Конспект занятия по экологическому воспитанию « Птички – невелички»
Цели: Образовательная: Продолжать знакомить детей с характерными признаками весны. Закрепить знания детей о птицах, их жизни в весенний период. Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц. Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнёзда (различные виды гнёзд).
Воспитательная: Воспитывать чувство любви к родной природе. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям. Воспитывать любознательность.
Развивающая: Развивать интерес к жизни птиц. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное. Учить понимать образный смысл загадок.
Развитие словаря: Продолжать развивать связную речь детей.
Активизировать словарь: «гнездо»; «скворечник»; «грач»; «чирикают»; «щебечут»; «ласточка»; «стайки воробьёв».
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально – коммуникативное, речевое, физическое, художественно – эстетическое.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулок.
Чтение художественной литературы: С. Городецкий « Как птицы учились строить гнёзда», А. Шевченко « Гнёзда», Т. Нуждина « Воробьи», «Ласточка» и др.
Прослушивание аудиокассет « Наедине с природой», « Звуки окружающего мира», « Природа, птицы и животные».
Загадывание загадок.
Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.
Дидактические игры « Назови птичку, которой не стало», « Угадай, какой наш дом», « Угадай по описанию», « Чьи детки» и др.
Подвижные игры: « Воробушки и автомобиль», « Кто, где живет?», и др.
Материал к занятию: Демонстрационный материал « Птицы». Звуковая фонограмма явлений природы. Ободки с изображением птиц для подвижной игры. Изображение птичьих гнёзд.
Ход занятия. 1 часть. Воспитатель включает аудиозапись щебетание птиц из альбома « Голоса природы».
Игра « Доскажи предложение».
Вос – ль: Какое сейчас время года?
Когда наступает весна
? Дети: После зимы.
- Погода весной (какая?):
-Ручьи весной (что делают?):
-Солнце весной (какое?):
- Сосульки весной (что делают?):
- Листочки на деревьях (что делают?):
- Весной травка вырастает(какая?):
- Снег (что делает?):
- Весной птицы (что делают?):
Вос – ль: Как приятно проснуться, встать,
Синее небо в окно увидать
И снова узнать, что повсюду весна,
Что солнце и утро прекраснее сна
Вос – ль: Весной всё оживает, просыпается вокруг. Но самое главное чудо, которое происходит в природе весной – это то, что именно весной к нам из тёплых стран возвращаются пернатые друзья. Самыми первыми прилетают грачи (показывает картинку). Это крупные, чёрные птицы с длинным клювом. Ходят важно, длинными носами землю ковыряют: червяков ищут. Кричат: «Крак! Крак! Весна! Весна!». В далёкие времена говорили: «Грач зиму ломает». Есть ещё и такая примета: « Если грач на горе, то весна во дворе».
2 часть Раздаётся стук в дверь. Входит лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте ребята! Я – Лесовичок. Шёл в гости к малышам, да случайно услышал как вы здесь о птицах беседуете. И подумал, какие же ребята наблюдательные. Всё вокруг видят, всё вокруг подмечают. Что весной на улице происходит. А умеете ли вы весну слушать? Давайте проверим. Когда я хлопну в ладоши, закрывайте глаза и слушайте. А потом расскажите, что же вы услышали.
Звучит музыкальная запись « Звуки и голоса природы»: шум дождя, шелест листвы, журчание дождя, капель, голоса птиц. После прослушивания дети рассказывают, какие весенние звуки они услышали.
Физминутка « Вороны».
Вот под ёлочкой зелёной (встать).
Скачут весело вороны: (попрыгать)
. Кар – кар – кар! (хлопки над головой в ладоши)
Целый день они кричали, (повороты туловища влево – вправо)
Спать ребятам не давали: (наклоны туловища влево – вправо)
Кар – кар – кар! (громко хлопать над головой в ладоши)
Только к ночи умолкают: (махать руками как крыльями)
И все вместе засыпают: (сесть на корточки, руки под щёку – заснуть)
Кар – кар – кар! (тихо хлопать над головой).
3 часть. «Отгадай загадку».
Лесовичок: Ребята, а у меня для вас есть ещё один сюрприз. У меня есть шкатулка, но не простая, а волшебная. Если правильно отгадать загадку, то в шкатулке появится птичка. Хотите проверить? Тогда присаживайтесь на стульчики и внимательно слушайте.
1.Вот вещунья – белобока,
А зовут её…(сорока).
2. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины…(ласточка)
3. Чик – чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей
Кто же это…(воробей).
4. Не ворона, не синица.
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку
Раздалось вокруг «ку – ку»…(кукушка).
5. Кто присел на толстый сук
И стучит «тук – тук, тук – тук»…(дятел).
6. На шесте дворец.
Во дворце певец, Как зовут его?...(скворец).
После каждой правильно отгаданной загадки , Лесовичок вытаскивает фигурку птички и прикрепляет её на фланелеграф.
Лесовичок: Какие же вы молодцы, ребята. Все загадки отгадали правильно. Таким умным, хорошим ребяткам я хочу подарить сувениры. Сейчас я за ними схожу, а вы не скучайте. Лесовичок уходит за сувенирами.
4 часть. Игра «Назови, кого не стало».
Вос – ль: Пока лесовичок ходит за сувенирами, давайте продолжим нашу беседу о птицах. Обратите внимание, какой красивой получилась весенняя картинка (показывает на фланелеграф). Давайте ещё раз назовём птиц, которых вы здесь видите.
Дети перечисляют птиц: сорока, воробей, дятел, ласточка, скворец, кукушка, грач.
Вос – ль: Сейчас я хочу поиграть с вами в игру: «Назови, кого не стало».
Когда вы отвернётесь, я спрячу одну из птиц. Повернувшись, вы должны назвать ту птицу, которой не стало.
Проводится игра.
Вос – ль: Вот и подошло к концу наше занятие. Вам понравилось? А о чём мы с вами говорили на занятии?
Ответы детей. Вос – ль: Ой, ребята, посмотрите, появилась волшебная шкатулка. Там, наверное, сюрприз для вас. (открывают шкатулку, находят подарки).