Дифференциация букв о - а в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Цель: закреплять умение дифференцировать буквы о-а в словосочетаниях, предложениях и тексте.
Задачи:
закрепить знания детей о буквах о - аучить детей дифференцировать изучаемые буквы в словосочетаниях, предложениях и тексте;
обучать детей навыкам слогового анализа и синтеза;
развивать у детей умение согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях;
тренировать в языковом и звуковом анализе;
развивать зрительное восприятие.
Оборудование: демонстрационные буквы о - а на доске; наборы букв о - аи символы для обозначения изучаемых букв на письме (на каждого ребенка); модели слов на кар точках; карточки со словосочетаниями для индивидуальной работы; запись стихотворения (на доске); альбом 2.
Ход занятия
I. Оргмомент
1.Закрепление, знаний об изучаемых буквах о - а.
Логопед: Из элементов (деталей) букв, которые лежат у вас на столе, соберите буквы а, о. Вспомните и назовите слова на каждую букву.
2.Запись букв о - а.
Логопед предлагает детям вспомнить внешнее сходство и различие этих букв, обозначение на письме.
II. Основная часть занятия
1.Развитие фонематического восприятия и слогового анализа.
Логопед:Послушайте слова и запишите ударный слог каждого слова. Выделите в этих слогах буквы о - а.
Слова:палец, сурок, варит, крошки, ночи, зима, чашка, марки, норка, молоко, весна.
Развитие навыков слогового анализа и синтеза. Логопед:Прочитайте слоги и составьте из них слова. Слоги: ПА, РОК, КО, МАР, КА, РОМ, МА, КАР, У. Примерные слова: урок, комар...
Дифференциация букв оа в словах. Работа со словами-паронимами.
Логопед:Прочитайте слова с опорой на схематическое изображение букв.
4.Развитие зрительной памяти.
Логопед:Назовите пары слов из предыдущего задания. Объясните значения всех слов. Запишите только те, что оказались новыми для вас.
Пары слов:стал - стол, сам - сом, кратко - кротко, почка - пачка, полки - палки, вол - вал.
5.Физминутка.
Дети выполняют движения по заданию логопеда.
6.Развитие зрительного восприятия и моторной координации (задание 4. с. 3).
Логопед:Рассмотрите облака, из которых идет буквенный дождь. Проведите дорожки от каждой буквы к слову и прочитайте получившиеся слова. В каком облаке прячется два слова? Какие это слова?
7.Развитие навыка согласования слов (задание 6. с.4). Логопед:Вставьте в слова пропущенные буквы о - а и прочитайте слова. Составьте из слов групп 1 и 2 словосочетания. Запишите словосочетания. Выделите буквы о - а.
8.Работа на уровне предложения (задание 7. с. 4-5).
Логопед:Зашифруйте предложения при помощи букв о - апо образцу.
Образец.Скоро сказка сказывается.
Астры зацветут осенью.
Ровный асфальт радует людей.
Смолк соловей в лесной чаще.
Лампа погасла внезапно.
Старая лодка ушла на дно
9. Дифференциация букв занятия на уровне триста (задание 8. с. 5).
Логопед:Вставьте буквы о - а в слова и прочитайте текст. Запишите текст, выделяя буквы о - а и отмечая их соответствующими символами.
III. Итог занятия
Логопед:Назовите из стихотворения сначала слова с буквой а, а затем - с буквой