Конспект занятия для детей подготовительной группы по теме:
«Дифференциация звуков Л -Р »
Цель: дифференциация звуков Л - Р
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- сравнение, различение и правильное произношение звуков Р, Л на материале слов;
- совершенствование навыков звукового анализа и синтеза одно-, двух- и трехсложных слов;
- понимание предложно-падежных конструкций;
- развитие фонематического восприятия;
Коррекционно-развивающие:
- развитие внимания, мышления, памяти;
- формирование навыков словоизменения;
- закрепление умения согласовывать слова в предложении;
- развитие словесно-логического мышления.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение детей к словам педагога;
- формировать личностные качества, умение работать в коллективе;
- формировать навыки самоконтроля.
Ход занятия
Организационный момент
Л.: Я приглашаю вас прогуляться по необычной улице. На ней по соседству живут два звука. А какие это звуки, вы сейчас сами догадаетесь.
Предлагаю поиграть в: «Называлки-повторялки». Посмотрите на картинки и назовите, что изображено.
Д.: Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.
Л.: Какой первый звук во всех названных словах?
Д.: Звук Л.
Л.: Правильно, а теперь, посмотрите:
Д.: Радуга, робот, рысь, рука, ракета.
Л.: Какой первый звук во всех этих словах?
Д.: Звук Р.
Л.: Правильно. Так какие же звуки живут по соседству на этой улице?
Основная часть
Л.: Звук Л – гласный или согласный?
Д.: Звук согласный, мы его не можем пропеть.
Л.: Давайте немного «погудим». (Долгий звук Л.) Где находиться язык?
Д.: Язычок упирается в верхние зубы.
Л.: А звук Р? Гласный или согласный звук?
Д. ---
Л.: Давайте теперь порычим. (Долгий звук Р.) Где находится язык?
Д.: Язык дрожит за верхними зубами, нужна сильная воздушная струя.
Л.: Молодцы! В путь!! Ой, смотрите! Здесь, видимо, только что прошел дождь! Посмотрите, сколько луж! Чтобы их перепрыгнуть, надо выполнить задания! Попробуем!
Первая лужа:
Л.: Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз – когда услышите звук Р. Два раза – когда услышите звук Л:
С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л
Перепрыгивайте.
Вторая лужа:
Л.: Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши один раз – когда услышите слог со звуком Р, два раза – со звуком Л.
ПА ЛА СО РО ДУ ЛУ ВЫ РЫ РЭ ЛЭ
Перепрыгивайте.
Третья лужа:
Л.: Игра «Договори словечко». Добавьте в конце слова звук Р или Л.
Помидо… Пена… Пова… Забо… Ме… Вокза…
Перепрыгивайте.
Четвертая лужа:
Л.: Добавьте в конце слог РЫ или ЛЫ.
В лесу летают кома...; дети сели за сто...; у нас воздушные ша...; в доме вымою по...
Перепрыгивайте.
Пятая последняя лужа:
Л.: Замените звук Л на звук Р в слове и получите новое слово.
Лак – Рак, Лама – Рама, Игла – Игра, Лука – Рука,
Ложки – Рожки, Ложь – Рожь, Жалко-Жарко
Перепрыгивайте.
Динамическая пауза.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Л.: Пойдем дальше. Смотрите, мы гуляли по улице, и пришли на городской вокзал. Вот и поезд стоит. У него 3 вагона. Мы должны размесить в вагонах картинки-слова.
В первом вагоне слова, где звук Л или звук Р в начале слова.
Во втором вагоне слова, где эти звуки в середине слова.
В третьем вагоне слова, где Л или Р в конце слова.
Поместим картинки правильно.
Слова: Рыба, Пирог, Топор.
Ласточка, Акула, Стол.
Л.: Всё правильно. А теперь, отгадать загадки нам нужно.
Это чей тоскливый вой часто слышится зимой? (Волк.) В слове «волк», где находится звук Л? ( в середине)
Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать гору, строить дом. (Лопата.) Где находится звук Л?
Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук»? (Дятел.)
Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (Рыба.)
Без рук, без ног ползет. (Червяк.)
Растут на грядке зеленые ветки, а на них - красные детки. (Помидор)
Л.: Мы подошли к «Площади Путанице»! Кто-то всё перепутал и составил неправильно предложения. Нужно исправить эти ошибки.
Ватрушка съела старушку.
Рубашка стирает Рому.
Стол поставили на лампу.
На белке сидит ёлка.
Бревно ползет по муравью.
Итог.
Ну, вот и подошла к концу наша прогулка!
Давайте вспомним, какие задания выполняли, о каких звуках мы говорили?