СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Дымковская игрушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Дымковская игрушка"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 29 г. Городец»















КОНСПЕКТ


ООД «Дымковская игрушка»


Интеграция: ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,

«Художественно – эстетическое развитие».
















Разработчик: воспитатель

высшей квалификационной категории

О.Н. Сутягина





г. Городец 2023 год

Цель: познакомить детей с историей возникновения дымковских игрушек.

Задачи:

1. Познакомить детей с народными традициями создания дымковских игрушек, показать, что народное изобразительное искусство нераздельно связано с устным народным творчеством.

2. Формировать представления детей о дымковской игрушке и элементах росписи.
3. Формировать умение детей самостоятельно выбирать элементы росписи и сочетание цветов для украшения игрушки, ритмично располагать элементы узора на образце, используя традиционную технику.

4. Прививать любовь к народной музыке и народным промыслам.

5. Закрепить знание основных элементов и цветов дымковской росписи.

6. Закрепить умение правильно пользоваться кистью, красками, для создания элементов дымковской росписи.

7. Развивать эстетический вкус, внимание, память, творческое воображение.

8. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, уважительное отношение к труду народных мастеров, испытывать гордость за мастерство русского народа.

9. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, уважительное отношение к труду народных мастеров, испытывать гордость за мастерство русского народа.
10. Прививать любовь к народной музыке и народным промыслам.
11. Воспитывать аккуратность и умение довести начатое дело до конца.


Предварительная работа:

Чтение рассказа Ушинского «Лошадка», знакомство с дымковской игрушкой, рассматривание иллюстраций, знакомство с элементами росписи, заучивание стихотворений и загадок о дымковских игрушках.

Материал и оборудование: оформление мини – музея «Дымковская игрушка»: образцы дымковской   игрушки, иллюстрации; музыкальное сопровождение, русский народный костюм для воспитателя, запись подруги MP3, шаблоны юбок.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.















Организация образовательной деятельности


(Дети играют. Воспитатель в костюме дымковской барышни входит в группу. Звучит народная мелодия.)


В - Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Ох! Да вы играете? А танцевать не забываете?

Становитесь в хоровод, нас веселье уже ждёт!

(Дети с воспитателем танцуют под народную мелодию)


В – Ах, какие молодцы: и мальчишки - удальцы,

И красавицы – девицы, на все руки мастерицы!

Хотите, расскажу, кто я? Тогда присядем все, друзья!

(Дети присаживаются на стульчики)


В – Я – барышня - краса, уж очень хороша!

А к вам пришла издалека, из великого села.

Дымково село зовётся, в нём дымок клубами вьётся…

Тот дымок из труб печных, что в домах мастеровых.

А домов в селе то много, дым из труб видать далёко.

Повторите-ка, друзья, как название села?


Д – Дымково. (Воспитатель просит сначала хором повторить, потом отдельно 2-3 ребёнка)

В – В селе Дымково все мастера,

Трудятся с самого раннего утра.

Землю вскопают, сготовят еду…

А дети без дела сидят на лугу.

Тогда взрослые детей удивили,

Свистульки из глины они смастерили.

У речки на самом ее берегу

Глины набрали, аж по мешку.

Из глины фигурки сразу слепили

И в печку для обжига их посадили.

Стали фигурки как камень тверды,

Но не закончены эти труды.

Чтобы игрушки стали краси́вей,

Надо покрыть их особой бели̸̸̸̸̸лой .

Взрослые мел развели в молоке

Белилом покрыли фигурку везде.

Изделия красками расписали

Детям на радость игрушки отдали!

Вот так в моём селе появились игрушки - свистульки. Яркие, весёлые, задорные, красочные игрушки полюбились детям.

В – Кто запомнил, как получились игрушки для детей в моём селе?

Д - Взрослые брали с реки глину, лепили игрушки, обжигали их в печи и рисовали узоры.

В – Какие молодцы! Много игрушек - свистулек наделают взрослые за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди выносили свои веселые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Потом стали изготавливать не только свистульки, но и другие игрушки. Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях на ярмарках. А по имени моего села и игрушки стали называться дымковскими. Как называются игрушки?

Д – Дымковские.

В - Дымковские мастера любят делать красивых нарядных барышень, веселых петушков, забавных оленей, важных индюков.

В – Посмотрите, ребята, я принесла вам несколько игрушек наших мастеров. (Достаёт из корзины игрушки) Это – барышня.

Дымковская барышня ходит не спеша,

Ею все любуются – ах, как хороша!

- Это петушок.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост.

Точно солнечный цветок

И высокий гребешок.

Точки, клеточки, кружки.

Краски сочны и ярки.

- А это олень, мы зовём его олешек.

Через горные остроги,

Через крыши деревень

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

- И индюк.

Дымковский индюк хорош!

Лучше в мире не найдешь!

Красный, синий, золотой –

Вот какой весь расписной!

В - Ребята, посмотрите внимательно, на эти игрушки. Краски какого цвета использовали дымковские мастера?

Д – Красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый, немного чёрного и коричневого.

В - Как одним словом, можно сказать про эти цвета?

Д - Яркие, нарядные, веселые, праздничные.

В – Верно, цвета дымковских мастеров очень яркие и насыщенные. Поэтому и элементы росписи смотрятся на игрушках очень гармонично и привлекательно. Посмотрите внимательно, а какие элементы используются при росписи игрушек? 

Д - Кружочки, точки, волны, клеточка, полоски.

В – Верно подмечено.

В - Ребята, скажите, а узоры и цвета на игрушках одинаковые, они похожи друг на друга?

Д - Нет, они все разные. Но сходство немного есть.

В – Какие вы молодцы! Всё верно подметили.

В – Ой! Совсем забыла я, к вам пришла ведь не одна.

Моя подруга к вам пришла, но что - то она не весела.

Загрустила почему? Ничего я не пойму.

П – Я к ребятам в гости шла, наряжалась, как могла.

Юбку лучшую надела, но совсем не рассмотрела,

Что не украшена она. Не успели мастера.

Что же делать мне теперь?

В – Ребятишкам ты поверь!

Если уж они займутся и в работу увлекутся,

Создадут тебе наряд, каждый будет ему рад!

П – Мне простой наряд не нужен, даже если отутюжен.

Дымковские мастера лепили меня, их руками я создана.

Вот если б смогли ваши ребята, и мальчишки и девчата

Нарисовать на юбке узор, возник бы и у меня сразу задор!

В – Ну, что могу сказать здесь я? Ребята, подруга моя такая грустная, потому что у неё юбка не украшена. Поможем ей? Побудем в роли мастеров?

Д – Да. Мы согласны.

В – Тогда давайте возьмём стульчики и присядем за рабочие места.

(Дети садятся за столы, на которых лежит шаблон, краски, стоит банка с водой и лежат на подставке кисточки)

В - Ребята, давайте вспомним, какие элементы и цвета есть в дымковской росписи.

Д - Кружочки, точки, волны, клеточка, полоски.

В – А какие цвета?

Д - Красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый, немного чёрного и коричневого.

В – Всё верно. Каждый из вас сейчас, если вы хотите, станет мастером и у каждого будет своё рабочее место, свои инструменты, которыми он будет работать. Прежде, чем приступить к работе, давайте разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика.
Привезли мы глину с дальнего бугра! (Делают вращательные движения кистями рук)

Ну-ка, за работу, чудо-мастера! (Закатывают рукава)
Слепим, высушим – и в печь! (Лепят ладошками)
А потом распишем. (Пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии)
Будем мы игрушки «печь» («Лепят» ладошками)
Печка жаром пышет. (Кулачки сжимают и разжимают)
А в печи – не калачи. (Машут указательным пальцем)
А в печи – игрушки! (Вытягивают руки вперёд, ладошками вверх)


В - Теперь, когда наши пальчики размялись и готовы к работе. Возьмём кисточки правильно, смочим в воде, затем выберем краску, которую вам хочется, ведь у каждого мастера свой рисунок, свой узор и свои цвета. И начинаем рисовать. Кто затрудняется, может поднять руку, я обязательно подойду и помогу, но только словом и показом.

(Самостоятельная деятельность детей. Подруга барышни ходит между столов и хвалит детей)


В – Вот теперь моя подруга точно весела!.. Ребята, расскажите о своих рисунках. Почему использовали именно этот цвет? А почему ты именно так изобразил(а) этот наряд? Скажи, пожалуйста, (имя ребёнка), какие трудности возникли у тебя? Какая работа тебе нравится, кроме своей? Покажи, пожалуйста.


П – Спасибо вам, ребята! Знакомству с вами рада!

И наряды мне нарисовали, и образ подобрали.

Теперь смогу я выступать, красу свою всем показать.


В – Ребята, теперь моя подруга точно не будет унывать, ведь вы нарисовали ей столько красивых, модных, дымковских нарядов, что ей на каждый день хватит. А я тоже с вами прощаюсь. Мне уже пора. Досвидания, друзья.