МОРЯ И ОКЕАНЫ.
ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о том, что большая часть планеты Земля покрыта морями и океанами. Познакомить с жизнью обитателей моря (морские растения и животные). Дать представление о море, как экосистеме.
СЛОВАРЬ: Моря, океаны, кит, дельфин, чайка, шторм, корабль.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Макет глобуса, аудиозапись (голоса китов, дельфинов, шум прибоя, шелест волн), иллюстрации с изображением жителей моря, ванночка с водой, пипетка, баночка с бензином.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Воспитатель показывает детям макет глобуса, обращает внимание на то, что на нем нет материков. Дети с помощью воспитателя закрепляют на макете глобуса контуры материков.
После выполнения задания воспитатель обращает внимание детей на то, что больше всего на глобусе голубого цвета, а голубой цвет – это вода, водная оболочка земли, ее моря и океаны.
2. Вопросы к детям:
– Какая вода в море на вкус?
– А в реке?
– Откуда берется соль в морской воде? (Реки вымывают ее из почвы и несут в море)
– Какая поверхность морского дна? (Там есть горы и холмы, как и на суше).
– Кто живет в морях и океанах? (Краткие рассказы)
3. Дети прослушивают аудиозапись со звуками моря и рассказывают о том, чьи голоса они слышат. (Шум морских волн, крики чаек, китов, дельфинов).
4. Физкультминутка: «Рыбки и акула» (Дети изображая рыб, двигаются под музыку, появляется акула, рыбки уплывают в разные стороны, приседают, прячутся от акулы).
5. Краткая беседа о морских обитателях, их жизни, рассматривание иллюстрации с изображением морских животных.
6. Дидактическая игра «Жители моря и реки». Детям дается задание разместить морских и речных жителей в соответствии со средой обитания.
7. Работа в морской лаборатории. Воспитатель предлагает детям провести несложные опыты.
ОПЫТ I. – «Вымывание солей и минералов из почвы».
В баночку с заранее подготовленной почвой (камни, песок, соль, марганец) наливается вода, перемешивается и сливается в другую баночку. Слитая вода становится соленой и окрашенной. (На этом опыте детям видно, как происходит процесс попадания соли и минералов в морскую воду).
ОПЫТ II. – «Загрязнение морской воды».
Дети капают в ванночку из пипетки каплю бензина, по воде расходятся радужные пятна. На поверхности образуется пленка. Воспитатель объясняет детям, какой вред может нанести пролитый бензин, нефть, морским обитателям.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
– О чем мы сегодня говорили?
– Что интересного вы узнали?
– Как нужно беречь и охранять морских жителей?
2
«Моря и океаны»