ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА
ФИО
Тема: Периметр многоугольника (2 класс 1 часть)
Цель: познакомить с понятием «периметр многоугольника», формировать умения находить периметр многоугольника.
Задачи:
1. Образовательная: помочь учащимся усвоить представления о периметре многоугольника и способах его нахождения, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях; обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы.
2. Развивающие: развивать речь учащихся, познавательную активность, умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя; совершенствовать мыслительные операции; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции; развивать навык самооценки.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, усидчивость, внимание, воспитание адекватной самооценки.
Планируемые результаты познакомятся с понятием «периметр многоугольника», будут учиться находить периметр многоугольника.
Форма проведения: урок
Этапы занятия, задания | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, методы, приёмы обучения |
Мотивационный момент | 1 мин | - Здравствуйте ребята, меня зовут Есения Дмитриевна и сегодня фрагмент урока математики проведу у вас я. - Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне. Говорят, что хорошее настроение помогает справиться даже с самой трудной задачей, так давайте проверим это замечательное правило на нашем уроке. - Проверьте готовность к уроку. На партах у вас должны лежать … - Ребята, сегодня у нас не простой урок, жители страны Геометрия вызывают нас на помощь. Обратите внимание, на столах у каждого есть маршрутные листы. По ходу работы на уроке мы будем обращаться к ним, и отмечать успешно выполненные задачи. | Слушают учителя, настраиваются на продуктивную деятельность | Фронтальная форма |
Актуализация ранее изученных знаний с целью подготовки к введению нового материала | 3 мин | Итак, отправляемся! Мы прибыли на первую станцию под названием «Ломаная». Посмотрите на рабочий лист, задание под №1, что на нём изображено? Ломаная - Скажите, что представляет собой ломаная? Это прямая линия или кривая? (Кривая) - Из чего состоит ломаная? (Из звеньев) - А что такое звено? Какая фигура имеет и начало, и конец, при этом представляя собой прямую линию? (Отрезок) - С помощью чего можем найти длину отрезка? (С помощью линейки) - Вспомним правило нахождения длины отрезка с помощью линейки: Начало отрезка совпадает с нулём, а конец отрезка совпадает с соответствующим числом на линейке. - Как найти длину ломаной? (Нужно измерить длины всех звеньев, а затем сложить полученные результаты) - Сейчас, работая в парах, поможем жителям страны Геометрия измерить длину ломаной, представленной у вас на карточках. - Чему равна длина ломаной? (9 см) | Работая в парах, находят значение выражений. Осуществляют самопроверку по слайду. | Парная работа |
Постановка проблемы, темы, цели урока | 2 мин | - Вы справились с первой задачей, можете поставить галочку возле первой станции под названием «Ломаная» в своем маршрутном листе. - А мы уже прибыли на вторую станцию «Неизведанную» - Жители города посчитали, что незамкнутая ломаная занимает слишком много места, поэтому замкнули её. Посмотрите, что произошло? Сколько углов образовалось у данной фигуры? (Много углов) - Если у фигуры много углов, значит, как мы можем её назвать? (многоугольник) - Верно, а что мы можем находить у многоугольников? (длины сторон) - А что еще можем найти у многоугольника, измерив длины сторон? Вижу вы затрудняетесь. Ребята, у многоугольника можно найти его периметр. - Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Периметр многоугольника) - Значит, с чем мы сегодня познакомимся? (С периметром многоугольника) - А вы знаете как находить периметр многоугольника? (Нет) - Значит, какую задачу поставим перед собой? (Учиться … находить периметр многоугольника) - Ребята, вот мы и справились с трудностями, встретившимися нам на данной станции. За успешное выполнение поставьте галочку возле станции «Неизведанной» | Называют фигуры, представленные на доске. Сталкиваются с проблемной задачей. Формулируют тему и цели урока. | Метод беседы |
Открытие нового знания | 5 мин | - Мы прибыли на станцию «Знаниевую» - Но жители города не пускают нас на неё. Они спрашивают, как вы думаете, что значит слово «периметр»? - Ребята, слово пери́метр переводится как «внешняя граница чего-либо». В древнем Египте границы земельных участков измеряли ходьбой. Египтяне шли по границе своего участка и измеряли его. Так и появилось слово «пире» - ходить и «метрос» - измерять. ПЕРИМЕТР. -Отметим успешно пройденную станция галочкой. Ребята, в начале урока вы испытывали затруднения в нахождении периметра многоугольника, сейчас мы познакомимся с правилом нахождения периметра многоугольника. Но жители страны Геометрии очень любят игры, поэтому чтобы познакомиться с правилом нам нужно немного потрудиться. Разделитесь на 2 группы по 3. - Посмотрите, в правиле спрятаны некоторые слова. Чтобы восстановить правило, необходимо работая в группах, определить из каких чисел состоит то или иное число и поднять соответствующие карточки. Например, я говорю: «Набери 13» и вы показываете карточки 8 и 5, т.к. в сумме они дают число 13. (Набери 12; набери 11; набери 10) Сл. -Ребята, вы большие молодцы, успешно справились с заданием, отметьте это галочкой в маршрутном листе и теперь мы можем перейти к станции «Правило» и познакомиться с ним. Прочитайте правило про себя. Прочитайте правило вслух. - Что такое периметр? (Периметр – это сумма длин всех его сторон) - Какой буквой обозначается периметр на письме? (Латинской буквой Р) - Значит, чтобы найти периметр многоугольника, что нужно сделать сначала? (Сначала необходимо измерить длины сторон) - С помощью чего мы это делаем? (с помощью линейки) - Вспомним правило нахождения длин сторон многоугольника с помощью линейки. Начало стороны совпадает с нулём, конец стороны совпадает с соответствующим числом на линейке. - Что нужно сделать после того, как узнали длины сторон? (Сложить известные нам длины) - Очень многое узнали мы на данной станции, отметим успешность ее прохождения галочкой в маршрутном листе. | Знакомятся с правилом нахождения периметра многоугольника. Учатся находить периметр многоугольника самостоятельно. | Работа с учебником, беседа; фронтальная, индивидуальная формы |
Применение нового знания (1 задание из учебника) | | - Для того, чтобы подтвердить наши выводы мы прибыли на станцию «Практическую». -Откройте учебники на стр. 42-ой. Обратите внимание на задание под номером 1-ым. Прочитайте про себя. Прочитайте вслух первый вопрос. (Измерь стороны многоугольников и найди периметр каждого из них в сантиметрах.) - С помощью чего будем находить длины сторон многоугольников? (С помощью линейки) - Измерьте длины сторон первого многоугольника. (Дети проводят измерения в учебнике, учитель на доске). - Чему они равны? (5 см, 3 см, 1 см и 6 см) (Учитель записывает на доске, под фигурой) - Как найти периметр данного многоугольника, зная длины его сторон? (Нужно сложить результаты измерений (Р = 5 см + 3 см + 1 см + 6 см = 15 см) - Верно. Посмотрите, мы получили пример с помощью которого найдем периметр многоугольника. - Найдите периметр следующего многоугольника и запишите пример, с помощью которого найдем периметр данного многоугольника. Записываем решение с комментированием, не забываем подписывать единицы длины. Комментирует … Р = 3 см + 3 см + 5 см = 11 см - Какой результат получили? (11 см) - Значит, чему равен периметр второго многоугольника? (11 см) - Если у вас успешно получилось справиться с заданием на данной станции, поставьте галочку в маршрутном листе. | Выполняют задание из учебника. | Работа с учебником, беседа; фронтальная, индивидуальная формы |
Итог этапа | 1 мин | - С чем мы сегодня познакомились? (С периметром многоугольника) - Что такое периметр многоугольника? (Сумма длин всех сторон) - Что мы учились делать? (Находить периметр многоугольника) - Как найти периметр многоугольника? Что нужно сделать сначала? (Измерить длины всех его сторон) - Затем что нужно сделать? (Сложить полученные результаты) - Обратите внимание, на слайде представлен алгоритм составления синквейна. Сейчас мы с вами вместе составим синквейн по изученной на уроке теме. 1 строка: 1 существительное - название темы (Периметр) 2 строка: 2 прилагательных (длинный, сложный/легкий) 3 строка: 3 глагола (Находить, измерять, считать) 4 строка: фраза, предложение (по теме) Сумма длин всех сторон 5 строка: заключение, в форме существительного (Математика) | Подводят итог урока, отвечая на вопросы учителя. | Беседа, фронтальная форма |
Рефлексия | | - На протяжении всего урока мы пользовались маршрутными листами и отмечали успешное прохождение определённых станций. Поднимите руку, у кого во всех клеточках стоят галочки? - Вы большие молодцы, справились с поставленной на урок задачей. Урок окончен. | Осуществляют рефлексию деятельности. | Работа на листах самооценки. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА
ФИО
Тема: Дециметр (1 класс 2 часть)
Цель: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром, на основе ранее изученной единицы длины – сантиметр, учить строить отрезок, заданной длины.
Задачи:
Образовательная: учить измерять, чертить отрезки заданной длины; закреплять знания нумерации чисел: сравнивать работу с образцом, работать по инструкции делать выводы; закреплять знания нумерации чисел.
развивающие: способствовать формированию компетенции личностного самосовершенствования, коммуникативной компетенции (работа в паре); развивать умение рассуждать и анализировать.
воспитательные: воспитывать интерес к предмету, усидчивость, внимание, воспитание адекватной самооценки
Планируемые результаты: познакомятся с новой единицей измерения длины – дециметром, на основе ранее изученной единицы длины – сантиметр, научатся строить отрезок, заданной длины.
Форма проведения: урок
Этапы занятия, задания | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, методы, приёмы обучения |
Мотивационный момент | 1 мин | - Здравствуйте ребята, меня зовут Есения Дмитриевна и сегодня фрагмент урока математики проведу у вас я. - Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне. Говорят, что хорошее настроение помогает справиться даже с самой трудной задачей, так давайте проверим это замечательное правило на нашем уроке. - Проверьте готовность к уроку. На партах у вас должны лежать … Ребята, сегодня у нас не простой урок, Фокусник приглашает нас в гости, но путь к нему будет не простой. Нам предстоит выполнить интересные задания и отыскать дорогу к нему. Обратите внимание, на столах у каждого есть маршрутные листы. По ходу работы на уроке мы будем обращаться к ним, и отмечать успешно выполненные задачи. | Слушают учителя, настраиваются на продуктивную деятельность | Фронтальная форма |
Актуализация ранее изученных знаний с целью подготовки к введению нового материала | 3 мин | - Скажите, где может работать жонглер? (в цирке) - А кого еще мы можем встретить в цирке? (разных животных) Ребята, нам встретился фокусник. Он предлагает поиграть в игру «Волшебный мешочек. Вы достаете из мешочка число, называете его и проговариваете, сколько в нём десятков и сколько единиц. Успешность прохождения станции под названием «Волшебный мешочек» отметьте галочкой в маршрутном листе. | Работая в парах, записывают числа в порядке возрастания. Осуществляют самопроверку по слайду. | Групповая работа |
Постановка проблемы, темы, цели урока | 2 мин | - Ребята, сейчас объединитесь в группы по 3 и послушайте задачу ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ. Однажды фокусник решил подготовить интересный номер, используя цветные полосочки, но не мог определить, какие подойдут по длине. У него получилось измерить длину лишь одной. Измерьте длины полосок, на них запишите результат измерений с ед. измерения. Какой длины красная полоска? 1 см -Какой длины синяя полоска? 7 см Какой длины зеленая полоска? 10 см - Ребята, а у фокусника в результате измерений зел полоска равна 1 дм - Что же это за интересное слово? (КАРТОЧКА) - Вы знаете что такое дециметр? (НЕТ) - С чем познакомимся на уроке? (с дециметром) - Значит какая тема урока? (Дециметр) - Какую задачу поставим перед собой? (Узнать … что такое дециметр, Что мы измеряли? (Длину полосок) Значит что будем измерять в дециметрах? будем учиться … измерять длину в дециметрах | Сталкиваются с проблемной задачей. Формулируют тему и цели урока. | Метод беседы |
Открытие нового знания | 5 мин | - Ребята, сначала узнаем, что значит слово «дециметр» - Мы умеем считать десятками. На латинском языке 10 - это «деци», а на древнегреческом «метрос» - метр. Так и появилось слово ДЕЦИМЕТР. Дециметр – это единица длины, больше 1 см. Ребята, синяя полоска и есть 1 дм. Что означает деци? (10) - А что означает метрос? (метр) - Какие ед длины вы знаете? (сантиметр) - Узнаем, сколько см в одном дм. - Обратите внимание, в результате измерений вы определили, что красная полоска равна 1 см СЕЙЧАС ПОРАБОТАЕМ В ПАРАХ. Вспомним правила… Методом наложения Определите, сколько раз красная полоска, помещается в синей. Чья группа готова, ручки в замочек. - Сколько раз по 1 см поместилось на синей полоске, равной 1 дм? (10 раз) -Значит чему равен 1 дм – 10 см ( НА КАРТОЧКЕ РАВЕНСТВО 10СМ=1ДМ) - отметим успешно выполненное задание галочкой. - Итак, сформулируем наши выводы, познакомившись с правилом «Найди ошибку» - У каждого на парте есть карточка с понятием дециметр. Но карточка не простая, найдите ошибку и исправьте ее. У кого получилось такое же определение? СЛ Перепроверим свои выводы на стр. 51. - Вы большие молодцы! - За успешное прохождение данной станции, поставьте галочку в маршрутном листе возле станции «Правило». - Итак, подтвердим наши выводы, выполнив номер 2-ой на странице учебника. | Узнают, что такое дециметр и чему он равен. | Работа с учебником, беседа; фронтальная, индивидуальная формы |
Применение нового знания (1 задание из учебника) | | - Прочитайте задание про себя. Прочитайте задание вслух. Что нужно сделать? Начертить отрезок, длиной 12 см (1 дм 2 см) ЗАПИШЕМ ЭТО РАВЕНСТВО - Возьмите листочки в клеточку, начертите в них отрезок длиной 12 см или 1 дм 2 см. Над отрезком подпишите его длину в дециметрах. НАПОМИНАЮ, начало отрезка совпадает с нулем на линейке, конец с соотв числом. - Итак, сколько десятков в числе 12? (1 десяток) -Значит сколько дециметров в данном числе? (1 дм) - Сколько единиц в числе 12? (2 единицы) - Значит, сколько сантиметров в данном числе? (2 см) - Исходя из этого, скажите, скольким дм и скольким см равен отр? НИЖЕ СОСТАВИМ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ РАВЕНСТВО. 12 см = 1 дм 2 см - Самостоятельная работа - Итак, работая в парах, начертите на карточке 2 отрезка: длиной 1 дм 5 см ниже составьте и запишите соответствующее равенство. - За успешное прохождение данной станции, поставьте галочку в маршрутном листе возле станции «Умники» и вот мы добрались до нашего фокусника, к которому так долго шли. Зато посмотрите, какое интересное и познавательное приключение у нас получилось. | Выполняют задание из учебника. | Работа с учебником, беседа; фронтальная, индивидуальная формы |
Итог этапа | 1 мин | - Повторим, что такое дециметр? (единица длины, более крупная, чем сантиметр) - Сколько см в 1 дециметре? (10 см) - Сколько дм в 1 сантиметре? (1 дм) Какие задачи ставили перед собой. - Обратите внимание, на слайде представлен алгоритм составления синквейна. На карточках составьте и запишите синквейн по изученной на уроке теме. 1 строка: 1 существительное - название темы 2 строка: 2 прилагательных 3 строка: 3 глагола 4 строка: фраза, предложение (по теме) 5 строка: заключение, в форме существительного | Подводят итог урока, отвечая на вопросы учителя. | Беседа, фронтальная форма |
Рефлексия | | - На протяжении всего урока мы пользовались маршрутными листами и отмечали успешное прохождение определённых станций. Поднимите руку, у кого во всех клеточках стоят галочки? - Вы большие молодцы, справились с поставленной на урок задачей. Урок окончен. | Осуществляют рефлексию деятельности. | Работа на листах самооценки. |
ФИО
Тема: Нумерация. Класс единиц и класс тысяч (4 класс 1 часть)
Цель: познакомить с классом тысяч и его разрядами, формировать умения читать и записывать многозначные числа; образовывать, записывать и сравнивать числа, которые больше 1000.
Задачи:
Образовательные: учить читать и записывать многозначные числа; образовывать, записывать и сравнивать числа, которые больше 1000.
Развивающие: развитие вычислительных навыков, логического мышления, математической речи.
Воспитательные: воспитание интереса к математике, любознательности
Планируемые результаты познакомятся с классом тысяч и его разрядами, будут учиться читать и записывать многозначные числа; образовывать, записывать и сравнивать числа, которые больше 1000.
Форма проведения урок
Этапы занятия, задания | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, методы, приёмы обучения |
Мотивационный момент | 1 мин | - Здравствуйте ребята, меня зовут Есения Дмитриевна и сегодня фрагмент урока математики проведу у вас я. - Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне. Говорят, что хорошее настроение помогает справиться даже с самой трудной задачей, так давайте проверим это замечательное правило на нашем уроке. - Проверьте готовность к уроку. На партах у вас должны лежать … - На протяжении урока мы с вами будем работать в маршрутных листах и оценивать свою работу в них. | Слушают учителя, настраиваются на продуктивную деятельность | Фронтальная форма |
Актуализация ранее изученных знаний с целью подготовки к введению нового материала | 2 мин | - Скажите, какое сейчас время года? (Осень) - А как называется осеннее природное явление, когда листья начинают опадать с деревьев? Листопад) -Верно, и сегодня ночью случился такой листопад. - на слайде представлена таблица классов и разрядов, но из-за сильного листопада мы не можем увидеть числа, которые записаны в ней. Сегодня на уроке восстановим таблицу. - Назовите разряды начиная с наименьшего (ед, дес, сотни) - Прочитайте число, записанное в таблице (372) - Сколько в этом числе единиц в разряде десятков тысяч? - Сколько в данном числе единиц в разряде десятков? - Сколько в данном числе единиц в разряде единиц тысяч? - Сколько всего единиц второго класа? - Сколько всего единиц первого класса? - Оцените свою работу, поставив галочку в кружочке возле задания «Повтори разряды» в маршрутном листе. | Работая в парах, находят ошибку. Осуществляют самопроверку по слайду. | Парная работа Приём «Найди ошибку» |
Постановка проблемы, темы, цели урока | 2 мин | - Ребята, обратите внимание 3 разряда объединяются, но как вы думаете во что? Что же скрыто за этими листочками? Я ВИЖУ ВЫ ЗАТРУДНЯЕТЕСЬ - 3 разряда объединяются в 1 класс - Вы знаете что это за класс, какое у него есть свое название и что судя по таблице есть еще и другие классы и разряды? ВИЖУ ЗАТРУДНЕНИЕ - Значит, с чем мы сегодня познакомимся? (с классами чисел) - Какие задачи поставим перед собой узнать, что такое класс числа, из каких классов состоят числа и из каких разрядов состоят классы; учиться читать и записывать числа, состоящие из разных классов - Итак, приступим к решению первой задачи | Сталкиваются с проблемной задачей. Формулируют тему и цели урока. | Метод беседы |
Открытие нового знания | 5 мин | - Разряд единиц, десятков, сотен оъединяется в 1 класс. ПЕРВЫЙ КЛАСС НАЗЫВАЕТСЯ КЛАСС ЕДИНИЦ (листочек открывается) - Есть класс который выше класса единиц. Как вы думаете, какой номер этого класса? (второй класс) (листочек открывается) - ВТОРОЙ КЛАСС НАЗЫВАЕТСЯ КЛАСС ТЫСЯЧ (листочек открывается) - По сколько разрядов объединяется в этих классах? (по 3) - Посмотрите, в классе единиц есть разряд ед, дес, сотен. - Предположите, какие разряды могут быть в классе тысяч? (…) - Сейчас будем читать число, состоящее из единиц класса ед и класса тысяч. Слушайте внимательно (372 031) - Сколько знаков в данном числе (много) -Значит как назыввается такое число? (многозначное) - Когда читаем многозначное число, сначала называем ед класса тысяч и ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОБАВЛЯЕМ НАЗВАНИЕ КЛАССА (372 тысячи) -А ед класса единиц просто перечисляем, не называя название класса (21) - Итак получилось число 372 тысячи 21 - В каком разряде нет единиц? (в разряде сотен) - Как это обозначено? (В числе стоит ноль) - Верно, ноль мы обязательно пишем, чтобы сохранить разряд. РАБОТА С КЛАСТЕРОМ -Разберем, как же образуется каждый разряд и класс. В классе единиц 10 единиц объединяются, образовывая 1 десяток, Сколько десятков объединяются и образовывают 1 сотню? Сколько раз по 10 нужно вщять чтоюы получить соттню (10) Сколько сотен должно объединиться, чтобы образовать следующий разряд, единиц тысяч? (10 сотен) Сколько единиц тысяч должно объединиться, чтобы образовать разряд дес. Тысяч? Сколько десятков тысяч должно объединиться, чтобы образовать разряд сотен тысяч? - Итак, сейчас мы с вами проговорили как образуются разряды в классе единиц Или порассуждайте в парах и предподложите, как образуются разряды в классе тысяч и ЗАПОЛНИТЕ КЛАСТЕР - Сейчас мы проговорили, как образуются разряды по классам. Теперь ЗАПОЛНИТЕ КЛАСТЕР, работая в парах. -Сверьте свои работы с образцом на слайде. У кого также, поднимите руку. - Проверим правильность наших выводов, познакомившись с правилом на стр. 22-й Оцените свою работу, поставив галочку в кружочке возле задания «Кластер» в маршрутном листе. | Знакомятся с правилом. | Работа с учебником, беседа; фронтальная, индивидуальная формы |
Применение нового знания (1 задание из учебника) | | - выполним номер из учебника. Обратите внимание на №84-й. Также, у каждого на парте есть распечатанная таблица классов и разрядов. Заполните ее, вписав числа, указанные в 84 номере учебника. После осуществим самопроверку по слайду. - Оцените свою работу, поставив галочку или крестик в кружочке возле задания «Заполни таблицу» в маршрутном листе. | Выполняют задание из учебника. | Работа с учебником, беседа; фронтальная, индивидуальная формы |
Итог этапа | 1 мин | Вернемся к задачам, поставленным вначале урока. узнали, что такое класс числа, из каких классов состоят числа и из каких разрядов состоят классы? научились читать и записывать числа, состоящие из разных классов? | Подводят итог урока, отвечая на вопросы учителя. | Беседа, фронтальная форма |
Рефлексия | | - На протяжении всего урока мы пользовались маршрутными листами и отмечали успешное прохождение определённых станций. Поднимите руку, у кого во всех клеточках стоят галочки? - Вы большие молодцы, справились с поставленной на урок задачей. Урок окончен. | Осуществляют рефлексию деятельности. | Работа на листах самооценки. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА
ФИО
Тема: Квадратный сантиметр (3 класс 1 часть)
Цель: знакомство с единицей измерения площади фигуры – квадратным сантиметром, учить измерять площади фигур в квадратных сантиметрах.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с квадратным сантиметром; учить сравнивать и вычислять площади фигуры.
Развивающие: формирование коммуникативных навыков работы в паре, группах; развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию.
Воспитательные: воспитание интереса к математике, любознательности
Планируемые результаты: познакомятся с единицей измерения площади фигуры – квадратным сантиметром, будут учиться измерять площади фигур в квадратных сантиметрах.
Форма проведения урок
Этапы занятия, задания | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, методы, приёмы обучения |
Мотивационный момент | 1 мин | - Здравствуйте ребята, меня зовут Есения Дмитриевна и сегодня фрагмент урока математики проведу у вас я. - Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне. Говорят, что хорошее настроение помогает справиться даже с самой трудной задачей, так давайте проверим это замечательное правило на нашем уроке. - Проверьте готовность к уроку. На партах у вас должны лежать … Обратите внимание, на столах у каждого есть маршрутные листы. По ходу работы на уроке мы будем обращаться к ним, и оценивать свою деятельность, отмечая успешно выполненные задачи. | Слушают учителя, настраиваются на продуктивную деятельность | Фронтальная форма |
Актуализация ранее изученных знаний с целью подготовки к введению нового материала | 3 мин | - Посмотрите, кто пришел на урок? (незнайка). Из какой сказки этот герой? (незнайка и его друзья) Кто автор рассказа? (…) Незнайке нужна помощь. Посмотрите, что изображено на слайде? (две геометрические фигуры.) Назовите их. (Четырехугольник и треугольник) - Скажите, какая фигура больше? (Четырехугольник) - значит, площадь какой фигуры больше? (четырехугольника) Верно, площадь четырехугольника больше площади треугольника. – Как поняли? (Это видно на глаз.) Сейчас поработаем в парах, на партах у вас лежат две фигуры назовите их (квадрат и круг) - Можем ли мы также на глаз определить площадь какой фигуры больше? (нет, это сложно) - Как поступим в таком случае? Какой способ мы знаем (Используем способ наложения фигур) - Наложите круг на квадрат. Площадь какой фигуры больше? (площадь квадрата) - Почему (круг полностью поместился в квадрате) -еще с помощью чего мы можем сравнить площади фигур? (с помощью мерок) Верно, часто бывает, что способом наложения и на глаз сравнить площади фигур нельзя. Тогда нам на помощь приходят мерки. - Что нужно сделать, чтобы найти площадь фигуры с помощью мерок? (посчитать квадраты, на которые разбита каждая фигура) - У вас на партах лежат фигуры с мерками. ТАКЖЕ РАБОТАЯ В ПАРАХ Определите, площадь какой фигуры больше? (синей) -Почему? Да действительно, ты совершенно прав. - Повторите, как мы сравнивали сейчас фигуры? (с помощью мерок) Оцените свою работу, поставив галочку в кружочке возле задания «Сравни фигуры» в маршрутном листе. | Работая в парах, находят площадь прямоугольника. Осуществляют самопроверку по слайду. | Парная работа |
Постановка проблемы, темы, цели урока | 2 мин | Обратите внимание в конвертах есть отрезок, найдите длину данных отрезков. Какую длину получили? Верно. - Что мы сейчас измеряли у отрезков? Длину - В чем мы ее измеряли? (в см) -А с какой величиной вы познакомились на прошлом уроке? (с площадью) - А в чем измеряется площадь? Я ВИЖУ ВЫ ЗАТРУДНЯЕТЕСЬ Если длина имеет свои ед измерения, то как вы думаете, площадь имеет свои ед изм? (Да) Значит какая тема урока? Единицы площади - что узнаем? Что такое еди площади -что будем учиться делать? Измерять площадь с помощью известных единиц | Сталкиваются с проблемной задачей. Формулируют тему и цели урока. | Метод беседы |
Открытие нового знания | 5 мин | - Итак, у вас на столах есть фигура. Незнайка спрашивает Скольким меркам равна ее площадь? 4 - На форму какой геометрической фигуры похожа одна мерка? (квадрат) Возьмите линейки и найдите длину одной мерки. -Ребята, КВАДРАТ СО СТОРОНОЙ 1 СМ НАЗЫВАЕТСЯ КВ СМ (карточка) Это единица измерения площади. - Подтвердим наши выводы, познакомившись с правилом. - Откройте учебники на странице 58-ой. Обратите внимание на правило возле красной черты. Прочитайте правило про себя. Прочитайте правило вслух. - Что такое квадратный сантиметр? (Квадратный сантиметр — это площадь квадрата со стороной 1 см) - Как обозначают квадратный сантиметр? (Его обозначают как 1 см²) Ребята, вы справились с заданием, и помогли незнайке узнать новое правило. Оцените свою работу, поставив галочку в кружочке возле задания «Правило» в маршрутном листе. | Знакомятся с понятием «квадратный сантиметр». | Работа с учебником, беседа; фронтальная, индивидуальная формы |
Применение нового знания (1 задание из учебника) | | - Подтвердим наши выводы, и поможем незнайке выполнить задание из учебника. Обратите внимание на задание под номером 1-ым. Прочитайте, что необходимо сделать? - Объединившись в группы по 3, сосчитайте, сколько квадратных сантиметров в каждой фигуре, затем мы сравним площади данных фигур. 2 минутки на обсуждение. Кто готов, поднимите руки, сцепленные в замочек. - Итак, первая группа, скольким квадратным см равна 1 фигура? (8 см кв.) - Вторая группа, скольким квадратным см равна 2 фигура? (7 см кв.) - Зная площади данных фигур, можем ли мы сравнить их? (Да) - У какой фигуры площадь больше, у 1-ой или у 2-ой? (У первой фигуры площадь больше, т.к. 8 больше 7) - Вы большие молодцы, помогли незнайке решить задание. Оцените свою работу, поставив галочку в кружочке возле задания «Практическое» в маршрутном листе. | Выполняют задание из учебника. | Работа с учебником, беседа; фронтальная, групповая формы |
Итог этапа | 1 мин | Итак, ребята, с какой единицей площади мы сегодня познакомились? (с квадратным сантиметром) - Сейчас поиграем в игру кулачок-ладошка. Я называю утверждение, если вы с ним согласны – покажите ладошку, если нет – кулачок. - Сантиметр – единица измерения площади - Кв. сантиметр – единица измерения площади - Квадратный сантиметр — это площадь квадрата со стороной 10 см - Квадратный сантиметр — это площадь четырёхугольника со стороной 1 см - Квадратный сантиметр — это площадь квадрата со стороной 1 см - Квадратный сантиметр обозначают как 1 см (Можно показывать наглядные карточки) - Квадратный сантиметр обозначают как 1 см кв. | Подводят итог урока, отвечая на вопросы учителя. | Беседа, фронтальная форма |
Рефлексия | | Вернемся к задачам, поставленным вначале урока. - узнали Что такое единицы площади -научились Измерять площадь с помощью известных единиц | Осуществляют рефлексию деятельности. | Работа на листах самооценки. |
| | - На протяжении всего урока мы пользовались маршрутными листами и отмечали успешное прохождение определённых станций. Поднимите руку, у кого во всех клеточках стоят галочки? - Вы большие молодцы, справились с поставленной на урок задачей. Урок окончен. | | |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА
ФИО
Тема: Квадратный сантиметр (3 класс 1 часть)
Цель: знакомство с единицей измерения площади фигуры – квадратным сантиметром, учить измерять площади фигур в квадратных сантиметрах.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с квадратным сантиметром; учить сравнивать и вычислять площади фигуры.
Развивающие: формирование коммуникативных навыков работы в паре, группах; развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию.
Воспитательные: воспитание интереса к математике, любознательности
Планируемые результаты: познакомятся с единицей измерения площади фигуры – квадратным сантиметром, будут учиться измерять площади фигур в квадратных сантиметрах.
Форма проведения урок
Этапы занятия, задания | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы, методы, приёмы обучения |
Мотивационный момент | 1 мин | - Здравствуйте ребята, меня зовут Есения Дмитриевна и сегодня фрагмент урока математики проведу у вас я. - Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне. Говорят, что хорошее настроение помогает справиться даже с самой трудной задачей, так давайте проверим это замечательное правило на нашем уроке. - Проверьте готовность к уроку. На партах у вас должны лежать … Ребята, сегодня у нас не простой урок, нам с вами предстоит отправиться в морское путешествие на пиратском корабле! Нам предстоит выполнить интересные задания и отыскать сокровища. Обратите внимание, на столах у каждого есть маршрутные листы. По ходу работы на уроке мы будем обращаться к ним, и оценивать свою деятельность, отмечая успешно выполненные задачи. | Слушают учителя, настраиваются на продуктивную деятельность | Фронтальная форма |
Актуализация ранее изученных знаний с целью подготовки к введению нового материала | 3 мин | - Посмотрите, кто пришел на урок? (незнайка). Из какой сказки этот герой? (незнайка и его друзья) Кто автор рассказа? (…) Незнайке нужна помощь. Посмотрите, что изображено на слайде? (две геометрические фигуры.) Назовите их. (Четырехугольник и треугольник) - Скажите, какая фигура больше? (Четырехугольник) - значит, площадь какой фигуры больше? (четырехугольника) Верно, площадь четырехугольника больше площади треугольника. – Как поняли? (Это видно на глаз.) Сейчас поработаем в парах, на партах у вас лежат две фигуры назовите их (квадрат и круг) - Можем ли мы также на глаз определить площадь какой фигуры больше? (нет, это сложно) - Как поступим в таком случае? Какой способ мы знаем (Используем способ наложения фигур) - Наложите круг на квадрат. Площадь какой фигуры больше? (площадь квадрата) - Почему (круг полностью поместился в квадрате) -еще с помощью чего мы можем сравнить площади фигур? (с помощью мерок) Верно, часто бывает, что способом наложения сравнить площади фигур нельзя. Тогда нам на помощь приходят мерки. - Что нужно сделать, чтобы найти площадь фигуры с помощью мерок? (посчитать квадраты, на которые разбита каждая фигура) - У вас на партах лежат фигуры с мерками. Определите, площадь какой фигуры больше? (синей) -Почему? Да действительно, ты совершенно прав. - Повторит, как мы сравнивали сейчас фигуры? (с помощью мерок) | Работая в парах, находят площадь прямоугольника. Осуществляют самопроверку по слайду. | Парная работа |
Постановка проблемы, темы, цели урока | 2 мин | Для того чтобы наиболее точно сравнить фигуры с помощью мерок, мерки должны быть одинаковыми Как вы думаете, существуют точные меры для определения площади геометрических фигур, Я ВИЖУ ВЫ ЗАТРУДНЯЕТЕСЬ - Действительно, у величин площади есть свои ед. изм. - Значит какая тема урока? (Ед. площади) - что узнаем? Что такое еди площади -что будем учиться делать? Измерять площадь с помощью известных единиц - Итак, у вас на столах есть фигура. Скольким меркам равна ее площадь? 4 - На форму какой геометрия фигуры похожа одна мерка? (квадрат) Возьмите линейки и найдите длину одной мерки. -Ребята, КВАДРАТ СО СТОРОНОЙ 1 СМ НАЗЫВАЕТСЯ КВ СМ (карточка) Это единица измерения площади. - Ребята, посмотрите, что я обнаружила на нашем пиратском корабле. Это же настоящее пиратское письмо. Хотелось бы его прочитать, но мы не сможем этого сделать, т.к. на него наложено заклятье. А чтобы разорвать волшебные чары, нужно решить задание: - Сейчас разделитесь на 2 группы. У каждой группы есть свои фигуры, обозначенные мерками. Можем ли мы определить площадь данных фигур способом наложения? (нет) - А теперь посчитайте мерки у своих фигур. Первая группа, площадь какой фигуры больше? (площадь обоих фигур одинакова). Вторая группа, площадь какой фигуры больше? (площадь обоих фигур одинакова). - Итак, как мы поняли, что площади фигур одинаковые? (посчитали квадраты, на которые разбита каждая фигура и сравнили результаты) Ребята, вы большие молодцы. Прочитаем, что же в нем написано? Сосчитай, сколько квадратных сантиметров в данной фигуре? - Ребята, а что это такое квадратный сантиметр? Я вижу вы затрудняетесь в ответе. Сегодня я предлагаю вам узнать, что же это такое. - Предположите, как звучит тема урока? (Квадратный сантиметр) - Какие задачи поставим перед собой? (Узнать … что такое квадратный сантиметр; Учиться измерять… площади фигур в квадратных сантиметрах) Ребята, вы справились с заданием, корабль плывет дальше, а вы за успешное выполнение задания поставьте галочку в маршрутном листе. | Сталкиваются с проблемной задачей. Формулируют тему и цели урока. | Метод беседы |
Открытие нового знания | 5 мин | Ребята, пришло время познакомиться с правилом и узнать, что же такое кв. сантиметр. Посмотрите, чайка принесла нам квадрат, сторона которого составляет 1 см. Как вы думаете, чему будет равна площадь данного квадрата? - Площадь квадрата, сторона которого 1 см – это единица площади – квадратный сантиметр. - Поработаем в парах. Посмотрите, перед вами лежат полоски, радом с данной полоской у каждой пары есть квадрат, сторона которого составляет 1 см, значит это какой сантиметр? (квадратный) - Приложите квадратный сантиметр к длинной полоске и посчитайте, сколько раз поместится кв. см в данной полоске? (7 раз) - Значит, сколько кв. см составляет длина данной полоски? (7 кв. см) - Подтвердим наши выводы, познакомившись с правилом. - Откройте учебники на странице 58-ой. Обратите внимание на правило возле красной черты. Прочитайте правило про себя. Прочитайте правило вслух. - Что такое квадратный сантиметр? (Квадратный сантиметр — это площадь квадрата со стороной 1 см) - Как обозначают квадратный сантиметр? (Его обозначают как 1 см²) Ребята, вы справились с заданием, корабль плывет дальше, а вы за успешное выполнение задания поставьте галочку в маршрутном листе. | Знакомятся с понятием «квадратный сантиметр». | Работа с учебником, беседа; фронтальная, индивидуальная формы |
Применение нового знания (1 задание из учебника) | | - Подтвердим наши выводы, выполнив задание из учебника. Обратите внимание на задание под номером 1-ым. Прочитайте, что необходимо сделать? - Объединившись в группы по 3, сосчитайте, сколько квадратных сантиметров в каждой фигуре, затем мы сравним площади данных фигур. 2 минутки на обсуждение. Кто готов, поднимите руки, сцепленные в замочек. - Итак, первая группа, скольким квадратным см равна 1 фигура? (8 см кв.) - Вторая группа, скольким квадратным см равна 2 фигура? (7 см кв.) - Зная площади данных фигур, можем ли мы сравнить их? (Да) - У какой фигуры площадь больше, у 1-ой или у 2-ой? (У первой фигуры площадь больше, т.к. 8 больше 7) | Выполняют задание из учебника. | Работа с учебником, беседа; фронтальная, групповая формы |
Итог этапа | 1 мин | Итак, ребята, с какой единицей площади мы сегодня познакомились? (с квадратным сантиметром) - Сейчас поиграем в игру кулачок-ладошка. Я называю утверждение, если вы с ним согласны – покажите ладошку, если нет – кулачок. - Квадратный сантиметр — это площадь квадрата со стороной 10 см - Квадратный сантиметр — это площадь четырёхугольника со стороной 1 см - Квадратный сантиметр — это площадь квадрата со стороной 1 см - Квадратный сантиметр обозначают как 1 см (Можно показывать наглядные карточки) - Квадратный сантиметр обозначают как 1 см кв. | Подводят итог урока, отвечая на вопросы учителя. | Беседа, фронтальная форма |
Рефлексия | | - Обратите внимание, на ваших столах лежат листы самооценки работы на уроке. Поставьте галочку возле тех заданий, которые вы успешно выполнили, и поставьте крестик рядом с задачей, которая вызвала у вас трудности в выполнении. - Вы большие молодцы, справились с поставленной на урок задачей. Урок окончен. | Осуществляют рефлексию деятельности. | Работа на листах самооценки. |