Конспект занятия
объединения по интересам "Послушное тесто"
Дементьева Тамара Олеговна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО "Детско юношеский центр"
г.Рубцовск Алтайский край
Тема: Аквариум.
Цель: обучить технологии изготовления рыбок из соленого теста, при использовании шаблонов.
Задачи:
Образовательные:
- дать представление о красоте и разнообразии водного мира;
- расширить знания детей о рыбах, их жизни, среде обитания;
- дать воспитанникам сведения о технологии лепки рыбки по шаблону;
- научить придавать изделию законченный вид;
- формировать познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности.
Развивающие:
- способствовать развитию мелкой моторики рук;
- закреплять навыки лепки: раскатывания «колбасок», «шариков», «капелек», отщипывание маленьких комочков и скатывание между ладонями;
- обрезать стекой;
- вдавливать;
- бусинкой изображать глаза;
- чешую вдавливать ритмично в виде узора;
- передавать характерную форму хвоста, плавников;
- развивать наблюдательность, произвольное внимание, фантазию;
- закрепить навыки соединения и декорирования готовых изделий;
- способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей детей.
Воспитательные:
- воспитывать у учащихся усидчивость, внимание, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели;
- воспитывать бережное отношение к живой природе;
- учить начатое дело до конца, работать в коллективе.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Методические приемы:
- загадывание загадок;
- игра со словами «Рыбка, рыбка, где живешь?
Форма занятия:
- комбинированное (традиционное занятие + практическое занятие с использованием ИКТ).
Инструменты и материалы: цветное соленое тесто, стеки, ножницы, кисти, баночка с водой, клеенка, салфетки, игрушки-рыбки, бусины, зубочистки, чеснокодавка, шаблоны рыбок.
Предварительная работа:
- наблюдение за рыбками в аквариуме,
- рассматривание рыбок-игрушек,
- чтение рассказа Осеевой «Карасик».
Ход занятия:
I Вводная часть.
- Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас в творческой мастерской «Послушное тесто»
Отгадайте загадку:
На окошке пруд,
В нем рыбешки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков. (аквариум)
- Посмотрите внимательно на наш аквариум. Что в нем есть?
(камушки, водные растения)
- Каких аквариумных рыбок вы знаете
- Чем они отличаются от речных рыб? (маленькие, пестрые, на их теле разноцветные пятнышки и полоски).
- Чем рыбы отличаются от животных? (хвостами, плавниками, жабрами, чешуей, питанием, средой обитания, не умеют произносить звуки).
- Предлагаю вам сыграть в игру «Рыбка, рыбка, где живешь?»
Дети передают по кругу мячик (рыбку) у кого в руках оказался на слово «живешь», должен назвать место жительства разных видов рыб.
(в море, в реке, в озере, в аквариуме)
- Сегодня, ребята, в нашей творческой мастерской «Послушное тесто», мы изготовим объемных аквариумных рыбок из доступного нам материала для лепки.
II Основная часть.
1Рассматривание рыбки, припоминание приемов лепки.
- А кто мне скажет, из чего делают соленое тесто?
- Правильно, из муки, воды и соли. Вспомните, какое оно по ощущениям.
(гладкое, эластичное, мягкое и т.д.)
Упражнение «Тактильная память»
Закройте глаза и выполните движение руками как будто вы разминаете в руках кусочек соленого теста. Вспомнили свои ощущения?
- Я уже представила, что в аквариуме плавают маленькие, яркие рыбки. Только для начала вспомним, какие части тела есть у рыбки.
(туловище, хвост, плавники, глаза, чешуя)
- Какой формы может быть туловище у рыбки?
(круглое, овальное, треугольное - дети называют, педагог накладывает названные формы-шаблоны на столе)
- Как сделать круглое туловище?
Упражнение «Тактильная память»
Закройте глаза и выполните движение руками, как будто вы катаете на ладошках шарик (скатать шарик и приплюснуть).
- Как скатать овальное туловище? (скатать шарик, удлинить его и приплюснуть)
- Посмотрите, как сделать треугольное (показываю с объяснением). Сначала надо скатать шарик, затем превращаем его в конус, раскатывая между ладонями лишь верхнюю часть шара. Потом приплюснуть. А какие у рыбок могут быть хвосты? (длинные, короткие, острые, волнистые, маленькие, большие, широкие)
- Посмотрите, какие я приготовила хвостики (показываю хвосты рыб, вырезанные из цветного картона: круглый, из двух кружков и полумесяцем). Кто может сказать, как слепить такой хвост? (показываю на круглый) скатать шарик и приплюснуть.
Закройте глаза и выполните движения руками.
- Шарик по величине отличается от того, из которого мы делали туловище.
(этот шарик маленький)
- А как слепить этот хвостик? (показываю на хвост из двух кружочков)
Закройте глаза и выполните движения руками (скатать два кружочка, приплюснуть и соединить).
- А как нам сделать вот такой хвост (полумесяцем), нам подскажет схема.
Сначала надо слепить колбаску, потом согнуть ее дугой, приплюснуть.
Что же еще схема нам подскажет? (надо разделить комочек пополам, скатать маленькие шарики, слегка их удлинить и приплюснуть).
- Кто расскажет, как сделать глаз?
- Кто догадался, что нам в этом поможет? (надо скатать два шарика: один белый – побольше, Другой черный – поменьше, приплюснуть их и наложить один на другой. Можно использовать бусинку).
- А теперь надо соединить все детали, сделать ротик и украсить рыбку узорами, выполненными стекой, сделать ей чешую и узоры на хвосте и плавниках.
2. Физминутка «Рыбка»
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
(сложенными вместе ладонями, дети показывают, как плавает рыбка),
Рыбка, рыбка озорница,
(грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать.
(медленно сближают ладони)
Рыбка спину изогнула,
(снова изображают, как плавает рыбка)
Крошку хлебную взяла.
(делают хватательные движения обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула,
(снова «плывут»)
Рыбка быстро уплыла.
3 Практическая работа.
- А теперь приступаем к лепке, постарайтесь, чтобы ваши рыбки не были похожи друг на друга. Они будут разной формы, разного цвета, с разными хвостами и по-разному украшены. Каждый из вас не похож на соседа, так и рыбки будут у вас все разные, отражать вашу фантазию и аккуратность.
(Дети самостоятельно раскатывают тесто скалкой, по шаблону вырезают рыбку, украшают ее бусинками. Под музыку, дети работают, по необходимости, педагог подсказывает и помогает.
Готовых рыбок помещают в аквариум на панно.)
В банке чистая вода,
Пустим рыбок мы туда.
Будут рыбки там играть,
Плавать, хвостиком вилять.
- Вот так постарались наши пальчики, таких чудесных рыбок слепили.
III Заключительная часть.
- Ребята, мне так понравились ваши рыбки. А вам?
Рефлексия (оценивание творческих работ детьми).
Наш аквариум огромный,
Как домашний океан.
За стеклом струится скромный,
Пузырьков живой фонтан.
- Ребята, выберите себе кружочек-пузырек и поместите его рядом с той рыбкой, которая вам понравилась больше всех.
- Предлагаю оставить аквариум в нашей мастерской «Послушное тесто».
Спасибо за работу. До новых встреч в нашей творческой мастерской.