СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия «Мы юные робототехники»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Задачи на программирование"

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Мы юные робототехники»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«БУЖАНИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»





 





Конспект занятия

«Мы юные робототехники»


Тема: "Задачи на программирование"














Подготовила

учитель начальных классов

Иванова А.В.















18 апреля 2019г.

Цель уроканаучить решать задачи на компьютере.

Задачи урока:

образовательные:

-познакомить учащихся с этапами решения задачи на компьютере и

продемонстрировать все этапы решения задачи на компьютере на примере задачи о пути торможения автомобиля.

развивающие:

-стимулировать познавательную активность учащихся;

-развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию.

-умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике.

воспитывающие :

-формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу,

умения выслушать других при работе в классе, в группах; коллективно.

Планируемые образовательные результаты:

предметные

- представление об основных этапах решения задач на компьютере;

метапредметные

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

личностные - алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; представление о программировании как сфере возможностей профессиональной деятельности.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

постановка задачи;

формализация;

алгоритмизация;

программирование;

отладка и тестирование;

выполнение расчетов.

Техническое обеспечение урока:

учащихся трудолюбие, аккуратность и ответственность, любовь и интерес к предмету.

персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска; ПК учащихся.

Содержание урока

1.Организационный момент

2.Изучение новой темы:

Учитель: Как вы думаете, зачем программисты создают программы?

Ответы учащихся: для управления устройствами, игры, для решения задач.

Учитель: А как мы решаем задачи, например, на уроках алгебры, геометрии, физики. Что общего при решении задач из разных предметных областей?

Ответы учащихся: определяем известные величины, что надо найти, формулы, решение, ответ.

Учитель: Рассмотрим этапы решения задачи на следующем примере. В тетради начертим таблицу, которая состоит из трех столбцов.

Задача: Автомобиль движется со скоростью 100 км/ч. Определить тормозной путь автомобиля за 5 секунд, если его ускорение 10 м/с2.


Заполним таблицу:

Математика

Этапы решения задачи на компьютере

Информатика

Известно: ускорение, время, начальная скорость.

Найти: путь

Строится словесная информационная модель. Постановка задачи

Известно: ускорение, время, начальная скорость.

Найти: путь

S=V0t+at2/2

Записывается формула для решения. Формализация.

S=V0t+at2/2

Строится чертеж

Алгоритмизация

Построение алгоритма, блок схемы

Запись выражения

Программирование

Составляется программа

Проверка записи выражения

Тестирование и отладка

Проверка работоспособности программы, исправление ошибок

Вычисления по формуле

Выполнение расчетов. Тест

Ввод известных данных, проверка с ожидаемым результатом


Учитель: Итак, назовите этапы решения задачи на компьютере.

Ответы учащихся: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, программирование, отладка и тестирование, выполнение расчетов.

Практикум по решение задач

Задача 1. Проверить, поместится ли на диске компьютера музыкальная композиция, которая длится m минут и n секунд, если свободное дисковое пространство 6 мегабайт, а для записи одной секунды звука необходимо 16 килобайт. 

1-й этап. Постановка задачи.

Известные величины: длительность записи, m минут и n секунд, дисковое пространство 6 мегабайт, для записи одной секунды звука необходимо 16 килобайт, необходимо знать, что 1мегабайт=1024 килобайт, поэтому 6 мегабайт=6x1024=6144 килобайт.

2-й этап. Формализация

Обозначим t - время звучания композиции в секундах, v - объём файла композиции в килобайтах, тогда: 
t=60*m+n, v=16*t

3-й этап. Алгоритмизация



Составляем блок схему.


4-й этап. Программирование.

Составляем программу решения задачи на Паскале

var m,n,t,v:integer;

begin

writeln('Введите m и n');

readln(m,n);

t:=60*m+n;

v:=16*t;

if vКомпозиция поместится')

else writeln('Не хватает ',v-6144,' килобайт');

end.

5-й этап. Отладка и тестирование

Запускаем программу. Исправляем ошибки.

6-й этап. Тестирование.

Вводим  следующие данные:

m=5, n=20. Ответ: Композиция поместится.

m=10, n=10. Ответ: Не хватает 3616 килобайт.

Задача 2.

После того, как разразился мировой финансовый кризис, компьютерная мышка подумала, что стоит пробраться  на склад и взять про запас для себя еще один  коврик. Чтобы никто не заметил запасного коврика, мышка решила его спрятать под свой, прямоугольный коврик размером w на h. Пробравшись ночью на склад, мышка обнаружила, что в наличии только круглые коврики диаметром d. Поскольку мышка не сильна в математике, помогите ей определить, удастся ли спрятать круглый коврик под прямоугольным или нет.

1-й этап. Постановка задачи.

Известные величины: размеры прямоугольного коврика w на h, d - диаметр круглого коврика.

Сравнить высоту и ширину прямоугольного коврика с диаметром круглого.

2-й этап. Формализация

(d  w) or (d  h)

3-й этап. Алгоритмизация

Составляем блок схему.


4-й этап. Программирование.

Составляем программу решения задачи на Паскале

var w,h,d:integer;

begin

writeln('Введите w, h и d');

readln(w,h,d);

if (dh) or (dw) then writeln('NO')

else writeln('YES ');

end.

5-й этап. Отладка и тестирование

Запускаем программу. Исправляем ошибки.

6-й этап. Тестирование.

Вводим  следующие данные:

w=10, h=20, d=15 . Ответ: NO.

w=5, h=10, d=3. Ответ: YES.

Итог урок: Что нового узнали на уроке? Что значит решить задачу с помощью компьютера на одном из языков программирования? Коротко охарактеризуйте каждый из этапов.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!