Дубровская Евгения Васильевна
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Моя семья» для детей среднего дошкольного возраста.
Цель: Создать эмоционально благоприятную атмосферу для формирования у детей духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье.
Задачи:
Образовательные:
учить составлять рассказ о членах своей семьи.
учить отвечать на вопросы взрослого.
учить строить простые распространенные предложения.
Развивающие:
развивать умение поддерживать беседу.
развивать внимание и память – узнавать на фотографии членов семьи.
совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.
развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки.
Воспитательные:
воспитывать интерес к истории своей семьи.
углублять представления детей о семье, ее членах.
воспитывать чуткое отношение к самым близким людям - членам семьи.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, перчатка, мешочек для игры «Семейные вещи»
Предварительная работа: беседы, чтение стихотворений, просмотр семейных альбомов.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята посмотрите, а что это лежит на полу?
Дети: Перчатка.
Воспитатель: Правильно, скажите, а для чего нужна перчатка?
Дети: Её одевают на руки.
Воспитатель: А зачем её одевают на руки?
Дети: Чтобы пальчики не замерзли.
Воспитатель: Ребята, эту перчатку кто-то потерял. В этой перчатке кто-то живет. А кто в ней живет?
Дети: Пальчики.
Воспитатель: А у вас есть пальчики?
Дети: Да.
Воспитатель: Приготовьте свои пальчики, давайте с ними поиграем.
Пальчиковая игра:
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой – старший брат.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.
Воспитатель: Ребята, а про что эта игра?
Воспитатель: Да, эта игра про семью. Но семьи бывают разные. Бывает маленькая семья: мама и ребенок, а бывает семья большая, где есть мама, папа, дети, бабушка, дедушка. У всех вас тоже есть семья.
Беседа «Моя семья».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья?
Дети: Семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
Показ презентации
У каждого человека есть свой дом - вот такой.
(на экране появляется дом).
-Давайте откроем окошки и узнаем, кто живет в этом доме.
(след. слайд)
Кто нам ближе всех на свете,
Кто милей всех на планете,
Чьи объятья слаще меда,
Кто прогонит все невзгоды.
Жизнь она нам подарила,
Этот мир большой открыла.
(на экране появляется изображение мамы)
Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно ...
(на экране появляется изображение папы)
Свяжет теплые носки,
Вкусные печет блины,
Пироги, супы, варенье,
У нее, ну объеденье,
А еще оладушки,
Мы говорим о ...
(на экране появляется изображение бабушки)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Наш родной, любимый...
(на экране появляется изображение дедушки)
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная...
(на экране появляется изображение семьи)
Правильно. У каждого из вас есть семья.
Семья – это дом. Семья – это мир, где царит любовь, дружба уважение, любовь друг к другу.
Семья — это папа, мама, их дети. Это люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, помогают друг другу.
Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.
-Ребята, давайте мы заглянем в дом и посмотрим, кто из членов семьи, чем занят.
(Показ слайд сюжетные картинки «Семья».)
Например: Мама работает по дому, папа забивает гвоздь и т.д. Дети рассказывают по картинкам.
-Самые уважаемые люди в семье – бабушки и дедушки.
Они вырастили своих детей, теперь помогают воспитывать вас внуков. О них в семье заботятся, стараются их не расстраивать, оберегают от переживаний.
-А чем вы можете помочь своей семье? И как вы помогаете?
-Чтобы в семье царил лад, нужно уважать интересы каждого, не пользоваться чужими вещами без разрешения, убирать свои вещи на место, вместе выполнять домашнюю работу, не мешать друг другу, заниматься своими делами или отдыхать. Чтобы не огорчать взрослых надо прислушиваться к их советам. А вот без семьи человеку очень трудно прожить.
Воспитатель: А теперь я с вами ребята хочу поиграть. У меня есть вот такой чудесный мешочек.
Игра «Семейные вещи».
Воспитатель:
Я буду подходить к вам по одному, а вы будете вынимать из мешочка по очереди вещи, и говорить, кому из членов семьи они принадлежат (губная помада, галстук, очки, молоток, газета, духи, пустышка, юбка, рубашка, шляпа, мяч, клубок ниток, расчёска и т.д.).
Воспитатель: Молодцы. Вы знаете, кому принадлежат все эти вещи.
Ребята, а давайте прочитаем стихи про семью.
1 ребёнок:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
2 ребёнок:
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
3 ребёнок:
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Ребята у вас замечательные родители, хорошие семьи. Хочется, чтобы вы, когда вырастете, ценили своих родителей, никогда их не огорчали, заботились о них, когда станете взрослыми.
Литература:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
От рождения до школы./Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2014
О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа/И.:М-Синтез, Москва,2016