Конспект занятия
по чтению художественной литературы и развитию речи
Тема: «В гостях у сказки».
Воспитатель: Шаповалова Н.В.
Цель: Закрепление знаний детей об украинской народной сказке «Рукавичка».
Задачи:
Обучение детей ответам на вопросы по содержанию сказки; подбору признаков (эпитетов) к заданному предмету. Активизация в речи детей существительных (названия животных - мышка, заяц, лиса, волк, медведь), прилагательных (серенькая, маленькая, пушистая, шустрая, мягкая, белый, быстрый, косой, трусливый, рыжая, хитрая, пушистая, красивая, большой, косолапый, коричневый)
Учить детей описанию предмета путем вовлечения их в подбор признаков к заданному предмету. Повторение диких животных.
Развивающие:
Развитие фантазии, двигательной и познавательной активности.
Воспитательные:
Воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
Материалы и оборудование:
магнитофон; аудиозапись «В гостях у сказки»; волшебный мешочек; варежка;
лесная поляна; картинки с главными героями сказки (мышка, заяц, лиса, волк, кабан, медведь).
Ход занятия
Организационный момент:
Игра «Шире, шире, шире круг…».
Ребята встают в круг, выбирается водящий и ему завязываются глаза. Водящий поворачивается вокруг себя с вытянутой рукой. Стоящие вокруг него ходят по кругу и проговаривают слова:
Шире, шире, шире круг.
У меня пятьсот подруг.
Эта, эта, эта, эта,
А любимая вот эта.
Круг и водящий останавливаются. На кого указал водящий выходит в круг и обмениваются рукопожатиями. Вышедший в круг становиться водящим.
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?
Ответ детей.
(Звучит мелодия «В гостях у сказки»).
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в гости к сказке. Для этого закройте глаза.
Раз, два, три, четыре, пять сказку можно начинать.
(В это время воспитатель готовит волшебный мешочек).
А в какую сказку мы попали, мы сейчас угадаем.
Посмотрите, у меня в руках появился волшебный мешочек, я сейчас к каждому подойду, а вы попытайтесь угадать, что же в моем мешочке. Но пока молчите и никому не говорите, что вы там нашли.
(Воспитатель подходит к каждому ребенку и просит его опустить руку в мешочек). А теперь скажите, как вы думаете, что же в нашем мешочке?
Дети: Варежка, рукавичка.
Воспитатель: Какой теплый домик для пальчиков! Покажите, сколько пальчиков у вас? Как много, и все помещаются в маленькую варежку. На что мы надеваем варежку?
Дети: На руку.
Воспитатель: Правильно, на руку. Поэтому её ещё можно назвать рукавичка.
Я думаю, что эта варежка из сказки «Рукавичка». А вы как думаете?
Ответ детей.
Воспитатель:
Наша варежка осталась
Без хозяина, беда!
Заблудилась, потерялась,
А вокруг неё леса.
Что же делать рукавичке?
Ребята, поможем рукавичке вернуться в свою сказку и найти своего хозяина?
Дети: Да, поможем!
Воспитатель: Сядем дружно мы кружком,
Да поговорим ладком.
Про сказку чудесную,
Очень интересную!
Ребята, давайте вспомним, про что же эта сказка. Откуда на дороге появилась рукавичка? Чья же она?
Дети: Рукавичку потерял дедушка.
Воспитатель: Кто самый маленький влез в рукавичку?
Дети: Самая маленькая влезла в рукавичку – мышка.
Воспитатель: Кто после мышки влез в рукавичку? (Лягушка)
Кто больше, чем лягушка влез в рукавичку? (Зайчик)
Кто больше зайчика влез в рукавичку? (Лисичка)
Кто больше лисы? (Волк)
Кто больше волка? ( Кабан)
Кто больше кабана? (Медведь)
Ребята, а чем заканчивается сказка?
( Собачка напугала зверей, и они разбежались, дедушка нашел свою рукавичку).
Воспитатель: А кто помнит, какая это сказка? Русская или украинская?
Дети: Украинская народная сказка.
Воспитатель: Ребята, а сказка «Рукавичка», на какую русскую народную сказку похожа? Дети: На сказку «Теремок».
Воспитатель: Молодцы! Так старались, что устали! Мы немного отдохнем и опять путешествовать начнем!
Физкультминутка.
Мы немного покружились
И в лесу все очутились.
Мышка-норушка мимо пробежала,
Мы все присели,
Она нас не узнала.
Зайка-попрыгайка под кустиком сидит
И по сторонам трусишка все глядит.
Мы тихонько поскакали
И его не напугали.
Лисичка-сестричка по тропинке к нам идет,
Мы все глазоньки закроем
И она нас не найдет.
А вот и волк - зубами щёлк!
С ним встречаться не хотим,
От него мы убежим!
Вдруг медведь давай громко реветь,
Да на нас смотреть!
Воспитатель: Ребята, мы оказались с вами в лесу. Давайте посмотрим, кто в нем живет?
Дидактическая игра «Какой, какая?»
Воспитатель:
Кто это? (Мышка) Какая она? (Серенькая, маленькая, пушистая, шустрая, мягкая) Давайте ее изобразим. Кто может показать мышку? (Изображают мышку).
Кто это? ( Зайчик). Какой он? (Серый, белый, быстрый, косой, трусливый). А что зайчик любит? (Морковку, капусту). (Изображают зайчика)
Кто это? (Лиса) Какая она? (Рыжая, оранжевая, хитрая, пушистая, красивая, мягкая) Какую лисичку мы показали? (Изображают лисичку).
Серый, зубастый, большой, злой, страшный… Кто это? ( Волк).
Давайте покажем, как волк зубами щелкает (показывает вместе с детьми).
А это кто? Большой, косолапый, коричневый, … (Медведь).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Какие это все животные? Дикие или домашние? А кого среди этих зверей нет в сказочном лесу из сказки «Рукавичка»?
Дети: Лягушки (описать лягушку).
Воспитатель: Правильно, молодцы! А каких диких животных вы знаете еще?
Дети: Белка, ежик, лось.
Воспитатель: Молодцы! Вы меня очень порадовали! (дети садятся на стульчики)
Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Ребята мы помогли рукавичку вернуть в сказку? Как сказка называлась? Дети: «Рукавичка»
Воспитатель: Чья это рукавичка была? Кто её хозяин?
Дети: Дед.
Воспитатель: Какие герои сказки вам понравились больше всего?
Ответы детей.
А сейчас: 1.2.3.4.5 – сказку нам пора кончать.
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Самоанализ занятия по чтению художественной литературы и развитию речи на тему: «В гостях у сказки»
Мной представлено занятие с детьми средней группы по чтению художественной литературы и развитию речи.
Тема: «В гостях у сказки».
Приоритетная образовательная область – развитие речи.
Цель: закрепление знаний детей об украинской народной сказке «Рукавичка».
Задачи:
Обучающие:
обучение детей ответам на вопросы по содержанию сказки;
обучение подбору признаков (эпитетов) к заданному предмету;
активизация в речи детей существительных (названия животных - мышка, заяц, лиса, волк, медведь), прилагательных (серенькая, маленькая, пушистая, шустрая, мягкая, белый, быстрый, косой, трусливый, рыжая, хитрая, пушистая, красивая, большой, косолапый, коричневый);
обучение детей описанию предмета путем вовлечения их в подбор признаков к заданному предмету;
повторение диких животных.
Развивающие:
развитие фантазии;
развитие двигательной активности;
развитие познавательной активности;
Воспитательные:
воспитание доброжелательного отношения друг к другу;
воспитание дружеских отношений.
Предварительная работа:
чтение сказки «Рукавичка»;
просмотр картинок к сказке;
просмотр презентации «Рукавичка».
При планировании я постаралась учесть особенности и возможности детей.
Вводная часть предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность.
Мотивационная ситуация состояла в том, чтобы помочь вернуть рукавичку в сказку.
Основная часть направлена на самостоятельную умственную и практическую деятельность детей и подразумевала выполнение всех поставленных задач.
Само занятие динамично и способствовало развитию двигательной активности детей (физкультминутка).
В заключительной части подводился итог деятельности.
Дети увлеченно занимались предлагаемой деятельностью. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, поддерживать интерес к занятию на протяжении всего времени. Считаю, что поставленные задачи в соответствии с возрастными особенностями решены.
С детьми, которые недостаточно усвоили материал, планирую провождение индивидуальной работы совместно с учителем – логопедом. Тема недели: «Дикие животные», дидактические игры, пальчиковая гимнастика, упражнения.
Продолжительность занятия соответствовала нормам гигиенических нагрузок для детей данного возраста (20 минут).