

Дети: Антошка, Антошка, пойдём копать картошку,
Антошка, Антошка, пойдём копать картошку,

Антошка: Тили-тили трали-вали
Это мы не проходили, это нам не задавали
Тили-тили, трали-вали
Это мы не проходили, это нам не задавали
Па-рам-пам-пам, Па-рам-пам-пам


Антошка с большой ложкой: Ты меня работишка не бойся, я тебя не трону.

Дети: Ох, и лентяй! До свидания Антошка! (махают рукой и уходят)

Мать: Ох, и лодырь!

Лежит целый день,

Пора помогать,

Сынок, сходи кур покорми!

Антошка: Живот болит.

Мать: (протягивает веник)

Сынок подмети пол

Антошка: Не могу , не мужская это работа.

Мать: (ставит ведро). Антошка принеси воды из колодца.

Антошка: Руки болят, ноги не ходят.

Мать: Сынок, иди кашу есть!

Антошка: Иду, а вот и моя большая ложка?

Мать: Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Воспитатель: Не любили лентяев в народе, смеялись над ними, говорили так: « Спишь ,спишь, а отдохнуть некогда!».

4. Мини- лекция «Что труд дает человеку»

Воспитатель: Ребята, каждый человек, даже самый маленький способен трудиться. Только труд у каждого разный. Новорождённый кушает – это для него труд. Малыш учится шнуровать ботинки и застегивать пуговицы, школьник учится и помогает родителям, взрослые трудятся на работе и дома. Как видите, трудится каждый, только вот способность к труду у всех разная.


Кто на свете самый главный,

Самый добрый, самый славный?

Кто он?

Как его зовут?

Ну, конечно,

Это труд!


Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция – это добросовестное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как высокий подвиг человека. И в наше время человек в обществе ценится по труду. Потому, что труд приносит радость и удовольствие человеку. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми. От труда зависит его благополучие. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастливы и беспомощны те, которые ничему не научились.

Каждый человек имеет право на труд. Это записано и в Конституции - в основном законе государства. У нас в почёте всякий труд. В нашей стране почётными являются и труд полицейского, и рабочего, и труд строителя, и труд врача. Каждый человек выбирает для себя любимую работу, которая ему по душе.

5. Дети читают стихи


Труд – основа нашей жизни,

Он любой украсит день.

Нет стыднее укоризны,

Что тебе трудиться лень.


По душе найди работу,

Будь в ней мастером, твори,

Не стесняйся грязи, пота,

Грубых слов не говори!


Труд любой нам очень важен,

Постарайся все пройти,

И душою будь отважен,

Постигая труд в пути.


Воспитатель: О труде сложено много пословиц и поговорок. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?

Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.

6. Игра «Продолжи пословицы».

Деревья смотри в плодах, (а людей смотри в делах).

Под лежачий камень... (и вода не течет).

Не спеши языком - ... (спеши делом).

Не сиди, сложа руки - ... (не будет и скуки)

Без труда, не вытащишь …(рыбку из пруда)

Труд человека кормит, а (лень портит)

Умелые руки (не знают скуки)

Землю красит солнце, (а человека — труд)

Кто не работает, (тот не ест)

Суди о человеке по его труду.

Всякое дело (концом хорошо)

Больше дела, (меньше слов)

Кто привык трудиться, (тому без дела не сидится)

Кончил дело — (гуляй смело)

Человек от лени болеет, а (от труда здоровеет)

.Не бойся работы — (пусть она тебя боится)


Воспитатель: Какой смысл у этих пословиц?

Примерные ответы детей:

  • Труд красит человека, а безделье его уродует.

  • Только в труде можно проявить все свои самые лучшие ка­чества.

  • Только в труде человек может раскрыться.

  • Без труда человек заржавеет и заболеет.



Воспитатель: Ребята, я хочу вас пригласить в «Город мастеров». В этом городе живут и трудятся мастера своего дела – профессионалы. Каждый занимается своим любимым делом.

Предлагаю вам разгадать кроссворд «Профессии» отгадать загадки, и мы узнаем, люди каких профессий живут в городе.


7. Кроссворд «Профессии» «Отгадай загадки»



1.Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит... (шофер)


2.Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь —

Как лечиться, знает... (врач)


3.На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает... (продавец)

-

4.Письма в дом приносит он,

Долгожданный ...(почтальон)


5.Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель)


6. Ходит в форме с кобурой!

Посреди ночного мрака

Где-то кража или драка?

Сразу по "02" звоните,

И его скорей зовите! (Полицейский)


7.- Он с утра на кухне нашей

Варит суп, компот и кашу. (Повар)


8.- У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый. (Парикмахер)


Воспитатель: Молодцы, вы отгадали профессии.

8. Физминутка. Игра в профессии

Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)
Если хочешь стать маляром — делай так, (красят кистью)
Если хочешь стать швеей, то делай так (шьют иголкой)
Если будешь ты водитель — делай так (вращают руль)
Если будешь ты сапожник — делай так (топают ногами)
Если будешь ты столяр — делай так (хлопают руками)
Если будешь ты пилот – делай так (руки в стороны)

Если будешь ты пловец – делай так (плывут)

Если будешь ты спортсмен – делай так (приседают)
Хватит в профессии играть,
Пора занятие продолжать.


Воспитатель: Недалеко от города жил злой волшебник и ему не нравилось, что каждый человек в этом городе занимался своим любимым делом. Тогда он решил избавиться от всех профессий и произнёс волшебные слова:

Завертись Земля на месте.

Прилети злой ураган.

Пусть профессии исчезнут,

Пропадут все до одной!

(звучит шум сильного ветра)

И вот все профессии в городе исчезли. Мастера забыли, чем они занимались и перестали работать.


9. Д/упражнение «Что было бы, если бы не было профессии…» (дети высказывают свои предположения)


Воспитатель: Мы знаем, как важны профессии, что в каждой из них есть своя значимость. Вы хотите помочь вернуть профессии мастерам? (ответ детей) Нам надо помочь вспомнить людям, какие инструменты они использовали и чем занимались

10. Игра «Угадай, чьи инструменты»

Воспитатель: Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:

Кисти, краски, мольберт, палитра. (Художник – рисует картины, смешивает краски, создает художественный образ, рисует иллюстрации к книгам)



Молоток, гвозди, рубанок. (Столяр изготавливает двери, окна, арки, лестницы и другие изделия из дерева, сложную мебель)


Овощи, кастрюля, плита. (Повар – варит, прием продуктов, их дальнейшая обработка)

Расчёска, ножницы. (Парикмахер – стрижет, делает прически, окрашивает волосы)

Письма, газеты, телеграммы, сумка. (Почтальон - сортировка почты; сортировка ценных писем, извещений, бандеролей и проставление надписей; собственно разнос почтовых отправлений по адресатам.
Градусник, шприц, белый халат. (Врач – лечит, слушает, осматривает, выписывает лекарство)

Ножницы, игла, сантиметровая лента, нитки, ткань. (Швея – снимает мерки. кроит, шьет, гладит)

Кирпич, мастерок, раствор. (Строитель – делает облицовочные, малярные, штукатурные, ремонтные работы)


Воспитатель: Молодцы, вы помогли мастерам вернуть их инструменты и вспомнить, что они делали на работе


. 11. Игра «Что умеют наши руки»

Воспитатель:На карточках изображены люди, которые делают, какое либо дело. На обороте карточки написана незаконченная мысль, ребята пытаются ее закончить.

Образец: Если я умею мыть пол, то в моем доме всегда будет чисто и уютно.

- Если я умею мыть пол, то…..(продолжи мысль)

- Если я умею вышивать, то….

- Если я умею мыть посуду, то….

- Если я умею подметать пол, то…

- Если я умею забивать гвозди, то …

- Если я умею готовить еду, то….

- Если я умею ремонтировать мебель, то…

--Если я умею пылесосить , то…..

- Если я умею ухаживать за цветами, то…



Воспитатель:. Каждый человек рожден для счастья, как птица для полета, так говорят в народе.

У каждой птицы есть крылья для полета, а у человека руки для труда.

А птица счастья прилетит к каждому человеку, который многое умеет делать своими руками и дарить своим трудом радость людям. У вас есть птица счастья? Сделать ее может каждый человек, у которого есть умелые руки, чем мы сейчас и займемся.


12. Изготовление птицы счастья.


Воспитатель: Для этого нам понадобиться: клей, бумага, ножницы. Я надеюсь, вы не забыли, как нужно обращаться с этими предметами. Складываем листок вдвое, прикладываем к листу свою ладонь, обводим ее контур, вырезаем. Получилось 2 крыла птицы. Обводим по трафарету туловище птицы, вырезаем его. Приклеиваем с одной стороны крыло, потом с другой стороны. Нарисуем глаза. Птица счастья готова! Я подарю свою птицу счастья злому волшебнику, пусть она напоминает ему о нашем занятии. (Птица счастья – поделка )

Дома, если хотите, напишите на каждом пальце то, что вы умеете делать.

Я бы хотела, чтобы каждый раз у вашей птицы счастья добавлялись все новые трудовые умения.

III. Заключительная часть: подведение итогов (рефлексия).


Воспитатель:Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Молодцы, девочки и мальчики! Каждый из вас сегодня хорошо потрудился. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили, где побывали и что делали? (высказывания детей) А так ли важен труд в нашей жизни? (Ответы детей)

- Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? Именно сейчас вы должны хорошо учиться.

Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.

- И пусть девизом вашей жизни станут слова:

«Землю солнце красит, а человека-труд».

Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили, где побывали и что делали? (высказывания детей) А так ли важен труд в нашей жизни? (Ответы детей)


На земле много разных профессий и все они интересные. Каждый человек

выбирает ту, которой захочет заниматься и приносить пользу другим людям. Но

чтобы получить профессию, стать профессионалом, надо много знать и многому

научиться. Я хочу, чтобы вы с детства научились помогать старшим, друг другу и

тогда у вас всё получится!


Стало быть, так и выходит,

Все, что мы делаем, нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно.

На этом наше занятие закончено, хотелось бы вам пожелать найти свое любимое дело в жизни, стать мастерами – золотые руки.