Конспект занятия: «Огонь- друг, огонь - враг!»
Цель: формировать у детей знания о правилах пожарной безопасности.
Задачи: закрепить знания детей о том к чему может привести не осторожное обращение с огнем; учить видеть роль огня, как положительную, так и отрицательную; развивать речь ,память, мышление ,творческие способности; воспитывать уважение к труду пожарных.
Словарь: огонь, ожог, пламя, пена, пожарные.
Предварительные работы: чтение рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»; разучивание стихотворений, пословиц о противопожарной безопасности; рассматривание плакатов и сюжетных картинок по пожарной безопасности; беседа о профессии «Пожарный»; дидактическая игра «Кому что нужно?».
Материал: безопасный подсвечник со свечой, емкость с водой, лист бумаги , ватман, султанчики (красного, оранжевого, желтого цветов), гуашь, одноразовые тарелки, влажные салфетки, фонограмма мелодии спокойного и грозного характера огня.
Методические приемы: воспитатель загадывает загадку :
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (огонь)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем эта загадка?
Воспитатель ставит в центр круга безопасный подсвечник и зажигает свечу.
На огонь можно смотреть без конца. Это осталось от наших предков, которым огонь костра казался загадочным живым существом. Они его «приручили» и «поселили» в своем жилище. Огонь стал могучим помощником человека в борьбе за существование: на огне варили пищу, он отпугивал хищников, спасал от холода. Огню поклонялись, как божеству, о нем рассказывали легенды. И в наше время писатели не забыли про огонь. Послушайте присказку из волшебной истории «О принце в голубой короне.», которую написал Е.Перьмяк.
После чтения сказки воспитатель обращает внимание детей на пламя свечи, оно напоминает отблеск тех первобытных костров, которые согревали и спасали людей.
Ребята, давайте поднесем свои руки к свече и почувствуем тепло пламени, но если слишком близко поднести руку к огню, то можно обжечьс.
Воспитатель: А теперь мы с вами проведем не большой опыт, сейчас вы увидите что есть невидимое пламя и оно так же опасно. Поднесите лист бумаги к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько минут лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя. Отсюда можно сделать вывод, что нельзя близко подходить к огню - можно обжечься; нельзя близко подносить предметы к огню - они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру с султанчиками. Каждый из Вас берет султанчик любого цвета, и превращается в маленькое пламя со своим характером и настроением, а я постараюсь угадать, что нам ждать от этого костра. Дети под музыку с султанчиками имитируют пламя костра. Последний акцент педагог должен сделать на положительной оценке значимости огня для человека.
Воспитатель: Огонь стал помощником людей, но он всегда таит в себе опасность. Выйдя из повиновения, он становится бешенным, уничтожающим все на своем пути. Вот что однажды случилось с древними людьми.
Послушайте Нины, Марины, Мишутки,
Шутки с огнем - опасные шутки!
Возьмем, к примеру, пещерных людей.
У них было много пещерных детей.
Пещерные люди с охоты пришли
И вкусного мяса с собой принесли,
Сели погреться они у костра,
И сразу вокруг собралась детвора.
Пылающий факел несут они в лес,
Огонь затрещал и по веткам полез
Пылают березки, пылают осинки.
Несчастные дети бегут по тропинке
«Тушите, тушите, тушите быстрей!-
Кричат они взрослым - огонь у дверей!».
Но быстро огонь пожирает живое
Взрослые вышли - от леса уголья
Одно пепелище их взорам открылось,
Вот, что из глупой игры получилось.
Ребята, вот видите какая беда может случиться, если играться с огнем.
Теперь, давайте вспомним и назовем сказки и другие произведения, где пожар возник из- за не осторожности или баловства. Дети размышляют, вспоминают и высказывают свои предположения: «Кошкин дом», «Путаница».
Дети, как можно ответить на этот вопрос: Огонь - помощник или огонь - враг? Высказывание детей. Нужно помнить всегда:
- Огонь требует бережного обращения.
- Баловство с огнем может привести к беде.
Мы с Вами выяснили, что огонь приносит огромную пользу человеку, но при небрежном обращении может нанести и вред.
Давайте мы с Вами попробуем создать портреты огня: огня- доброго и огня- злого. По желанию поделитесь на две группы и коллективно на листе ватмана выполните рисунок огня. Техника рисования - печать ладонью. Цветовую гамму подберите самостоятельно каждая группа. По окончанию работы дети представляют свой портрет.
Еще раз закрепляются правила обращения с огнем.
Воспитатель: я хочу, чтобы вы были осторожны с огнем, внимательны, помнили об опасности и всегда соблюдали правила безопасности.