Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 29 г. Городец»
КОНСПЕКТ
ООД «Дымковская игрушка»
Интеграция: ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Художественно – эстетическое развитие».
Разработчик: воспитатель
высшей квалификационной категории
О.Н. Сутягина
г. Городец 2023 год
Цель: познакомить детей с историей возникновения дымковских игрушек.
Задачи:
1. Познакомить детей с народными традициями создания дымковских игрушек, показать, что народное изобразительное искусство нераздельно связано с устным народным творчеством.
2. Формировать представления детей о дымковской игрушке и элементах росписи.
3. Формировать умение детей самостоятельно выбирать элементы росписи и сочетание цветов для украшения игрушки, ритмично располагать элементы узора на образце, используя традиционную технику.
4. Прививать любовь к народной музыке и народным промыслам.
5. Закрепить знание основных элементов и цветов дымковской росписи.
6. Закрепить умение правильно пользоваться кистью, красками, для создания элементов дымковской росписи.
7. Развивать эстетический вкус, внимание, память, творческое воображение.
8. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, уважительное отношение к труду народных мастеров, испытывать гордость за мастерство русского народа.
9. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, уважительное отношение к труду народных мастеров, испытывать гордость за мастерство русского народа.
10. Прививать любовь к народной музыке и народным промыслам.
11. Воспитывать аккуратность и умение довести начатое дело до конца.
Предварительная работа:
Чтение рассказа Ушинского «Лошадка», знакомство с дымковской игрушкой, рассматривание иллюстраций, знакомство с элементами росписи, заучивание стихотворений и загадок о дымковских игрушках.
Материал и оборудование: оформление мини – музея «Дымковская игрушка»: образцы дымковской игрушки, иллюстрации; музыкальное сопровождение, русский народный костюм для воспитателя, запись подруги MP3, шаблоны юбок.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.
Организация образовательной деятельности
(Дети играют. Воспитатель в костюме дымковской барышни входит в группу. Звучит народная мелодия.)
В - Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Ох! Да вы играете? А танцевать не забываете?
Становитесь в хоровод, нас веселье уже ждёт!
(Дети с воспитателем танцуют под народную мелодию)
В – Ах, какие молодцы: и мальчишки - удальцы,
И красавицы – девицы, на все руки мастерицы!
Хотите, расскажу, кто я? Тогда присядем все, друзья!
(Дети присаживаются на стульчики)
В – Я – барышня - краса, уж очень хороша!
А к вам пришла издалека, из великого села.
Дымково село зовётся, в нём дымок клубами вьётся…
Тот дымок из труб печных, что в домах мастеровых.
А домов в селе то много, дым из труб видать далёко.
Повторите-ка, друзья, как название села?
Д – Дымково. (Воспитатель просит сначала хором повторить, потом отдельно 2-3 ребёнка)
В – В селе Дымково все мастера,
Трудятся с самого раннего утра.
Землю вскопают, сготовят еду…
А дети без дела сидят на лугу.
Тогда взрослые детей удивили,
Свистульки из глины они смастерили.
У речки на самом ее берегу
Глины набрали, аж по мешку.
Из глины фигурки сразу слепили
И в печку для обжига их посадили.
Стали фигурки как камень тверды,
Но не закончены эти труды.
Чтобы игрушки стали краси́вей,
Надо покрыть их особой бели̸̸̸̸̸лой .
Взрослые мел развели в молоке
Белилом покрыли фигурку везде.
Изделия красками расписали
Детям на радость игрушки отдали!
Вот так в моём селе появились игрушки - свистульки. Яркие, весёлые, задорные, красочные игрушки полюбились детям.
В – Кто запомнил, как получились игрушки для детей в моём селе?
Д - Взрослые брали с реки глину, лепили игрушки, обжигали их в печи и рисовали узоры.
В – Какие молодцы! Много игрушек - свистулек наделают взрослые за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди выносили свои веселые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Потом стали изготавливать не только свистульки, но и другие игрушки. Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях на ярмарках. А по имени моего села и игрушки стали называться дымковскими. Как называются игрушки?
Д – Дымковские.
В - Дымковские мастера любят делать красивых нарядных барышень, веселых петушков, забавных оленей, важных индюков.
В – Посмотрите, ребята, я принесла вам несколько игрушек наших мастеров. (Достаёт из корзины игрушки) Это – барышня.
Дымковская барышня ходит не спеша,
Ею все любуются – ах, как хороша!
- Это петушок.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост.
Точно солнечный цветок
И высокий гребешок.
Точки, клеточки, кружки.
Краски сочны и ярки.
- А это олень, мы зовём его олешек.
Через горные остроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
- И индюк.
Дымковский индюк хорош!
Лучше в мире не найдешь!
Красный, синий, золотой –
Вот какой весь расписной!
В - Ребята, посмотрите внимательно, на эти игрушки. Краски какого цвета использовали дымковские мастера?
Д – Красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый, немного чёрного и коричневого.
В - Как одним словом, можно сказать про эти цвета?
Д - Яркие, нарядные, веселые, праздничные.
В – Верно, цвета дымковских мастеров очень яркие и насыщенные. Поэтому и элементы росписи смотрятся на игрушках очень гармонично и привлекательно. Посмотрите внимательно, а какие элементы используются при росписи игрушек?
Д - Кружочки, точки, волны, клеточка, полоски.
В – Верно подмечено.
В - Ребята, скажите, а узоры и цвета на игрушках одинаковые, они похожи друг на друга?
Д - Нет, они все разные. Но сходство немного есть.
В – Какие вы молодцы! Всё верно подметили.
В – Ой! Совсем забыла я, к вам пришла ведь не одна.
Моя подруга к вам пришла, но что - то она не весела.
Загрустила почему? Ничего я не пойму.
П – Я к ребятам в гости шла, наряжалась, как могла.
Юбку лучшую надела, но совсем не рассмотрела,
Что не украшена она. Не успели мастера.
Что же делать мне теперь?
В – Ребятишкам ты поверь!
Если уж они займутся и в работу увлекутся,
Создадут тебе наряд, каждый будет ему рад!
П – Мне простой наряд не нужен, даже если отутюжен.
Дымковские мастера лепили меня, их руками я создана.
Вот если б смогли ваши ребята, и мальчишки и девчата
Нарисовать на юбке узор, возник бы и у меня сразу задор!
В – Ну, что могу сказать здесь я? Ребята, подруга моя такая грустная, потому что у неё юбка не украшена. Поможем ей? Побудем в роли мастеров?
Д – Да. Мы согласны.
В – Тогда давайте возьмём стульчики и присядем за рабочие места.
(Дети садятся за столы, на которых лежит шаблон, краски, стоит банка с водой и лежат на подставке кисточки)
В - Ребята, давайте вспомним, какие элементы и цвета есть в дымковской росписи.
Д - Кружочки, точки, волны, клеточка, полоски.
В – А какие цвета?
Д - Красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый, немного чёрного и коричневого.
В – Всё верно. Каждый из вас сейчас, если вы хотите, станет мастером и у каждого будет своё рабочее место, свои инструменты, которыми он будет работать. Прежде, чем приступить к работе, давайте разомнём свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Привезли мы глину с дальнего бугра! (Делают вращательные движения кистями рук)
Ну-ка, за работу, чудо-мастера! (Закатывают рукава)
Слепим, высушим – и в печь! (Лепят ладошками)
А потом распишем. (Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии)
Будем мы игрушки «печь» («Лепят» ладошками)
Печка жаром пышет. (Кулачки сжимают и разжимают)
А в печи – не калачи. (Машут указательным пальцем)
А в печи – игрушки! (Вытягивают руки вперёд, ладошками вверх)
В - Теперь, когда наши пальчики размялись и готовы к работе. Возьмём кисточки правильно, смочим в воде, затем выберем краску, которую вам хочется, ведь у каждого мастера свой рисунок, свой узор и свои цвета. И начинаем рисовать. Кто затрудняется, может поднять руку, я обязательно подойду и помогу, но только словом и показом.
(Самостоятельная деятельность детей. Подруга барышни ходит между столов и хвалит детей)
В – Вот теперь моя подруга точно весела!.. Ребята, расскажите о своих рисунках. Почему использовали именно этот цвет? А почему ты именно так изобразил(а) этот наряд? Скажи, пожалуйста, (имя ребёнка), какие трудности возникли у тебя? Какая работа тебе нравится, кроме своей? Покажи, пожалуйста.
П – Спасибо вам, ребята! Знакомству с вами рада!
И наряды мне нарисовали, и образ подобрали.
Теперь смогу я выступать, красу свою всем показать.
В – Ребята, теперь моя подруга точно не будет унывать, ведь вы нарисовали ей столько красивых, модных, дымковских нарядов, что ей на каждый день хватит. А я тоже с вами прощаюсь. Мне уже пора. Досвидания, друзья.