СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия на тему "Конституция РФ" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему "Конституция РФ" (4 класс)»

Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАПОУ «Набережночелнинский педагогический колледж»






Конспект урока

в 4 классе

МБОУ «СОШ № 41» на тему:

«Конституция РФ»

студентки группы П–192

по специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Мазиной Анастасии Дмитриевны




















Набережные Челны, 2022

Этапы

урока

Деятельность

учителя

1. Мотивация к учебной деятельности

Добрый день! Меня зовут Анастасия Дмитриевна.

Сегодня к нам обратился Незнайка, с предложением о совместном путешествии. Он хочет попасть в страну «Правовых знаний». Надо помочь ему узнать, где же он может ознакомиться с тем какие у него есть права в этой стране, что можно делать, а что нельзя.

Поможем ему с этим?

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

- Каждое государство живет по определенным законам, все граждане государства имеют определенные права и обязанности, которые записаны в …

- Конституции.

Знаете ли вы, какое называние нашей страны закреплено в Конституции? (Ответы детей).

В статье 1 Конституции обозначено, что наше государство имеет два равнозначных наименования: Россия и Российская Федерация.


3. Сообщение темы и постановка цели и задач урока

А теперь попробуем сформулировать тему нашего урока. Что мы будем изучать?


Тема: Конституция РФ

Цель: познакомиться с конституцией РФ.


У нас на доске вы видите план урока, помогите мне его распутать.

План:

  1. Узнать, что такое конституция;

  2. Познакомиться с некоторыми правами;

  3. Сочинить конституцию нашего класса.

4.Первичное закрепление

Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди, и у них появились вопросы: ­

Что люди могут делать и чего не могут? ­

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

Для чего же нужны правила?

Вспомните, как вы играете, например, в прятки. В игре существуют правила игры: один водит, отвернувшись, ждет, когда остальные спрячутся, а потом ищет. Подумайте, если никто из играющих не будет выполнять правила, что получится? (Ответы детей). Полная неразбериха! Так и для всех людей должны быть правила жизни. В древности никаких правил не было. Кто был сильнее, тот всегда оказывался прав: захотел и все забрал у слабого, и никто не поможет, если у слабого нет сильного защитника. Очень долго решались эти вопросы, а когда их решили, появились законы. Если в точности соблюдать все, что в них записано, то и будет порядок на земле. А чтобы соблюдать законы, нужно, по крайней мере, знать их. Что же это такое – законы? (Ответы детей). Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане страны. Законы бывают разные, но главный  основной закон нашей страны  это Конституция


Сначала Конституцию придумали и записали учёные, потом граждане государства прочли её и обсудили друг с другом, в газетах, по телевидению. Некоторые правила из Конституции вычеркнули, другие – добавили, третьи – переписали по-другому. Потом состоялся референдум, то есть всенародное голосование. Каждый гражданин имел возможность прийти в специальное место и заявить, согласен он с такой Конституцией или не согласен. Оказалось, что большинство 6 граждан согласно. Так, 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации.


7.Включение в систему знаний и повторение

Задание: Как вы думаете, какие права есть у вас, описанные в Конституции?

Помогут вам это понять картинки. Внимательно рассмотрите их и составьте возможные права детей.


Право на жизнь, имеем право на образование

право выбирать профессию

право на отдых, жилье и медицинскую помощь и другие.

Право учиться в школе и получать образование

А какие обязанности вытекают из этого 7 права? (Ответы детей). Каждый гражданин обязан получить среднее образование.



Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки.

Приглашаю в гости к героям сказки «Приключения Буратино».

Во время игры «В гости к Буратино» мы узнаем, какие герои сказки нарушают права других героев, унижают и обижают их.

Задание: Дети разбиваются на 2 группы, каждой раздаются карточки, на которых написано:

− Право на образование.

− Право на свободный труд, защита от безработицы.

− Каждый имеет право на жилище, и оно неприкосновенно.

− Никто не может издеваться над человеком, пытать его, грубо к нему относиться.

− Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

− Никто не может издеваться над человеком. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

− Право на жизнь.

Давайте разберемся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке. Я опишу ситуацию, а вы поднимите табличку с правильным ответом:

1. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Защита от безработицы.)

2. Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Право на образование.)

3. Разбойники подвесили Буратино, на дереве. Какое право они нарушили? («Никто не может издеваться над человеком, пытать его, грубо к нему относиться»).

4. Когда Буратино болел, к нему вызывали докторов. (Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание).

5. Мальвина принялась учить Буратино письму и математике. (Право на образование).

6. Какое право нарушил Карабас, когда подвесил Буратино в кладовке на гвоздь? (Никто не может издеваться над человеком. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность).

7. Какое право нарушили полицейские, когда бросили Буратино в пруд? (Право на жизнь).

8. Какое право соблюдалось, когда Мальвина лечила Артемона? (Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание).

9. Какое право нарушено, когда полицейские с Карабасом ворвались в каморку папы Карло? (Каждый имеет право на жилище, и оно неприкосновенно).



Кроме прав, у граждан России есть и обязанности, которые тоже записаны в Конституции, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из нас есть права и обязанности. В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть сказано, что можно делать человеку и гражданину Российской Федерации, а что – нельзя. Можно очень многое, а нельзя, по сути, только одно – гражданин Российской Федерации не имеет права нарушать права других людей.

Значит если повернуть наши права прямо наоборот, то какие у нас обязанности?

Верно!


Задание: Найдите слова связанные с нашим государством. Выпишите их.


8.Рефлексия учебной деятельности

Мы удачно побывали в путешествии с Незнайкой и узнали много нового.

Предлагаю оценить свои успехи на занятии с помощью шляпы незнайки.

Красная – все получилось, информация полезная.

Синяя – возникли трудности, но информация мне полезна.

Желтая – мне было трудно и информация бесполезная.