Дата проведения: 15.10.2019.
Форма проведения: индивидуальное занятие с учащимся 4 А доп. класса.
Место проведения: ГБУ (КО) «Школа-интернат».
Тема занятия: моя семья. Формирование представлений о семье и родственниках.
Цель занятия: совершенствовать представления учащегося о его семье, родственниках, обязанностях в семье.
Задачи:
- привлечь внимание учащегося к его семье;
- Вызвать интерес к родословной семьи, развивать умение понимать и объяснять значение понятий «Родословная, генеалогическое дерево». Вызвать желание рассказывать о своих предках, родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве;
- Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, уважительное отношение к труду всех членов семьи;
- развивать умение ученика участвовать в диалоге.
Ход занятия:
I. Приветствие, актуализация знаний прошлого занятия, обозначение темы и основных целей занятия.
В начале занятия педагог читает стихотворение о семье:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы, и смех.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
II. Основная часть занятия:
1. Пальчиковая гимнастика «Кто живёт в моей квартире?»
Как у нас семья большая да веселая. (Хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)
Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)
Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)
2. Учащемуся предлагается высказать своё мнение о том, что такое семья. Учащийся рассказывает о своих родителях: как их зовут по имени и отчеству, где и кем они работают.
Ученик отвечает на вопросы педагога: Есть ли у тебя братья, сестры, дедушки, бабушки? Как их можно назвать одним словом? Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно?
Рассказ педагога: Люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Родственников всегда было много, и чтобы всех запомнить, решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам, праправнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «генеалогическим древом».
Педагог спрашивает, интересовался ли учащийся когда-нибудь своей родословной, кто ему об этом рассказывал. Учащемуся предлагается , начиная с бабушек, дедушек, папы, мамы, братьев, сестер, назвать их имена, чем занимаются: на пенсии, работают или учатся.
3. Словесное упражнение «Кто старше? Кто младше?». Учащийся определяет, кто старше, а кто младше из двоих названных членов семьи:
Папа, дедушка. Мама, бабушка. Дедушка, внук. Бабушка, внучка. Брат, сестрёнка.
4. Упражнение «Назови ласково». Учащийся называет ласковым словом каждого члена семьи: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, внучка, сын, дочь.
Физкульт-минутка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей!
5. Игра «Собери цепочку». Ученик читает слова, означающие этапы возрастного развития человека. Он должен расположить их в правильном порядке, начиная с самого первого этапа и заканчивая последним. Слова: бабушка, младенец, школьница, мама, дошкольница, студентка. Школьник, дедушка, студент, младенец, папа, дошкольник.
6. Игра «Кто что делает?». Учащийся рассказывает об обязанностях в семье мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры и о своих обязанностях.
7. Игра «Утром, днём и вечером.». Ученик рассказывает о том, как он провёл свой выходной день. При этом он называет, что он делал утром, днём и вечером.
8. Чтение и обсуждение пословиц о семье:
В семье дружат, живут не тужат.
На что и клад, когда в семье лад.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Семья – опора счастья.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Родители трудолюбивы – и дети не ленивы.
III. Заключительная часть:
Учащемуся предлагается поразмышлять о том, что нужно делать, чтобы в семье всегда было радостное настроение. (не обижать, не ссориться, дарить подарки, помогать друг гругу, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…)
В конце занятия учащемуся предлагается, используя как можно больше прилагательных, сказать, какая у него семья. (большая, дружная, заботливая, крепкая, строгая, счастливая, здоровая, трудолюбивая, весёлая, добрая, хорошая)