II. Основная часть 1.Беседа «Свобода – это нелегко». 2.Игра «Ассоциации». 3.Притча «Копеечка». 4.Беседа по высказыванию. 5.Беседа «Свобода и выбор». 6.Игра «Закончи предложения». | Поднимите руку, кто знает, что такое свобода. Кто желает рассказать о том, что это такое? Оказывается, свобода – это возможность человека поступать в соответствии с его желаниями. Как вы думаете, легко ли это? Кто-то считает, что легко, а кто-то сомневается. Но вот ещё вопрос: «Может ли человек быть свободным абсолютно во всём?». Наверняка, вам пока трудно ответить на этот вопрос. Кто желает узнать ответ? Тогда вперёд за работу! Предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Ассоциации». И сейчас я хотела бы, чтобы каждый из вас подумал о том, с чем у вас ассоциируется слово «свобода». Что пришло в голову? Молодцы! Для того, чтобы быть увереннее в том, что такое свобода, предлагаю вам ознакомиться с притчей, которая называется «Копеечка». Её прочитает нам Ваня. Остальные, внимательно слушайте, а после прочтения мы побеседуем о содержании притчи. Текст притчи: Шёл по дороге паренёк. Смотрит — копе́йка лежит. «Что же, – подумал он, — и копейка – деньги!» Взял её и положил в коше́ль. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел ты́сячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чу́вствует – кошелёк, вроде бы, то́лще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подиви́лся паренёк. – Была одна копейка, а теперь – тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашёл десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!». Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! – обрадовался счастли́вчик, – А что, если бы сто тысяч рублей нашёл? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!». Быстро раскрыл коше́ль, – и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его разду́мье взяло́: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расхо́ды большие…» И вдруг чувствует, что коше́ль-то стал лёгким-прелёгким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешёнька… Ребята, что произошло с героем притчи? Как вы думаете, почему сначала желания героя начали сбываться, а затем вернулось всё на прежнее место? Как бы вы поступили на месте парня? Молодцы! Какой вывод можно сделать из этой ситуации? Дети, я слышала такое высказывание: «Свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Как вы понимаете эти слова? Подумайте и скажите, так ли это? Почему? То есть можно сказать, что свобода имеет ограничения? А чем может быть ограничена свобода? Законом может быть ограничена? Конечно! Ведь те люди, которые совершают преступления или плохие поступки, обычно, получают наказания. Отсюда следует вывод о том, что свобода ограничивается правилами и нормами поведения, верно? Ребята, а что такое выбор? Как вы считаете, выбор и свобода – это одинаковые вещи? Почему? И это действительно так. Свобода – это возможность выбора. Свобода – это более общее понятие, а выбор – это одна из составляющих свободы. Ребята, вам приходилось делать выбор? Что это были за ситуации? Спасибо! Как вы думаете, сколько видов свободы выделяют учёные? Оказывается, три вида! Первый – это свобода собственная, личная, перед собой. Мне кажется, это самая ответственная свобода, так как человек регулирует свои действия сам, поступает по совести. Второй вид – это свобода перед окружающими. Например, вы свободно себя ощущаете в парке на прогулке, но не нарушаете правила поведения в общественном месте, потому что уважаете окружающих вас людей, оборудование, которое размещено в парке и, прежде всего, уважаете себя. Третий вид свободы – это свобода в школе или другом месте, где вы находитесь. В школе есть определённые правила поведения, и вот она, свобода, благодаря которой вы понимаете, как можно поступать, а как поступать не рекомендуется. Какой вид свободы, по вашему мнению, наиболее важный? Молодцы! А сейчас я предлагаю снова сыграть в игру «Закончи предложения». Я буду читать вам начало предложения, а вам необходимо его дополнить в соответствии со своим выбором. - Я хочу… - Мне нельзя… - Я могу быть… - Мне можно… Я начну. Я хочу… дарить людям добро и положительные эмоции. Продолжаем по цепочке. Прекрасно! | Поднимают руки. Рассказывают. Слушают учителя. Птица, небо, воздух, ветер. Читает притчу и слушают одноклассника. Желания героя были благонамеренными, направленными на хорошие поступки. Но мальчик захотел большего. А когда многого хочешь, теряешь последнее. Нужно дорожить тем, что имеешь. Рассуждают над высказыванием. Да. Да, правильно. Это возможность выбирать. Нет. Рассказывают о ситуациях. Слушают педагога. Отвечают на вопросы. Участвуют в игре и осуществляют выбор. | Ф | Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 |