Конспект занятия на тему: «Колокола России».
Форма организации деятельности учащихся на занятии – лекция-беседа.
Тип занятия – комбинированное.
Цель: Знакомство с направлением работы педагога по формированию духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на основе тематического занятия «Колокола России» по программе объединения «Музыка души».
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
продолжать формировать знания о колоколах – как неотъемлемой части русской культуры.
развивать интерес учащихся к духовным ценностям русского народа;
формировать музыкальные навыки: слушание музыки, исполнение муз. произведения (песни), развивать музыкальные способности – муз. память, ритм, интонацию, музыкально-образное мышление.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к историческим ценностям русской культуры;
воспитывать любовь к христианству, музыкальному искусству.
Методы: наглядно – образный, словесный, игровой
Методическое сопровождение: презентация по теме занятия.
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, презентация по теме занятия, синтезатор, диск с записью фонограммы песни «Колокольчик» cл. Леонида Сафронова, муз. Валентины Крам, хор «Славься» оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки, «Второй концерт для фортепиано с оркестром» С. В. Рахманинова, музыкальные фрагменты - колокольные звоны: благовест, собственно звон и ростовские колокола.
Этапы занятия.
Орг. момент. Введение в тему занятия. Сообщение темы занятия.(2 мин.)
Теоретическая часть: рассказ об истории возникновения колоколов на Руси.
Практическая часть:
2.1.Вокально-групповая работа по развитию музыкальных знаний, умений и навыков. Распевания, вокальные упражнения, скороговорки.
2.2.Исполнение песни «Колокольчик». Работа над музыкально-образным исполнением.
2.3. Физкультминутка. Муз. игра «Ритмический колокольчик»
2.4.Слушание муз. фрагментов по теме занятия.
3.Итог занятия. Анализ занятия.
Ход занятия.
1.(Слайд №1)Организационный момент. Введение в тему занятия. Сообщение темы.
(Слайд №2)Звучит фрагмент записи «Второго фортепианного концерта» Рахманинова.
(1 мин.)
Педагог (П): Ребята, вы слушали фрагмент «Второго фортепианного концерта» С. В. Рахманинова.
П.: Какой музыкальный инструмент является солирующим на фоне оркестра?
Учащиеся (У): Фортепиано.
П.: Звучание, какого музыкального инструмента передает фортепиано?
У.: Колокола.
П.: Действительно, тяжёлое исполнение, имитирует здесь голос колокола. (Слайд №3)
Сегодня у нас с вами тематическое занятие, посвященное колоколам России.
2. Повторение пройденного материала и знакомство с новым материалом
П.: Ребята, кто из вас помнит, по какой легенде появился первый колокол на земле? (Слайд №4)
У.: Когда-то давным-давно, епископ Нольский заснул на высоком холме и ему приснился сон, где он увидел ангелов сходивших к холму, который был усыпан колокольчиками. Ангелы раскачивали цветы и от этого они издавали приятные звуки. После своего сна, епископ велел создать поющий цветок из металла, который издавал бы такие же приятные звуки и использовать его при богослужении.
П.: На предыдущих занятиях мы с вами разучили песню, которая называется «Колокольчик». Давайте исполним песню о «Колокольчике», благодаря которому появились на Руси – колокола. Но прежде выполним несколько упражнений на развитие вокальных навыков.
1.Распевки. Вокальные упражнения. Скороговорки. (5 мин.)
1. Дон – диги – дон – диги – дон.
2.Лё – ли – лё – ли – лё – ли – лё – ли – лё.
3.Колокол звенел, звон везде летел.
4.(Слайд №5) Вылит колокол, кован колокол да не по – колоколовски.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.
2. (Слайд №6)Исполняется песня «Колокольчик» под инструментальное сопровождение педагога и далее музыкальной фонограммы (-1). Проводиться вокальная работа над музыкально-образным исполнением песни.
П.: Молодцы ребята. Продолжаем занятие.
- (Слайд №7) Первое летописное упоминание о колоколах на Руси относится к 988 году, то есть в самое время Крещения Руси. (Слайд № 8) Но в первые, годы царствования Петра I колокольное дело притихло, поскольку царь холодно относился к православной церкви. Более того, по указу царя, из церквей изымались колокола и свозились в Москву на переплавку. Из этих колоколов были отлиты две сотни пушек. Позже колокольное дело успешно возобновилось. Русские мастера стали делать колокола больших размеров. Особое место среди всех в мире колоколов занимает самый большой колокол. (Слайд №9)Как он называется и сколько весит?
У.: Царь – колокол. Весит он 200 тонн.
П.: Правильно. Где он сейчас находиться и кто его отливал?
У.: В Москве, отливали его Иван и Михаил Моторин.
П.: И что же случилось с этим колоколом?
У.: Когда в Москве случился пожар, загорелись все деревянные постройки над литейной ямой. При тушении пожара, от резких перепад температуры, колокол дал 11 трещин и от него отвалился кусок, весом в 11,5 тонн. Пользоваться колоколом было нельзя, и он стал никому не нужен. 100 лет он пролежал в земле. И в 1836 году его достали и поставили на пьедестал.
П.: Правильно. Сейчас Царь – колокол является уникальным памятником России. Но сейчас есть и действующий царь – колокол. Кто помнит, какой его вес?
У.: Его вес 72 тонны.
П.: Правильно. (Слайд №10) Он был поднят на колокольню Троице - Сергиевой Лавры в 2004 году. Колокола для России стали неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм.
Отливались колокола на Руси в память об исторических событиях, в память умерших, на заказ или в дар храму. Колокололитейное ремесло передавалось по наследству. Обучались ему долго, иногда до двадцати лет. Перед отливкой колокола хозяин завода приносил в мастерскую икону, зажигал перед нею свечи, и все молились. После этого двери затворялись, и хозяин давал знак начинать дело. Колокола псковских мастеров отличались особым мастерством, изяществом орнамента, благозвучием. (Слайд №11) Традиционными мотивами орнамента псковских литейщиков были: виноградная лоза, деревья, звери и волнообразный жгут с фантастическими зверями. Для изготовления колокола готовили яму, обкладывали ее кирпичом и внутри устраивали печь для обжигания формы. (Слайд №12) В эту форму заливали колокольную медь. Поднимали колокол тоже с молитвой, обвязав веревками. И потом его вешали на высокие строения, которые носят, какие названия?
У.: Звонницы или колокольни. (Слайд №13)
П.: И ведь не просто так их делали высокими. С какой целью это делали?
У.: Чтобы колокол можно было услышать далеко.
П.: Правильно. В старину люди не имели телефонов, радио, и с помощью колокола они узнавали разные вести плохие или хорошие. Когда происходило какое – то событие всех людей с помощью колокола собирали на площади и потом им говорили, что случилось. А как называли людей, которые звонят в колокола? (Слайд №14)
У.: Звонарь.
П.: Правильно. Управлять колоколами непросто. Искусство звонарей требует особого таланта. В старину, в Пасхальную седмицу, так называются, семь дней после пасхи, каждый желающий мог забраться на колокольню и позвонить. Опытный звонарь смотрел – у кого лучше получается и отбирал талантливых для дальнейшего обучения. (Слайд № 15) Сегодня искусство звонарей совершенствуется и развивается в специальных школах при храмах.
Церквей на Руси было, очень много и в праздники по всей земле русской слышался звон колоколов.
Лучшими по тону признаны ростовские колокола. (Слайд №16) Со всего мира приезжают сюда послушать знаменитую колокольную музыку. Хороши в Ростове Великом не только колокола, но и замечательна сама колокольня, от строения которой также во многом зависит звон. 13 колоколов здесь располагаются в одну линию, (Слайд №17) а звонари становятся на колокольне так, чтобы видеть друг друга и согласовывать с другими звонарями свое участие в музыкальном ансамбле. И мне, очень хочется, чтобы вы послушали их звон.
Просмотр видеофрагмента звона ростовских колоколов. (2 мин.) (Слайд №18)
Мы прослушали удивительно музыкальный, красивый, мелодичный звон.
П.: Как вы думаете, от чего зависит звук колокола?
У.: Звук зависит от язычка.
П.: Да, молодцы. А если язычок тяжёлый, то какой будет звук?
У.: Низкий.
П.: А если лёгкий, тогда?
У.: Тогда высокий.
П.: Правильно. Колокол словно живое существо. Как человек он имеет плечи, язык, туловище. Напомните мне, пожалуйста, какая часть колокола, где находиться. На доске нарисован колокол, подпишите названия его частей.
Учащиеся подписывают названия частей колокола.

П.: Преимущественно все колокола изготавливались из специальной колокольной меди. Но были колокола и из других материалов. Кто мне скажет из каких?
У.: Колокола были серебряные, позолоченные и даже глиняные. (Слайд №19)
П.: Подошло время нам с вами ненадолго прервать нашу беседу и провести физкультминутку для дальнейшей работоспособности на занятии.
Физкультминутка. (5 мин.)
Подвижная игра на слуховое внимание (групповая игра).
1 звонок – наклоны вперед, назад
2 звонка – повороты вправо и влево
3 звонок - три раза присесть.
Муз. игра « Ритмический колокольчик». Задание – повторить заданный педагогом ритмический рисунок колокольного звона (индивидуальная работа с учащимися).
П.: Продолжим занятие.
Для многих композиторов колокол был символом голоса России – открытый, громогласный, необъятный. Многие композиторы, такие как Мусоргский, Римский – Корсаков, Бородин, Прокофьев вводили звучание колоколов в свои произведения. Давайте, вспомним и послушаем финальный хор «Славься» из оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин или Жизнь за Царя». (Слайд №20)
Звучит запись данного фрагмента. (2 мин.)
П.: Добавляет ли торжественности звон колоколов в музыке?
У.: Да.
П.: Какой характер добавляет музыке звучание колокольного звона?
Посмотрите на экран и озвучьте свои ответы с помощью музыкально – образного словаря. (Слайд №21)
У.: Колокольный звон добавляет музыке мощность, силу, смелость, величие, уверенность в победе.
П.: Оказывается, колокольное звучание помогает создать у слушателя музыкальный портрет русского народа – бесстрашного, решительного и великого. (Слайд №22)
Многие века колокольный звон сопутствовал жизни людей: оповещал о приближении врагов или опасности, приветствовал победоносные полки, приносил в праздники торжественность и веселье.
Радостным звоном встретила Москва воинов с Куликовской битвы. Под колокольный звон шествовали по Москве ополченцы Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. Колокольный звон собирал новгородцев на вече, где решалась судьба Отечества.
Колокольные звоны делятся на 2 основных вида:
1.Благовест – мерные удары в один большой колокол, которые призывают к началу службы. Называется он благовестом, потому что им возвещается благая, добрая весть о начале богослужения.
Слушание фрагмента колокольного звона.(40 сек.)
2.Собственно звон – это, когда звонят во все колокола или несколько колоколов.
Слушание фрагмента колокольного звона.(1 мин)
3. Подведение итогов. Анализ занятия.
П.: Наше занятие подходит к концу. Давайте подведём итоги. Я предлагаю выполнить задания по теме занятия и закрепить новые для вас знания. Вы должны соотнести стрелочками иллюстрации с событиями, которые к ним относятся.
Самостоятельная работа с карточками. Анализ выполненного задания.
П.: Молодцы ребята. С заданием справились. На память я хочу подарить вам – сувениры-колокольчики, которые будут напоминать об одном из символов христианства и о теме сегодняшнего занятия - колокола России.
Занятие закончено. До свидания.

~ 6 ~