"Открытое занятие по ФЭМП в средней группе
Тема «Путешествие в осенний лес»
Подготовила: воспитатель
Антоненко Виктория Викторовна.
Цель :Закрепить счет в пределах трех; знание цифр от 1 до 3; умение различать и называть геометрические фигуры: ориентировка в пространстве.
Задачи:
Обучающие:
1Учить сравнивать и уравнивать две группы предметов.
2.Учить соотносить цифру с количеством.
3. Упражнять в умении различать левую и правую руки, определять пространственное направление от себя и обозначать его словами: слева, справа, впереди, сзади.
4.Учить составлять образ из геометрических фигур и различать их.
Развивающие:
1. Развивать любознательность, память, логическое мышление, интерес к математике.
2. Закрепить умение ориентироваться в пространстве.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
2. Воспитывать доброе отношение к друг другу.
Методические приёмы:
- Игровой (использование сюрпризных моментов).
- Наглядный (использование иллюстрации).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
- Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: магнитная доска, цифры, , игрушки белочка и ежик, письмо от лесных жителей,
Раздаточный материал: карточки яблоки и грибы (по 3шт для каждого), геометрические фигуры из картона.
1.Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
- А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям. Молодцы!
2. Сюрпризный момент:
Раздается стук в двери! Воспитатель получает письмо и сообщает об этом детям.
Ребята нам передали письмо животные из осеннего леса. Они совсем не умеют считать и не знают геометрические фигуры, в лесу из-за этого переполох, и они просят нас помочь им. Поможем лесным жителям?
3. Путешествие на автобусе.
В.:- Тогда отправляемся в путешествие! А в путешествие мы отправимся на автобусе!
В.: -На автобус обязательно надо приобрести билет!
Выбираем кондуктора, который раздает билеты с цифрами (1-2).(дети присаживаются на заранее подготовленные стулья).
В.: - Прежде чем отправиться, я должна проверить все ли приобрели билетики правильно (воспитатель просит показать у кого из детей билет под номером «1» и у кого под номером «2»).
В.:- А теперь я билетики соберу.
Воспитатель проводит игру на ориентировку в пространстве (кто сидит рядом, справа, слева, сзади, впереди)
В.: -Ну вот мы все сели и можем отправляться в путь! (Включить муз.сопр. или выучить песенку «Мы едем, едем, едем в далекие края..» (Михалков)
Музыка останавливается и звучит шум леса.
В.: -Ребята, вы слышите? Что это за звуки и где мы оказались? (в лесу)
-правильно! Давайте выйдем из автобуса (дети стоят полукругом на ковре).
В.:- Для того, чтобы помочь лесным жителям, нам необходимо выполнить задания,
Интересно, а какое задание нам приготовили лесные звери, заглянем в письмо.
Читаем задание от Зайчика: Выполните движения, столько раз, сколько предметов изображено на рисунке.
4.Физкульт минутка: (дети выполняют движения, соответствующие тексту)
Сколько яблочек у нас,
Столько мы подпрыгнем раз. (1)
- Сколько листиков у нас,
Столько мы присядем раз. (2)
- Сколько красных мухоморов,
Столько сделаем наклонов. (3)
- Сколько зайчиков у нас,
Столько хлопнем с вами раз. (2)
- Сколько шишечек,
Столько топнем с вами раз (1).
Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием.
5.Игровая ситуация «Гости из леса». ( самостоятельная работа с раздаточным материалом).
Воспитатель сообщает детям, что Ежик и Белочка хотят собрать припасы к зиме, но никак не могут сосчитать их.
В.:- Ребята, поможем лесным жителям справиться с заданием.
Д.:- Да, поможем.
Посмотрите, что у вас лежит на тарелочках ?
Д.: - (яблоки и грибы).
Белочка просит вас выложить на верхнюю полоску слева - на права, от красной линии, 2 грибочка для белочки - дети выкладывают у себя). Приглашается один ребенок работать к доске. Проверьте у всех так?
Выясняет у ребят, что нужно сделать, чтобы узнать, сколько грибочков?
В случае затруднения напоминает, что грибочки надо посчитать.
Воспитатель считает и делает обобщающий жест, интонационно выделяя итоговое число. Уточняет у детей: «Сколько грибочков у белочки?»
Затем предлагает поставить на нижнюю полоску для ежика столько же яблок, сколько грибов.
Воспитатель считает яблоки, потом спрашивает у ребят: «Сколько яблок у ежика? Что можно сказать о количестве грибов и яблок? По сколько их?»
Дети вместе с воспитателем делают вывод: «Грибов и яблок поровну: 2 грибочка и 2яблока». «Грибов столько же, сколько и яблок».
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, тем временем ставит на верхнюю полоску еще один гриб и выясняет: «Что изменилось?», «Как узнать, сколько стало грибов? (Посчитать). Сколько грибов? Сколько яблок? Три грибочка и два яблока – сравните, чего больше. (грибочков больше, чем яблок.)Два яблока и три грибочка – сравните, чего меньше. (яблок меньше, чем грибов.)Как сделать так, чтобы грибов и яблок стало поровну?»
Вместе с детьми воспитатель обговаривает и показывает способы уравнивания предметов: добавление или убавление одного предмета. Потом, называя числа, воспитатель вновь считает грибы и яблоки, и вместе с детьми делает вывод о равенстве групп на основе результатов счета.
6. Гимнастика для глаз:
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес! (выполняют круговые движения глазами)
Слева – сосны, справа – дуб. (выполняют движения глазами на лево, на право)
Дятел сверху, тук да тук. ( выполняют движения глазами вверх-вниз )
Глазки ты закрой-открой ( закрывают, открывают глаза)
И скорей бегом домой.
7.Собери медведя.
В.:- У нас есть еще одно задание. Нам необходимо сделать друзей для наших ежика и белочки, для того чтобы им стало веселей. Предлагаю сделать медведя, а сделаем мы его из геометрических фигур. Давайте посмотрим из каких геометрических фигур состоит наш медведь.
Д.:- Прямоугольник, круг большой, круг маленький, треугольник. (дети выкладывают медведя из геометрических фигур)
Ребята вы все молодцы! Справились со всеми заданиями, ну а нам пора отправлять обратно в детский сад.
Часто-часто мы моргаем,
Крепко глазки закрываем,
1,2,3,4,5, мы вернулись в детский сад.
Итог (рефлексия)
Воспитатель спрашивает детей:
-Какое задание понравилось больше всего?
-Что было сложнее сделать?
-Вам понравилось помогать животным?
-Кто просил у нас помощи из леса?
-Вам было интересно?
В.:- А за то, что вы помогли лесным жителям, они нам прислали подарочки (медальки – молодец и умница).
4