1. Слово учителя. Работа с толковым словарем Слова «язык» и «речь» являются многозначными. Давайте определим значения этих слов. ЯЗЫК | РЕЧЬ | 1. подвижный мускулистый орган в ротовой полости; 2. блюдо, приготовленное из языка; 3. способность человека говорить, выражать свои мысли (отнялся язык); 4. способ, манера выражения, свойственные кому-либо ( у него злой язык); 5. объект или предмет, имеющий удлинённую, сужающуюся к концу форму (язык пламени); 6. народ, этнос (И назовёт меня всяк сущий в ней язык. А. С. Пушкин); 7. пленный (взять языка); 8. стиль речи, присущий кому-либо (язык Пушкина); 9. способность говорить, выражать словами мысль | 1. индивидуальная манера говорить (невнятная речь); 2. способность говорить, выражать словами мысль; 3. публичное выступление (произнести речь); 4. разговор, беседа (ото всюду слышалась речь) | Но между этими понятиями существенная разница Язык | Речь | 1. Нематериален 2. Отражает коллективный опыт 3. Конечен | 1. Материальна 2. Индивидуальна 3. Бесконечна | Язык – это средство общения, а речь – результат использования языковых средств. Понятия «язык» и «речь» соотносятся как общее и частное. Общее (язык) выражается в частном (речи). Язык – это система знаков и символов, речь – это процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только в речи. Единицами языка являются: фонема (на фонетическом уровне), слово, предложение и словосочетание. Единица речи – высказывание. Для него характерны смысловая значимость, интонационная оформленность, темп, ритм и т.д. Культура речи - владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения. Любой народ неоднороден ни по образованию, ни по степени уважения к языку, поэтому в одном и том же обществе представлены различные типы речевой культуры. Рассмотрим типологию речевой культуры из четырех компонентов: 1) элитарный тип речевой культуры (к носителям данного типа речевой культуры относятся люди с высшим образованием, самым высоким уровнем общей культуры. Для людей элитарного типа речевой культуры характерны привычка к самоконтролю речи, навык обращения к словарям, стремление расширять свои познания и совершенствовать речь, основываясь на авторитетных источниках. Представители этого типа не злоупотребляют иностранными словами, сниженной лексикой, используют в речи эвфемизмы - использование синонима, смягчающего значение слова); 2) среднелитературный тип речевой культуры (к носителям этого типа относится большинство людей со средним образованием и значительное количество людей с высшим образованием. В речи встречаются отклонения от норм (ошибки в произношении, в орфографии, пунктуации, используются жаргонизмы, слова-сорняки). Характерная черта людей этого типа - отсутствие привычки проверять себя с помощью словарей, принципиальная удовлетворенность своим уровнем культуры. Среднелитературный тип речевой культуры проник в СМИ, поэтому широко распространяется в современном обществе); 3) разговорно-обиходный тип речевой культуры (носители этого типа речевой культуры в любых условиях, даже в официальной обстановке пользуются только освоенной с детства разговорной речью. Данный тип речевой культуры - результат того, что его носитель никогда, даже при изучении русского языка в школе, не прикладывал усилий для овладения навыками хорошей речи. Ориентиром для него служит домашняя и уличная речь). 4) просторечный тип речевой культуры (его носители - малообразованные люди, пользуются только устной речью, в их высказываниях много слов и выражений, находящихся за пределами литературного языка. В целом, для этого типа характерна огрубленность речи). Анализируя данные типы речевой культуры, можно выделить три стороны речевой культуры или три аспекта речевой культуры - нормативный - владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах (правильная речь). - коммуникативный – умение выбирать и использовать, учитывая ситуацию общения, такие языковые средства, которые способствуют достижению поставленных задач коммуникации. - этический – знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях, соблюдение этики общения, т.е. речевой этикет (соблюдение нравственного кодекса народа, не выходить за рамки общечеловеческих этических норм, , знание культурных традиций и запретов). (Черкасова «Русский язык и культура речи» стр. 24 -30) 2. Взаимообучение (работа в парах). Консультации учителя Вопросы для обсуждения: 1. Назовите и охарактеризуйте формы существования языка. 2. Чем устная речь отличается от письменной? 3. Дайте определение понятиям «язык» и «речь». 4. Назовите сферы использования языка и речи. 5. Перечислите функции языка и речи. 6. Чем отличается речь правильная и хорошая? 7. Назовите качества хорошей речи, охарактеризуйте каждое из них (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств). |