Управление образования администрации Беловского района
Курской области
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Долгобудская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Конспект занятия по математическим представлениям
Тема: «Больше, меньше, столько же»
Разработала и провела: учитель
I квалификационной категории
Мартынова Елена Васильевна
с. Долгие Буды
2023 г.
Тема занятия: « Больше, меньше, столько же.»
Цель: - формировать у обучающихся понятия « больше» , «меньше», «столько же»;
Задачи: - учить сравнивать группы предметов соотнесением один к одному;
- закрепить знание детей о геометрических фигурах;
- развивать пространственное восприятие на основе упражнений на узнавание и различение;
-развивать внимание, память, математическую речь;
-вовлечь всех обучающихся в активную и интересную для них учебную деятельность.
Оборудование: геометрические фигуры, счетный раздаточный материал, индивидуальные дидактические карточки.
Ход занятия.
I. Организационный момент. Приветствие.
Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться : «Доброе утро».
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
- Сегодня на самом деле очень «доброе» утро. И поэтому мы все в хорошем настроении. Так давайте активно работать. Пожелаем всем удачи – за работу, в добрый час!
II. Актуализация знаний
1) Игра « Один - много»
Две вазы с фруктами (в одной много груш и одно яблоко, в другой много яблок и одна груша)
- Что у нас лежит в вазах? ( Фрукты)
- В первой вазе сколько груш? ( Много)
- А что одно? ( Яблоко)
- Во второй вазе много чего лежит? ( Яблок)
- А груш сколько? ( Одна)
2) Игра « Что изменилось?»
- Ребята, посмотрите на доску и скажите, что вы здесь видите?( На доске прикреплены геометрические фигуры: )
- Возьмите конверт и разложите геометрические фигуры, как на доске. А теперь закройте глаза. (Учитель заменяет фигуры, меняет их местами. Теперь фигуры на доске расположены так:
- А теперь откройте глаза , посмотрите на доску и скажите, что изменилось.
III. Сообщение темы и целей занятия.
- Сегодня тема нашего урока « Больше, меньше, столько же». Мы продолжим сравнивать группы предметов соотнесением один к одному, используя понятия больше, меньше, столько же, закрепим знания о геометрических фигурах.
IV. Работа по теме занятия.
- Ребята, к нам на урок приехала Зайка – один из талисманов Олимпиады в Сочи. Она – самая активная жительница зимнего леса. Очень любит спорт, хорошо учиться в « Лесной Академии». Зайка просит вас помочь ей и выполнить следующее задание:
Игра « Цветы и бабочки»
У каждого ребенка карточка с изображением цветочной полянки.
- Что нарисовано на картинке? ( Цветы)
- Сколько цветов? ( Много)
- На полянку прилетели бабочки. Поиграем с ними?
- Посадите на каждый цветок бабочку. Посмотрите, как это надо сделать. Покажите правую руку. Теперь левую. Положите левую руку на карточку с цветами и придерживайте ее. От левой руки начинайте раскладывать бабочек правой рукой. На каждый цветок посадите бабочку. Не пропускайте цветочки. Чего больше цветов или бабочек? ( Цветов больше, а бабочек меньше)
- А теперь к вам на полянку прилетели бабочки. Посадите их на цветочки. Всем бабочкам есть цветок? ( Всем )
- Теперь мы можем сказать, что цветов у нас столько же, сколько бабочек.
- Смотрите, к нам еще прилетели бабочки. А им есть цветочки? ( Нет )
- Посмотрите, чего больше стало: цветов или бабочек? ( Больше бабочек ) А чего меньше? ( Меньше цветов )
- Молодцы, справились с заданием. Зайка вами довольна.
V. Физминутка.
- Ребята, давайте немного отдохнем. Геометрические фигуры предлагают вам поиграть в игру. Жили – были в своих домиках геометрические фигуры. Как они называются? Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. ( Учитель показывает фигуры и раскладывает их в обручи. Затем раздает всем детям по одной геометрической фигуре. )
- В математику играю,
Вас в фигуры превращаю!
Раз, два, три треугольник в дом беги! ( Потом также для круга, квадрата, прямоугольника. )
- Стоим на месте и выполняем движения за мной:
« Ветер дует мне в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.»
VI. Работа по учебнику ( с. 45 )
- Откройте учебник по закладке. Здесь изображены молоточки и гвоздики. И мы видим, что молотков столько же, сколько гвоздей.
- А теперь посмотрим на ведра и лопаты. Ведер столько, сколько лопат? ( Да, ведер столько, сколько и лопат.) Или по другому можем сказать – одинаковое количество.
- А сейчас давайте сравним конфеты и пирожки. Чего больше? ( Конфет больше, чем пирожков.)
- А чего меньше? ( Пирожков меньше, чем конфет.)
VII. Игра « Помоги белочке»
- Дети, Зайка просит вас помочь белочкам.
- Что едят белочки? ( Грибы и орехи.)
- Да, правильно. Белочки питаются орехами, грибами. Осенью белочка собирает орешки и прячет их в дупло. Грибы она нанизывает на сучки, веточки и сушит. Так она готовит себе еду на зиму. Всю зиму она ела свои запасы, а сейчас решила узнать чего больше у неё осталось- грибов или орехов.
- Кладем орешки на верхнюю полочку, а грибочки на нижнюю полочку. Теперь методом наложения определим, чего у нас больше. Сверху орешка кладем грибок. Один орешек лишний, ему нет пары. Значит орешков у нас больше, а грибочков меньше.
- А что нужно сделать, чтобы орешков стало столько же, сколько грибов? ( Убрать один гриб. )
- А по-другому? ( Добавить один гриб.)
- Правильно.
- Сейчас в гости к белочке пришли её подружки – белочки. Хозяйка решила угостить подружек грибами. Посмотрите на грибочки, они одинаковые или чем-то отличаются? ( Да отличаются- одни большие, другие маленькие)
- Возьмите большие грибочки и раздайте их белочкам. Всем хватило грибов?
- А теперь раздайте белочкам маленькие грибы. Всем досталось грибов?
- Сейчас просят белочки орехи. Чего больше орехов или белочек? ( Белочек больше, а орешков меньше)
- Что нужно сделать, чтобы орехов было столько, сколько белочек?
VIII. Работа в тетради.
- Сейчас откроем тетради и напишем строчку квадратиков, а под ними кружочки. У нас получилось квадратиков столько, сколько кружочков.
IX. Пальчиковая игра « На опушке дом стоит»
На опушке дом стоит,
На дверях замок висит,
За дверями стоит стол,
Вокруг дома частокол.
Тук – тук – тук – тук – тук – тук
Заходите, я не злой!
X. Закрепление пройденного материала.
1) Работа по индивидуальным дидактическим карточкам
- Ребята, давайте сравним количество моркови и помидор. Для этого соединим линией помидоры с морковью, образуя пары. Что у нас осталось без пары? Чего больше, а чего меньше?
2) Работа с геометрическими фигурами.
- Дети, Зайка предлагает вам выполнить еще одно интересное задание. Возьмите конверты с геометрическими фигурами. Каждой фигурке есть место на карточках, которые лежат перед вами. Что у вас получилось? ( Машина грузовик)
- Из каких геометрических фигур состоит машина? ( Из треугольников, квадратов, кругов.)
-А каких фигур больше?
- Каких фигур меньше?
XI. Рефлексия
- Кому мы с вами сегодня помогали? (Зайке, бабочкам, белочкам)
- Сравнивали количество предметов, используя какие понятия? ( Больше, меньше, столько же).
- Дети, если вам урок понравился, то хлопните в ладошки.
-Зайке понравилось, как вы работали на уроке. Она решила вам вручить медали за старание, за хорошую работу на уроке.