Тема: Мюзикл. Рок-опера.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: формирование знаний учащихся о музыке «третьего направления»- мюзикл, рок-опера.
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
формировать представление об основных особенностях рок-оперы, мюзикла. подвести учащихся к пониманию многообразия и безграничности музыкально-выразительных средств, роли синтеза искусств в развитии музыкальной культуры формировать певческие навыки (достижение ансамбля, выразительность ) | развивать музыкальные способности развивать творческое самовыражение в музыкальной деятельности развивать музыкальное восприятие – мышление развивать умения сравнивать и сопоставлять информацию о муз. искусстве | |
Методы: метод контраста, метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод обобщения через жанр.
Основные понятия: рок-опера, мюзикл, музыка «третьего направления»
УМК, ТСО: фонохрестоматия; запись фонограммы песни, музыкальных номеров балета; ноутбук; экран; мультимедиа-проектор; электронное фортепиано.
Ход урока
1.Организационный этап. Приветствие, заполнение журнала; проверка уровня готовности к уроку.
2. Проверка д. з. Актуализация знаний. Периодический контроль.
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. Познакомились с оперой 19 века «Князь Игорь», с современным балетом «Ярославна» Б. Тищенко. На первом уроке говорили о том, что музыку, которая несмотря на время создания является образцовой и лучшей, определяем как ….? классическую .
Если в музыке есть глубина содержания, заставляет задуматься, переживать, то как мы называем ее? Серьезная.
Если музыка более легкая для восприятия, имеет развлекательный характер, может восприниматься как фон, как ее называем? Легкая.
Но есть и такая музыка, которую нельзя отнести к серьезной академической музыке и в то же время сложно отнести к музыке легкой. Например, джаз, мюзикл, рок-опера это легкая или серьезная музыка….В 50-е гг. 20 века в США неслучайно возникло понятие «третье направление» - therdstream.Под этим понятием подразумевали , с одной стороны, сплав джаза (Джаз (англ. jazz) — род музыкального искусства, сложившийся под влиянием африканских ритмов, европейской гармонии, с привлечением элементов афроамериканского фольклора. Джаз как явление возник в 1910-х годах на юге США и быстро распространился во всех развитых странах) и академич. муз. традиций, с другой стороны, набор жанров, которые появились на стыке эстрадных и академических традиций – таких как рок-опера, мюзикл, саундтреки к популярным фильмам.
Композиторы (третье направление)- Э. Артемьев, Э. В. Денисов, А. Г. Шнитке, С. А. Губайдуллина.
Цель урока- узнать о музыке третьего направления, а именно о жанрах -рок-опереа и мюзикл.
4. Работа над темой урока. Первичное усвоение новых знаний.
Музыка третьего направления объединила приемы, технологию и эстетику музыку серьезной с доступностью музыки развлекательной, легкой, точнее говоря, коммерческой. Но важно то, что эта музыка передает общечеловеческие проблемы, передает тонкие переживания людей. Наряду с электронными муз. инструментами- в ней звучат и инструменты симфонического оркестра. Также действуют законы музыкальной драматургии развития музыки). – сочетаются громкие и тихие звучности, разные темпы, полифония- многоголосие, повторы, контрасты, развитие тем и т.д. И мелодии таких опер или саундтреков к фильмам становятся шлягерами. Композиторы 20- нач. 21 века сами стали относить свою музыку к третьему направлению. И это было продиктовано временем- они писали музыку, которая сохраняла традиции серьезной классической музыки и в то же время, отражала современную действительность и новые музыкальные предпочтения.
Слайд №2 -Мю́зикл — музыкально-театральный сценический жанр, произведение и представление, сочетающее в себе музыкальное, драматическое, хореографическое и оперное искусства. Несмотря на то, что английский термин «мюзикл» является сокращением от «музыкальной комедии», он может представлять собой также трагедию или драму.
Мюзикл — постановочный жанр, работа над каждым проектом начинается с написания пьесы. Постановка пьесы осуществляется режиссером-постановщиком. В постановке также могут участвовать балетмейстеры, специалисты по пению. Это один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров. При постановке мюзиклов часто используются массовые сцены с пением и танцами, нередко применяются различные спец. эффекты. По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактовый спектакль. Предшественниками мюзикла были множество легких жанров, где смешались французский балет и драматические интерлюдии (небольшие пьесы). В сентябре 1866 года на сцене Нью-Йорка прошла постановка Black Crook, где сплетались романтический балет, мелодрама и другие жанры. Именно она считается исходной точкой нового жанра. Музыкальной комедией охарактеризовал один из своих хитов «Хористка» английский продюсер Джордж Эдвардс. В период 1920-х и 30-х годов, с приходом новых американских композиторов Джерома Керна, Джорджа Гершвина и других, мюзикл приобретает истинную американскую окраску. Усложнилось либретто, в ритмах стало заметно влияние джаза, рэгтайма, в песнях появились типичные американские обороты.
Пример: Мюзикл “Cats” «Кошки» музыка: англ. композитор Эндрю Ллойд-Уэббер, либретто: Т. С. Элиот (1981 г. Творение Уэббера «Кошки» («Cats», 1981) по мотивам стихотворного цикла Т. С. Эллиота «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом» («Old Possum’s Book of Practical Cats») представляет яркие запоминающиеся образы, в музыке узнаются кошачьи интонации, танцы гибки и пластичны.
Звучит музыка «Память» (из мюзикла «Кошки») Элейн Пейдж- британская певица. роль Гризабеллы
Слайд №4 Другое произведение Уэббера- мюзикл «Призрак оперы».
Слайд №5 Мюзикл во Франции поначалу больше напоминал концерт- Мюзикл Риккардо Коччанте и Люка Пламондона Nôtre-Dame de Paris / Собор Парижской Богоматери" (1998).
Слайд №6 Но со временем это стали яркие постановки – Ж. Пресгурвик «Ромео и Джульетта».
С жанром рок-оперы вы уже знакомы. (?) Приведите пример. (Рок-опера «Юнона и Авось», «Иисус Христос- супер-звезда»)
Рок-о́пера (англ. rock opera) — опера в жанре рок-музыки. Возникла в конце 1960-х годов в США, является разновидностью мюзикла. Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.
Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Возник в 50-е годы в США и Великобритании. Слово rock (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения, по аналогии с roll, twist, swing, shake…
Вообще, такой жанр, как "рок-опера" был упомянут в шестидесятых годах прошлого века. Родоначальником этого жанра и изобретателем словосочетания «rockopera» принято считать Пита Таунсенда, гитариста и лидера известной английскойрок-группы The Who.
Этот коллектив написал в 69 году альбом «Томми», а на обложке альбома впервые находилось название этого жанра.
Слайд №8 Рок-оперы времени Советского Союза не получили большой популярности. Печальный пример - это рок-опера «Преступление и наказание» композитора Эдуарда Артемьева, которую автор писал почти три десятилетия, но выход её в 2007-м году был почти не замечен основной аудиторией при мировой известности автора.