СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "матрёшки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "матрёшки"»

Практическое занятие 4

Тема «История русской матрёшки»

Возраст: 5-7 класс

Цель: ознакомить детей с историей возникновения русской матрешки и её видами; создать образ собственной матрешки.

Задачи:

1.Определить наличие знаний об истории возникновения матрешки.

2.Сформировать основу эстетического воспитания.

3.Обогатить кругозор детей об игрушке.

4.Развить воображение детей при создании собственной росписи матрешки.

Форма: беседа, практическое занятие

Материалы: фломастеры, карандаши, одинаковый эскиз матрешки, презентация, игрушка матрешка(1-3 шт)

Ход занятия:

1.Организационный момент

Проверка эмоциональной сферы, проверка наличия эскизов матрешек, наличия карандашей и фломастеров для детей, выставить матрешки перед детьми на стол

2.Подготовительный этап

Педагог: Добрый день, ребята! Посмотрите внимательно на стол, что же это за игрушка?

Дети: отвечают

Педагог: Правильно, это матрёшка, и тема нашего занятия «История русской матрешки». Ребята, что вы знаете о данной игрушке?

Дети: высказывают свои варианты

Педагог: Молодцы, сегодня нам предстоит ознакомиться с историей возникновения матрёшки, узнать, какие виды матрешек существуют и создать собственную роспись матрешки.

3. Объяснение

Педагог: Матрёшка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей. У вас дома есть матрёшка?

Дети: отвечают

Педагог: Здорово. А вы знали, что матрёшка появилась в 1890 году. Её прообразом стала фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. (2 слайд презентации)

Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких кукол оказалось 5.

По образцу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их.

Ребята, посмотрите внимательно, перед вами матрешка, которую расписал Малютин. Что вы видите на матрешке?

Дети: отвечают

Педагог: правильно, перед нами изображена фигурка девочки в сарафане и платке с черным петухом в руках. Данная игрушка состояла из 8 фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца.

Ребята, а как вы думаете, почему эта игрушка прозвана Матрешкой?

Дети: предлагают свои мнения

Педагог: распространенным именем в то время было имя Матрёна-так и появилось название Матрёшка.

Существуют различные виды росписей матрёшек. Ребята, может вы знаете какие-либо виды?

Дети: отвечают

Педагог: молодцы! А теперь давайте получше рассмотрим отдельно некоторые из видов.

(4 слайд) Перед вами Сергиево-Посадская матрёшка. Ребята, что вы видите на ней?

Дети: отвечают

Педагог: правильно. Сергиево-Посадская матрёшка круглолицая, нарядная, в ярком сарафане и узорчатой кофте, платке и цветочном переднике. А какие основные оттенки вы видите?

Дети: отвечают

Педагог: верно, цветовая гамма включает в себя 4 основных оттенка красный, синий, зеленый и желтый.

Перед вами (5 слайд) Семеновская матрёшка. Что вы наблюдаете на данной матрёшке?

Дети: отвечают

Педагог: молодцы, семёновские матрёшки преимущественно красного и желтого цвета, платочек окрашивается в горошек. Основной часть матрешки является фартук, на котором изображены пышные цветы. В настоящее время мастера используют три основных цветы- синий, желтый, красный.



Далее перед вами Вятская матрёшка (6 слайд)

Какие элементы вы наблюдаете у нее?

Дети: отвечают

Педагог: верно, данная матрёшка обычно имеет рыжие или желтые волосы. Её иногда к тому же украшают с помощью отваренной ржаной соломы. Фартук украшен цветами. Основной оттенок-золотистый

А вот сейчас вы видите матрешку очень необычной формы, это воронежская матрёшка. Что вы можете сказать о такой матрешки? (7 слайд)

Дети: предлагают свои мнения

Педагог: да, действительно, форма напоминает яйцо, яркий красный платок с синими цветами. Цвета, которые доминируют в данной росписи –красный, алый, ярко-малиновый, желтый, синий. Если внимательно осмотреть фотографию, то можно увидеть, что матрешка имеет различные костюмы.



И последний вид матрёшки, который мы с вами рассмотрим, Это Полхов-майданская матрёшка. Она обладает ярко-выраженной чертой-это цветок шиповника шиповника, который изображен на фартуке. Традицией росписи является обведение по контуру черным цветом. На макушке должен быть обязательно крупный цветок из 3х лепестков. Основные цвета-синий, фиолетовый, красный, желтый и зеленый.(8 СЛАЙД)

Какая матрешка вам больше всего понравилась,ребята?

Слайд(10)

Дети: отвечают

Педагог: здорово! Сейчас я вам хочу предложить создать собственную роспись матрешки. Сейчас я вам раздам эскизы матрешек на листочках, и карандаши. Если у кого-то чего-то не оказалось, поднимите руку, я подойду к вам.

Вы можете создать собственный узор,либо же разукрасить матрешку уже знакомым вам видом.

Дети: выполняют задание.



Педагог: какие вы молодцы! Может кто-нибудь желает представить нам свою матрешку?

Дети: при желании выступают.(анализируем их работы)

Педагог: ребята, вы большие молодцы! Мне было приятно с вами работать! До скорых встреч!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!