Конспект занятия в средней группе «Огонь – друг, огонь – враг»
ВОСПИТАТЕЛЬ. Пономарева. Н.Д
Задачи:
· Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь, и как человек научился управлять огнём.
· Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнём; знать и соблюдать правила поведения при пожаре.
· Воспитывать у детей уважение к труду пожарных.
Методические приёмы:
· игровой,
· наглядный,
· словесный (загадка, сказка, беседа).
Материал: символ огня, сказка «Огонь –друг, огонь – враг», разрезная картинка пожарной машины, мяч, шапочка пламени, предметы для пожаротушения, светофорчики (красный-зелёный).
Предварительная работа: д/и «Кому что нужно», чтение рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки», п/и «Огонь в очаге».
Словарная работа: пожарные, языки пламени, задымление, пена, ожог.
Организация детей: полукругом на стульчиках, стоя у мольберта, в кругу, в парах.
Ход занятия:
Воспитатель:
Надо помнить нам о том,
Что нельзя шутить с огнём.
Кто с огнём неосторожен
У того пожар возможен.
Воспитатель: А сейчас я хочу рассказать вам сказку.
Сказка «Огонь – друг, огонь – враг»
Жил-был огонь. Был он очень весёлый и горячий. Гулял огонь где хотел – по лесам, домам, деревьям. Никого огонь не щадил на своём пути и был злейшим врагом всего живого. Как вы думаете, почему?
Дети: Он сжигал всё подряд.
Воспитатель: И вот однажды повстречался на его пути человек и сказал: «Давай, огонь, померяемся силой». Огонь отвечает: «Да куда тебе, Человек, со мной силой мериться».
А Человек настаивал на своём, огонь и согласился. Вот начался у них бой. Человек заманил огонь к реке и прыгнул в воду. Схватил Человек мокрой рукой языки пламени и хотел затушить. Взмолился огонь: «Не туши меня, Человек, верой и правдой тебе служить буду». Пожалел его человек, заставил служить себе. Вот так и начал огонь служить Человеку и стал его другом.
Воспитатель: Скажите, для чего человеку нужен огонь?
Дети: Для того. Чтобы приготовить еду, согреться. может осветить, зажечь свечу и т.д.
Воспитатель: Без огня люди никогда не смогли бы ездить по земле, путешествовать по морям. В моторе автомобиля тоже работает огонь – сгорает бензин и приводит машину в движение. Полыхает огонь и на заводах в печах, он плавит металл, в других печах огонь варит стекло, из которого выдувают красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает ввысь, оставляет хвост пламени – это сгорает ракетное топливо. Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них, гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги огонь может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда может произойти беда.
Воспитатель: Скажите от чего может возникнуть пожар?
Дети: От спички, непотушенного окурка, не выключенных газовой плиты и электроприборов.
Воспитатель: А что может загореться дома, в лесу?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем, кроме огня, ещё опасен пожар?
Дети: Дымом – им можно задохнуться.
Воспитатель: Есть такие пословицы «Спички детям не игрушки», «От маленькой спички разгорается большой пожар». Пламя огня безжалостно, оно разгорается очень быстро, никого и ничего не жалеет, охватывает всех. Давайте поиграем в подвижную игру «Огонь в очаге»
(1 ребёнок – огонь, в маске выходит и говорит: «Я огонь, меня не тронь!»
Дети отвечают: «Ты зачем ушёл из очага, превратился в нашего врага?
Огонь: «Я огонь, ваш друг и враг, со мной не справиться никак (шипит и машет руками, догоняет детей. Кого поймает, тот садится на скамейку).
Воспитатель: Вот такой коварный огонь, с ним никак не справишься. Тушить пожар – дело взрослых, но вызвать пожарных может любой ребёнок. Я вам предлагаю следующую игру
Игра «Угадай и позвони»
Воспитатель показывает табличку с номерами 01; 02;03;04. Игроки должны назвать номер службы, что он означает и как правильно туда звонить.
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку
Спешит, гудит, дорогу дай
Моргает синим глазом,
Примчится вовремя – спасет
Детей и взрослых разом.
Дети: Пожарная машина.
Игра «Собери картинку»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот так выглядит пожарная машина.
Игра «Лови - бросай, сразу отвечай»
- Для чего пожарной машине нужна сирена? (чобы все слышали и уступали дорогу)
- Почему пожарная машина красного цвета?( Чтобы её было заметно на дорогах)
- Зачем машине раздвижная лестница? (Чтобы подниматься на высокие этажи)
- Как называются длинные шланги, которыми тушат пожар? (Рукава)
- Где пожарные берут воду, если она закончилась в машине?(В колодцах, в реке)
- А как называются люди, которые тушат пожар?(Пожарные)
Воспитатель: Давайте представим, что мы – пожарные.
Игра «Выбери предмет» (На изображение огня прикрепить только те предметы, которые понадобятся при тушении пожара. Предлагаемые картинки: спички, огнетушитель, магнитофон, телевизор, зажигалка, пожарная машина, ведро воды, газовая плита, конфеты, мороженое, свечка, пожарный, песок.)
Воспитатель: И нужно обязательно знать правила, как вести себя во время пожара. Их мы закрепим в игре «Разрешается – запрещается».
Возьмите в руки свои знаки-светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зелёный кружок – если это делать можно:
в случае пожара вызвать пожарных по телефону 01;
бросать горящие спички;
кричать и звать на помощь взрослых;
оставаться в помещении, где начался пожар;
открывать окна и двери во время пожара;
закрывать рот, нос и голову мокрым полотенцем;
прятаться в угол, под шкаф, под кровать;
оставлять без присмотра включенные электроприборы;
двигаться ползком или пригнувшись к выходу;
пользоваться лифтом;
не бояться, слушаться во всём пожарных;
тушить водой горящие электроприборы;
обращаться к соседям за помощью;
включить газ, электроприборы, свет.
Воспитатель: Вы должны запомнить, что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения. Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом, Но все-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь делает нашу жизнь теплее, уютнее. Я хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнём, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила, и беда обойдёт вас стороной.
Песня « Огонь – друг, огонь – враг»