Тема: В музыкальном театре. Опера «Князь Игорь»
Русская эпическая опера . Ария князя Игоря.. Портрет половцев. «Плач Ярославны»
Цели урока: Знакомство с эпической оперой А.Бородина «Княь Игорь».
Задачи:
образовательные урока:– Развить интерес к изучению жанра оперы.
воспитательные задачи урока:– Воспитание любви к классической музыке, эстетического вкуса, интереса к истории своей Родины
развивающие – Развить интерес к изучению музыкальной литературы
Оборудование и муз материал: ноутбук, ф-п, презентация,
Инструмент фортепиано.
Ход урока:
1.Орг момент: Приветствие, подготовка к уроку.
2.Актуализация опорных знаний:-Что такое опера, в какой стране возникло оперное искусство (Италия), в каком веке(в конце 16 века),назвать основные составляющие оперы(либретто, композитор, ария,ансамбль. речетатив, хор)
3.Мотивация учебной деятельности:
Оперный спектакль объединяет в себе разные виды искусства. Живопись, танец, сценическое действие помогают ярче раскрыть замысел композитора. Сюжетами опер становятся легенды и сказки, исторические события и знаменитые литературные произведения. Каждая опера имеет свою историю создания, свою судьбу
Событие, о котором пойдет речь, произошло благодаря одному из русских князей того времени - Игорю Святославовичу Новгород-Северскому
Есть такое выдающееся произведение литературы Древней Руси - "Слово о полку Игореве". Чтобы рассказать о нем подробно, не хватит даже нескольких наших уроков. Вы обязательно будете изучать его на уроках литературы .
Поэме «Слово о полку Игореве» около 1000 лет, и наш урок посвящается этим событиям.
(слайд 1)
4. Изучение нового материала
Учитель: Удивительный памятник музыкальной культуры, который "оживил", дал нам возможность сочувствовать и сопереживать событиям 1185 года оперой "Князь Игорь".
Опера «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил её памяти М.И. Глинки. Опера пользуется неизменным успехом и любовью широких масс слушателей. Величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена не победе, а страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти совсем уничтоженным!
Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Опера - очень большой музыкальный спектакль, он идет несколько часов, в нем соединяются музыка, поэзия, пение, танцы и драматическая игра актеров. На уроке мы можем познакомиться только с самыми яркими музыкальными фрагментами этого произведения.)
Неоценим подвиг князя Игоря для потомков. Об этом в своём стихотворении М.Ю. Лермонтов написал так:
Великий муж! Здесь нет награды,
Достойной доблести твоей!
Её на небе сыщут взгляды
И не найдут среди людей.
Но беспристрастное преданье
Твой славный подвиг сохранит,
И, услыхав твоё названье,
Твой сын душою закипит.
Свершит блистательную тризну
Потомок поздний над тобой
И с непритворною слезой
Промолвит: «Он любил Отчизну!»
Учитель: Князь Игорь и его жена Ярославна – центральные фигуры оперы Бородина – тесно связаны с русским народом. Объединяет их общее дело – защита родной земли от врага.
Князь Игорь – прирожденный воин и полководец, цельная, могучая натура. Подчеркивая его воинскую отвагу и мужество, душевное благородство и верность долгу, Бородин создает героический образ.
Центральным и самым известным фрагментом оперы "Князь Игорь", выражающим главную мысль произведения, является ария князя Игоря.
Что такое ария? Ария - главная песнь героя в опере, мысли героя, высказанные вслух.
Композитор Бородин подарил арию своему главному герою в трудный момент его жизни, князь Игорь поет в плену.
Невыносимо Игорю в неволе, стыд и позор терзают его душу: "Ни сна, ни отдыха измученной душе, / Мне ночь не шлёт надежды и спасенья, / Всё прошлое я вновь переживаю…" Но музыка говорит нам, что это страдания мужественного человека. Благородными, сдержанными интонациями начинается его большая ария. Все вспоминает Игорь… И музыка вспоминает вместе с ним. Она как хорошая память подсказывает ему картины битвы. Его настроение изменяется трижды: в первой части князь сильно переживает случившееся с ним и его дружиной. Он даже не поет, а скорее, говорит под музыку, тяжело вздыхает. Во второй части князь вспоминает о доме, о жене. Только один человек поймет и простит его поход - жена, Ярославна, Лада, как он ласково ее называет. Мелодия меняется, она становится напевной, лиричной нежной, голос Игоря льется свободно и красиво.
Тем большим отчаянием в третьей части звучит горестный возглас: "О дайте, дайте мне свободу! Я свой позор сумею искупить!" Даже в этом взрыве горя и отчаяния музыкальный образ Игоря сохраняет благородство и силу. Но от правды, неумолимой и жестокой, никуда не уйдешь. "Ужели день за днем влачить в плену бесплодно / И знать, что враг терзает Русь? / Стонет Русь в когтях могучих / И в том винит она меня" - поет князь. Еще раз пронесся над степью горестный возглас, мольба о свободе, и Игорь забывается в тяжелых думах. Слушание Арии Игоря
Какой тембр голоса у героя? (баритон (высокий бас))
Какие интонации пронизывают речитатив? (героические, мужественные, лирические)
Каково настроение героя? (мрачное)
О чем размышляет герой? (Находясь в плену, Игорь не может примириться со своим поражением. Он раздумывает о битве, готов к ней вновь; стремится к свободе, чтобы доказать любовь к родине, к Ярославне.)
Учитель: "Слово о полку Игореве" подарило нам также один из самых светлых образов русской литературы - образ Ярославны, любящей жены князя Игоря Святославовича, которая, оставаясь в родном городе Путивле, чувствует, догадывается и сопереживает бедам своего самонадеянного супруга.
Четвёртое действие рисует страдание русской земли, разорённой врагом. Тишина и запустение. Лишь одинокий голос Ярославны звучит скорбным плачем, образ княгини становится символическим. Плач Ярославны возникает из старинных народных голошений и причитаний с характерными для них тонким мелодическим орнаментом. В нём выражены чувства и переживания всей многострадальной Руси, разорённой дикими ордами. Ярославна обрисована как простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края. Тоска и скорбь Ярославны подчёркиваются сравнением её с горькой кукушкой. Этот образ часто встречается в русском фольклоре. Вторая тема плача («Я с кукушкой перелётной») – та же самая взволнованная лирическая мелодия, что и в средней части арии Игоря. Обращение Ярославны к силам природы – ветру, солнцу, к широкому Днепру – придаёт её образу исконные черты древней славянской женщины. Она ищет у них силы перенести горе, просит защитить Русь от недругов. В процессе исполнения плача, Ярославна как будто наполняется новыми силами, голос становится более уверенным, сильным, это даёт чувство надежды и веры в будущую победу!
Слушание: «Плач Ярославны» (слайд 11)
Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью
Да к милому на море шлю рано по утрам.
Я кукушкой перелётной полечу к реке Дунаю,
Окуну в реку Каялу мой рукав бобровый.
Я омою князю раны на его кровавом теле.
Ох! Ты, ветер, ветер буйный, что ты в поле веешь?
Стрелы вражьи ты навеял на дружины князя.
Что не веял, ветер буйный, вверх под облака,
В море синем корабли лелея?
Ах, зачем ты, ветер буйный, в поле долго веял?
По ковыль-траве рассеял ты моё веселье?
Учитель: Каким предстает перед нами образ Ярославны?
Ответ учащихся: простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края.
Учитель: И еще один фрагмент. Александру Бородину удалось создать удивительный образ половецкого стана. Восточные мелодии "Половецких плясок" из оперы "Князь Игорь" являются частью мировой музыкальной сокровищницы.
Приводят невольниц. Они поют и танцуют. Их песни и танцы полны грусти и нежного очарования: «Улетай, на крыльях ветра, где край родной родная песня наша…» Начинается большая сцена, которая условно делится на 2 части. В ней участвуют танцевальная группа, оркестр и смешанный хор. «Половецкие песни и пляски» представляют собой балетную вокально-оркестровую сюиту, основанную на подлинно симфоническом развитии разнохарактерных образов: задушевных лирических, мужественных, воинственных. Слушание Задумчиво-мечтательную песню-пляску «Улетай на крыльях ветра» Пляска девушек.НЕВОЛЬНИЦЫ.
Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.
Там, под знойным небом,
Негой воздух полон,
Там под говор моря
Дремлют горы в облаках;
Там так ярко солнце светит,
Родные горы светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зеленых,
И сладкий виноград растет.
Там тебе привольней, песня,
Ты туда и улетай
сменяет дикая, воинственная пляска мужчин в ритме лезгинки. Далее следует общая пляска с хором, прославляющим доблесть и силу хана. Она сменяется пляской мальчиков гибкой и лёгкой. Затем все эти пляски снова чередуются, и всё завершается общей кульминационной пляской.
Слушание: Половецкая пляска с хором
Учитель: Бородин не идеализирует половцев. Это отражение реально существовавших тогда связей половцев с культурой Закавказья. Сам Бородин был прямым потомком грузинского князя, что восточные черты его внешности отмечали все описания.
Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей для дальнейшей победы! Страдание и боль всегда объединяют людей, делают их сильнее.
Вопросы для повторения ранее изученного
Давайте вспомним, с музыкой какого композитора мы познакомились на уроке? (А.П. Бородина)
Кем он был по профессии? (химик, профессор в медико-хирургической академии, музыкант, композитор)
С каким произведением А.П. Бородина мы говорили на уроке? (Опера «Князь Игорь»),какое литер-ое пр-е легло в основу оперы(древнерусская поэма «слово о полку Игореве»
Кем написаны музыка и либретто ? (А.П. Бородиным)
Стиль оперы? (Народно-эпическая, в разных источниках написано по-разному: лирико-эпическая, эпическая)
Главные герои оперы? (Князь Игорь, Княгиня Ярославна, Владимир сын, князь Галицкий, хан Кончак, Кончаковна, Скула, Ерошка)
Сколько действий? (4 действия)
4.Итог урока (слайд 17)
А.
Какова основная идея оперы? (Патриотическая – любовь к Родине. Общее горе при поражении).
Как звали жену князя Игоря Святославовича?
Какие действия оперы посвящены показу образов Востока, а какие – описанию русского лагеря? (I – IV и II – III)
В чём состоит драматизм оперы? (в поражении Игоря, в предательстве своих воинов, в разорении Руси)
Сюжет
Князь Игорь вместе с братом Всеволодом идут бить к Дону половцев. Вначале они побеждают «поганых», берут пленниц и сокровища. Однако вскоре половцы, во главе с Гзаком и Кончаком, громят русичей у речки Каялы. Оба брата попадают в позорный плен.
Киевский князь Святослав опечален таким исходом похода. В своем «золотом слове» он критикует молодых князей, взявшихся в одиночку бороться с сильным противником. Затем призывает остальных князей оставить споры и раздоры, объединиться, защитить границы Руси.
Между тем, о судьбе мужа плачет его верная жена Ярославна. Мечтает она исцелить раны мужа, просит Днепр, чтоб укрыл князя от врага. Самому плененному князю Игорю не спится. Он ждет сигнала от Овлура-половца (чья мать – русская). Вместе они бегут на Русь.
Вся Русская земля приветствует молодого удалого князя. Сам же он идет поклониться Пирогощей Богородице в Киеве, в благодарность за свое избавление из плена. В финале Слова прославляется русское христианское воинство, князья, его возглавлявшие.
Отзыв
Слово учит любви к Родине, верности Богу, призывает к единству страны, защите ее от врагов. Хвалит храбрых князей и русских воинов, встающих на защиту страны от иноплеменников, язычников. Причина поражения Игоря – в разобщенности, соперничестве русских князей.
Самонадеянность, эгоизм, жажда славы и почестей, губят замыслы Игоря. Слово – напоминание князьям, правителям, что в их руках Русь, народ, они несут за них ответственность, должны помогать, сочувствовать, спешить на помощь друг другу. Тема природы как действующего лица всей истории. Тем