МБДОУ «Детский сад 12»г. Канаш
Что нам осень принесла…
Конспект организованной образовательной деятельности
в области «Познание» для средней группы
Воспитатель:
Никифорова Н.П .
2018г.
Цель занятия: Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона.
Задачи:
Образовательные: Учить детей описывать картину ,понятно для слушателей
Учить образовывать прилагательные от существительных;
Развивающие : Расширять и активизировать словарь по теме «Осень»; приобщать детей к поэзии ,развивать поэтический слух.
Развивать любознательность, творческое воображение, координацию движений с речью, слуховое и зрительное восприятие, умение различать листья разных деревьев, ловкость.
Воспитательные: Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, интерес и заботливое отношение к растительному миру.
Словарная работа: осень ,пожелтели ,покраснели, позолотились.
Предварительная работа:
Рассматривание листьев деревьев, за облаками , деревьями ,наблюдения за осенним явлениями в природе на прогулке;
Рассматривание иллюстраций об осени и беседа по их содержанию;
Слушание музыки по данной теме.
Оборудование: музыка А. Вивальди «Осень»; иллюстрации осенней природы; листья с березы, рябины, дуба, клена; муляжи овощей и фруктов; две кастрюли; .
Ход занятия.
(Звучит композиция «Осень» А.Вивальди).
- Ребята, слышите? Кто-то в гости к нам пришел…
Тише, тише. Тишина
Осень в гости к нам пришла.
Вы, ребята, не шумите
Красавицу Осень вы не спугните!
И так жила-была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. У нее часто менялось настроение. В волшебном сундучке (педагог показывает сундучок , украшенный желтыми листочками) хранила она свое главное сокровище – волшебную палочку (педагог извлекает из сундучка большую мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная палочка помогала ей творить множество чудес. Дотронется она до листьев на деревьях и начинается волшебство …
(педагог дотрагивается до холста и открывает Картину, И. Левитана « Золотая осень». Звучит музыка А. Вивальди и дети рассматривают иллюстрацию.
В:Эта картина называется «Золотая осень». Написал её великий русский художник И. Левитан. Когда художник писал эту картину, он стоял на холме и любовался красотой природы. Задумайтесь, о том , как художник смог передать все краски и красоту природы?
В: Что мы видим на этой картине?
Д: Осень .
В: Какая осень?
Д: Золотая осень.
В : Как вы догадались ,что осень золотая?
Д: Листья желтые.
В: Какие цвета взял художник, чтобы изобразить Золото осени?
Д: Желтые ,красные, оранжевые цвета.
В: Что еще мы видим на картине?
Д: Мы видим лес, луг, речку,
В :Какая вода в речке?
Д: Холодная, темная.
В: Какие краски использовал художник?
Д: Синюю, голубую.
В:Это холодные тона. А какого цвета кустик около берега реки?
Д: Красного.
В: Посмотрите на картине небо какого цвета ?
Д :Голубое, светлое , с легкими чистыми облаками .
В:А какого цвета трава на лугах?
Д:Коричневая, зеленая, желтоватая.
В:К концу лета трава от солнышка подсохла, благодаря этим оттенкам мы видим ,что это осень.
В: А какие деревья изображены на картине?
Д: Березы с белыми стволами ?
В: А есть ли солнышко на картине?
Д: Да, потому что картина яркая.
В: Молодцы ребята! Листва на деревьях желто- оранжевая, яркая.
В: Скажите, а какое настроение у вас вызывает эта картина?
Д: Радость от красоты осенней природы.
В: А что вы чувствуете, глядя на картину-тишину, спокойствие или шум ветра?
Д: Мы ощущаем тишину, покой.
В:Вот как художник может рассказать о том, что ему понравилось. Природа на картине кажется такой нарядной, теплой, светлой и даже торжественной. А СЕЙЧАС Я ВЗМАХНУ ВОЛШЕБНОЙ ПАЛОЧКОЙ И ВСЕ ВЫ ПРЕВРАТИТЕСЬ В ЛИСТИКИ.(Физкультминутка «Мы листики осенние..»
Мы листики осенние
На ветках мы сидим
(поднимают руки вверх)
Дунул ветер – полетели.
Мы летели , мы летели
(движения руками из стороны в сторону)
И на землю тихо сели.
(Дети приседают)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
(Кружатся на месте)
За кружились полетели
И на землю снова сели
(Дети двигаются изображая падающие листья. Приседают.)Садятся на стульчики
В: Осень настолько красива и интересна, что часто бывает музой для художников и писателей и поэтов. Предлагаю прослушать стихотворение
Юлии Капустиной« Осень»
В золотой карете, что с конем игривым,
Проскакала Осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница все переиначила:
Желтым, красным и оранжевым цветами землю разукрасила.
Жители земные чуду удивляются:
Все кругом искрится, все переливается!
В: О чем это стихотворение?
Д: Об осени.
В: С кем поэт сравнивает осень?
Д: С доброй волшебницей.
В: Какими цветами осень разукрасила землю?
Д: Красным, желтым оранжевым
В: Какому чуду удивляются жители земли?
Д: Тому ,что все искрится и переливается.
В:Какая осень в стихотворении ?
Д: Золотая Осень
В: Осень – настоящая волшебница и очень добрая. Посмотрите, какой букет она нам принесла. У меня в руках букет из листьев. Давайте посмотрим с каких деревьев собраны эти листья .Этот лист с березы. Значит он какой? (березовый) А этот с клена. Какой он?(кленовый) С дуба – дубовый. С рябины – рябиновый.
В: Осенью листья падают с деревьев. Как называется это явление природы?
Д: Листопад.
В: Правильно, листопад.
В:Но это еще не все дары осени. Что созревает в садах осенью?
Д:Фрукты.
В:. А какие фрукты вы знаете(яблоки ,груши ,виноград ,апельсин.).
В:Что созревает в огородах?
Д: Овощи.
В:Какие овощи вы знаете?
Д:Огурцы,помидоры,лук,кабачки,тыква,баклажан.
В: А как одним словом можно назвать все ,что собрали с огорода и сада? Д: Урожай.
Игра «Свари компот и борщ».
В: Осень прислала нам урожай и попросила сварить компот и борщ. Только все овощи и фрукты она сложила в один ящик .Нам необходимо выбрать правильные компоненты нужные для варки компота и борща. (муляжи фруктов и овощей сложены в один ящик. Два повара ( из числа детей) под музыку выбирают нужные муляжи фруктов или овощей и кладут в свои кастрюли . ) С детьми проверяем правильность выбора.
В:Молодцы ребята. Вы очень старались и были внимательны.
Рефлексия:
В:О каком времени года мы сегодня говорили?
В:Картину про какое время года мы с вами рассматривали?
Д:Про осень
В: Как она называлась?
Д: «Золотая осень»
В: Стихотворение про какое время года мы с вами читали?
Д: Про осень .Называется «Осень»