СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Введение. Русский язык и культура речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект элективного учебного предмета по теме "Введение. Русский язык и культура речи" составлен с учетом системно-деятельностного подхода в обучении, соответствует требованиям ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Введение. Русский язык и культура речи"»

Введение. Русский язык и культура речи

Цели: изучение понятия «культура речи», актуализация лингвистических знаний по теме, расширение и углубление общих сведений о язы­ке,;

развитие культуры устного и письменного речевого общения, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с текстом, творческого мышления;

воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся.

Оборудование: эпиграф к уроку, раздаточный ма­териал для работы в группах.

Методические приемы:  чтение и анализ языкового материала, беседа, составление опорного конспекта.

Сценарий занятия


1. Оргмомент. Мотивация

Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слово не сказал!

Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади

2. Актуализация знаний

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Деятельность ученика

1) «Верю – не верю»

Верите ли вы, что…

1. Однажды известному режиссеру, основателю ТЮЗа А.А. Брянцеву позвонили из школы:

– Вам звОнит преподавательница…
– Не верю! – прервал Александр Александрович и повесил трубку.

Через минуту снова звонок.

– Товарищ Брянцев! Вам звОнит преподавательница. Почему вы не верите?

2. Сейчас, прощаясь, говорят не «до свидания», а «я тебя наберу» или «до связи»?

3. Два ученика 5б класса Паша и Стас в разговоре не смогли понять друг друга, хотя родной язык у обоих мальчиков – русский?

4. Когда к древнегреческому ученому Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул:

– Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!

Верите ли вы, что речь – это визитная карточка человека?

Язык – наш друг и наш враг?

2) Устное высказывание по теме «Язык – самое лучшее и самое плохое на свете».

3)Разминка: решение лингвистических задач, составленных Кронгаузом М.А.:

Задача 1
Это можно разжечь. Может разгореться, а может угаснуть. Может пылать. Что это?

Дрова, костер, спор, фонарь?

Задача 2
Это можно сохранить и иметь, но этим нельзя обладать. Это можно отдать, но нельзя взять. С этим можно выйти, но нельзя войти. Что это?

Авторитет, вещь, любовь, честь, яблоко?

Задача 3
За это можно взяться, но этого нельзя коснуться. До этого можно довести, и с этого можно свести, но на это нельзя возвести. Что это?

Дело, лестница, перила, победа, ум?






комментируют выполнение задания













высказываются по заданной теме




выполняют задания

3. Выявление места и причины затруднения

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Деятельность ученика

Организует обсуждение результатов предыдущего этапа

- Какие трудности вы испытали при выполнении предшествующих заданий? Почему?

Участвуют в полилоге.


4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Деятельность ученика

Организует беседу по постановке целей урока


ставят цели, составляют траекторию изучения темы урока (под руководством учителя).

5. Практи­ческая деятель­ность по реали­зации по­строенно­го проекта

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Деятельность ученика

1. Слово учителя. Работа с толковым словарем

Слова «язык» и «речь» являются многозначными. Давайте определим значения этих слов.

ЯЗЫК

РЕЧЬ

1. подвижный мускулистый орган в ротовой полости;

2. блюдо, приготовленное из языка;

3. способность человека говорить, выражать свои мысли (отнялся язык);

4. способ, манера выражения, свойственные кому-либо ( у него злой язык);

5. объект или предмет, имеющий удлинённую, сужающуюся к концу форму (язык пламени);

6. народ, этнос (И назовёт меня всяк сущий в ней язык. А. С. Пушкин);

7. пленный (взять языка);

8. стиль речи, присущий кому-либо (язык Пушкина);

9. способность говорить, выражать словами мысль

1. индивидуальная манера говорить (невнятная речь);

2. способность говорить, выражать словами мысль;

3. публичное выступление (произнести речь);

4. разговор, беседа (ото всюду слышалась речь)

Но между этими понятиями существенная разница

Язык

Речь

1. Нематериален

2. Отражает коллективный опыт

3. Конечен

1. Материальна

2. Индивидуальна

3. Бесконечна

Язык – это средство общения, а речь – результат использования языковых средств. Понятия «язык» и «речь» соотносятся как общее и частное. Общее (язык) выражается в частном (речи).

Язык – это система знаков и символов, речь – это процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только в речи.

Единицами языка являются: фонема (на фонетическом уровне), слово, предложение и словосочетание.

Единица речивысказывание. Для него характерны смысловая значимость, интонационная оформленность, темп, ритм и т.д.

Культура речи - владение нормами устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения.

Любой народ неоднороден ни по образованию, ни по степени уважения к языку, поэтому в одном и том же обществе представлены различные типы речевой культуры.

Рассмотрим типологию речевой культуры из четырех компонентов:

1) элитарный тип речевой культуры (к носителям данного типа речевой культуры относятся люди с высшим образованием, самым высоким уровнем общей культуры. Для людей элитарного типа речевой культуры характерны привычка к самоконтролю речи, навык обращения к словарям, стремление расширять свои познания и совершенствовать речь, основываясь на авторитетных источниках. Представители этого типа не злоупотребляют иностранными словами, сниженной лексикой, используют в речи эвфемизмы - использование синонима, смягчающего значение слова);

2) среднелитературный тип речевой культуры (к носителям этого типа относится большинство людей со средним образованием и значительное количество людей с высшим образованием. В речи встречаются отклонения от норм (ошибки в произношении, в орфографии, пунктуации, используются жаргонизмы, слова-сорняки). Характерная черта людей этого типа - отсутствие привычки проверять себя с помощью словарей, принципиальная удовлетворенность своим уровнем культуры. Среднелитературный тип речевой культуры проник в СМИ, поэтому широко распространяется в современном обществе);

3) разговорно-обиходный тип речевой культуры (носители этого типа речевой культуры в любых условиях, даже в официальной обстановке пользуются только освоенной с детства разговорной речью. Данный тип речевой культуры - результат того, что его носитель никогда, даже при изучении русского языка в школе, не прикладывал усилий для овладения навыками хорошей речи. Ориентиром для него служит домашняя и уличная речь).

4) просторечный тип речевой культуры (его носители - малообразованные люди, пользуются только устной речью, в их высказываниях много слов и выражений, находящихся за пределами литературного языка. В целом, для этого типа характерна огрубленность речи).

Анализируя данные типы речевой культуры, можно выделить три стороны речевой культуры или три аспекта речевой культуры

- нормативный - владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах (правильная речь).

коммуникативный – умение выбирать и использовать, учитывая ситуацию общения, такие языковые средства, которые способствуют достижению поставленных задач коммуникации.

этический – знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях, соблюдение этики общения, т.е. речевой этикет (соблюдение нравственного кодекса народа, не выходить за рамки общечеловеческих этических норм, , знание культурных традиций и запретов). (Черкасова «Русский язык и культура речи» стр. 24 -30)

2. Взаимообучение (работа в парах). Консультации учителя

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите и охарактеризуйте формы существования языка.

2. Чем устная речь отличается от письменной?

3. Дайте определение понятиям «язык» и «речь».

4. Назовите сферы использования языка и речи.

5. Перечислите функции языка и речи.

6. Чем отличается речь правильная и хорошая?

7. Назовите качества хорошей речи, охарактеризуйте каждое из них (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).


Работают с толковым словарем.

Делают записи в тетрадях













































































Составляют схему-опору/ кластер/ таблицу




6. Первич­ное закре­пление с коммен­тировани­ем во внеш­ней речи

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Деятельность ученика

1. Р.р. Работа по развитию культуры устной речи: выразительное чтение с последующим обсуждением

Задание: прочитайте стихотворение в прозе И. С. Тургенева. Актуальна ли сейчас высказанная писателем мысль? Обоснуйте свою точку зрения.

Русский язык

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя не верить, что такой язык не был дан великому народу! (И. Тургенев).


2. Р.р. Аналитическое задание: дифференцированная работа в парах с высказываниями.

1 уровень. Составьте и разыграйте с соседом по парте диалог на тему «Язык нашей семьи».

2 уровень. Составьте и разыграйте с соседом по парте диалог о том, почему мы должны владеть культурой речи..

3 уровень. Посовещавшись в парах, обоснуйте справедливость мнения:

«Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами),— русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».

3. Аналитические упражнения

Задания:

Прочитайте высказывания. Укажите, какие нелитературные единицы употреблены в них: диалектизмы, канцеляризмы, профессионализмы, жаргонизмы, просторечия.

1. Айда домой. Ты представляешь, клава-то у меня полетела. 2. На мат или на глянец клеили плёнку? 3. Собака пробралась в курятник, выгнала на улицу кочета. 4. Не успевал я сараем и сел на мотор. 5. Залез в няшу по колено. 6. Товарищ майор, у нас ещё один глухарь. 7. Сейчас разрулю всё по понятиям. 8. И хорошо же она спела а`капелла. 9. Ты реферат с компа скачала? 10. Тебе чё надо? 11. С этого момента творческих работников должна всерьёз заинтересовать методология отслеживания полезности своего труда. 12. …И плавно покатилась история, как один хитрец захотел перехитрить других, а его самого сделали. 13. Вау! Вот это класс! 14. — Когда спирт разводят, получается вполне приемлемый для употребления продукт, а когда министерство разводит целый регион, это никуда не годится. (В. Путин). 15. На педсовете учителя заострили вопрос об успеваемости. 17. Во главу угла в школе поставлена работа с родителями учеников. 18. — Чё ну? Я чисто с ментовки сейчас еду. 19. Старик хворый сёдни в лес грыбы ломать ходил, лопотина худая, да в дождь попал. Бает, лучче было бы не ходить.

Выраз. читают, отвечают на вопросы.













Создают речевое высказывание на заданную тему.









Выписывают диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, просторечия, канцеляризмы.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Деятельность ученика

1. Р.р. Творческая дифференцированная работа

Задание: прочитайте высказывания известных писателей о языке и, опираясь на полученные ранее сведения, выберите одно из них и согласитесь с ним или опровергните его.

«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью… Русский язык в умелых и опытных устах — певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен…» (А. Куприн)

«Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!» (Н. Карамзин)

Пишут творческую работу

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Деятельность ученика

Проводит подготовку к ГИА

Редактирование предложений:

Родители были уверены, что ихний ребенок продолжит семейное дело.

Они хотели устроить более лучшую жизнь.

Он всегда ложит локти на стол.

С наступлением весны дни становятся длиньше.

Кругом – никакого движения, только мельница махает своими крыльями.





Редактируют предложения


9. Этап рефлексии

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Деятельность ученика

Подведение итогов.

Прием «Продолжи предложение»

= Знать языковые нормы и владеть культурой речи необходимо/ не нужно….

Поясняет д/з: подобрать 7 – 10 пословиц, поговорок, афоризмов по теме «Слово, язык, речь»; объясните понятие «экология речи», дайте 3–4 совета школьнику-иностранцу, как избежать «загрязнения» речи, запишите их.


Высказывание уч-ся

Самооценка деятельности





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!