Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе»
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе: «Чем пахнет воздух?»
Программное содержание: расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.
Материалы: сумка-холодильник, веер, листья бумаги, кусочек апельсина, духи (пробник), ванилин, чеснок, воздушные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насосы.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Дети отгадывают ее и объясняют, почему они догадались.
- Для чего нам с вами нужен воздух? Сделаем глубокий вдох… и затем выдохнем. Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Можем ли мы его увидеть? (Нет, он невидим.) Можем ли мы его почувствовать? Возьмем салфетку или веер и помашем возле лица. Чем пахнет воздух?
- Игра «Узнай по запаху». Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (апельсина, духов, ванилина, чеснока) – что вы чувствовали? Вы чувствовали запах того вещества, которое я вам предлагал понюхать. Если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта. Имеет ли свой запах воздух? (Нет.) Посмотрите сегодня у нас в лаборатории много воздушных шариков. Как вы думаете, что внутри этих шариков? (Воздух.) А в не надутых шарах есть воздух? Какой шарик тяжелее – надутый или не надутый? Как проверить?
(Можно взвесить.) Чем будем взвешивать? ( Чашечными весами.)
-Дети берут шары, укладывают на весы.
Воспитатель: Как вы обычно надуваете шарики? Хотите, покажу, как можно надувать шарики по-другому?
Воспитатель достает из сумки-холодильника пустую открытую пластмассовую бутылку (необходимо поставить ее для охлаждения заранее), надевает ее на горлышко воздушный шарик. Затем ставит бутылку в миску с горячей водой. Что происходит? Почему шарик надувается? (Воздух при нагревании расширяется.) Как можно теперь сдуть шарик? Попробуем поставить его снова в холодильник. Пока шарик охлаждается, давайте вспомним, что мы узнали о воздухе.
Дети рассказывают.
Воспитатель: А знаете ли вы, кто изобрел первый воздушный шар? Первый воздушный шар построили братья Жозеф и Жак Монгольфье. Это было очень давно, в 1783 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет продолжался восемь минут. После стали летать и люди, - первый человек летал двадцать пять минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты стали популярным видом спорта.
Пора нам посмотреть, что же стало с нашим шариком. (Шарик спустился.) Почему? (При охлаждении воздух сжимается.) Чем еще можно надувать шары? (Насосом.)
Детям предоставляется возможность надуть шары насосом.