СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по образовательной области "Ребенок и природа" для старшей группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит конспект занятия по образовательной области "Ребенок и природа" для старшей группы (от 5 до 6 лет) на тему "Животные и растения Беловежской пущи"

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по образовательной области "Ребенок и природа" для старшей группы»

Приложение3

Государственное учреждение образования

«Солигорский государственный колледж»











Конспект занятия с мультимедийной поддержкой

по образовательной области «Ребенок и природа»

Тема «Животные и растения Беловежской пущи»

Возрастная адресованность: старшая группа (от 5 до 6 лет)











Разработала: Колбасник Е., учащаяся учебной группы ДО-211с

Преподаватели: Михневич Т.А., Шляхова Т.Г.








Солигорск, 2023

Задачи:

Образовательные: продолжать формировать представления об особо охраняемой природной территории Республики Беларусь (национальный парк «Беловежская пуща»). Формировать представления растениях (белая кувшинка, желтая кубышка, сон-трава и др.) и животных (зубр, жук-олень, журавль и др.), занесенных в Красную книгу Республики Беларусь. Систематизировать представления детей о растениях и животных, особенностях их внешнего вида, питания, места обитания.

Развивающая: развивать мышление, внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас, активизировать речевое общение.

Воспитательная: вызвать чувство восхищения дикой природой, воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Оборудование: музыкальный центр, проектор, ноутбук.

Материал: карточки красного и синего цвета с цифрами и числовыми фигурами от 1 до 9 для билетов и обозначения номера места на стуле; мультимедийная презентация к занятию «Животные и растения Беловежской пущи»; фонограммы «звуки леса», «движение автобуса», «рассказ Старичка-Лесовичка о растениях и животных Беловежской пущи»; иллюстрации животных и растений по количеству детей для игры «Живое домино»; микрофон для игры; изображение ствола дуба, дубовые листочки красного, желтого, зеленого цвета – для рефлексии.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о заповедниках и национальных парках Республики Беларусь, рассматривание эмблем заповедников и национальных парков РБ, просмотр видеофильмов «Животные и растения Республики Беларусь», «Растения Республики Беларусь», чтение художественной литературы В. Бианки «Лесная газета», «Первая охота», М.Пришвин «Этажи леса», рассматривание иллюстраций и репродукций картин по теме, беседы о жизни животных и растений, беседы о правилах поведения в природе.

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель (В.). Здравствуйте дети! Как ваше настроение? Давайте мы с вами друг другу улыбнемся.

Воспитатель обращает внимание детей на посылку.

В. Ребята, сегодня почтальон нам доставил посылку. Попробуйте отгадать от кого она, послушайте загадку:

Очень странный старичок,

Вместо носика -сучок!

По лесу гуляет-

Лес он охраняет.

А зовётся старичок...

Старичок...(Лесовичок)

А. Новикова

Показ слайда – Старичок-Лесовичок, звуки леса.

В. Это хозяин леса – Старичок-Лесовичок. Лесовика в разных краях называли по-разному: леший, леший царь, лесак, лесник, лесной дедушка, лесной дядя, лессовой.

В. Давайте откроем посылку и узнаем, что же прислал нам Старичок-Лесовичок.

В. Ребята, здесь приглашение в гости. А куда именно приглашает нас Старичок-Лесовичок, вы узнаете, когда выполните его задание «Сложи пазл».

Воспитанники по подгруппам складывают пазл «Эмблема Беловежской Пущи»

В. Как вы думаете, куда приглашает нас Старичок-Лесовичок? Что обозначает эта эмблема? (показ слайда – Эмблема Беловежской Пущи) (ответы детей)

В. Правильно, ребята это большая эмблема национального парка «Беловежская пуща». Как вы догадались, что это эмблема национального парка «Беловежская пуща»? (ответы детей)

В. Как вы думаете, что такое национальный парк? Чем он отличается от обычного парка, леса? (это участок леса, который находится под охраной государства, в нем обитают редкие животные и птицы, они занесены в Красную книгу) Какие национальные парки Беларуси вы знаете? (Браславские озёра, Нарочанский, Припятский)

В.Сегодня мы отправимся в Национальный парк Беловежская Пуща, чтобы узнать, какие редкие животные и растения можно там встретить.

В. Но сначала, нам нужно вспомнить правила поведения в лесу. Для этого предлагаю поиграть в игру.

Д/и «Верно-неверно»

В. Сейчас я буду перечислять правила поведения. Если так делать можно, то хлопайте, а если так делать нельзя, то топайте.

Правила поведения:

  1. Наблюдать за красотой природы.

  2. Разжигать костры

  3. Фотографировать интересные виды животных и растений.

  4. Топтать муравейники.

  5. Собирать ягоды и грибы, которые вам знакомы.

  6. Разбрасывать мусор в лесу.

В. Молодцы, вы хорошо знаете правила поведения в лесу. А сейчас я предлагаю отправиться, на автобусе в путешествие по «Беловежской пуще». Занимайте свои места.

Дети садятся на стульчики в соответствии с цифрой на билете и его цветом. (включается звукозапись – движение автобуса)

Основная часть

В. Внимание, внимание, мы прибыли на территорию Беловежской пущи! Посмотрите, кто нас встречает? Старичок-Лесовичок) Давайте с ним поздороваемся!

Лесовичок (Л.) Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в Беловежскую пущу! Национальный парк Беловежская пуща находится под охраной государства. Вы знаете почему? (здесь живут редкие животные и растения, они занесены в Красную книгу, их нельзя убивать)

Л. А вы знаете, кто же из животных считает Беловежскую пущу своим домом? Может быть это белые медведи или тюлени? (нет, они живут на Севере у моря)

Л. Конечно, эти животные не живут в национальном парке. Из хищников в пуще обитают волк, лисица, рысь, из крупных копытных – дикие кабаны, лось, олень благородный, из птиц – дятлы, совы. (на слайде появляются изображения всех перечисленных животных). Из деревьев распространены сосна, ель, дуб черешчатый. (показ слайд)

Л. И конечно в Беловежской пуще живут животные и растут растения, занесеные в Красную книгу. Может кто-то из вас уже их знает? (Ответы детей)

И, конечно, настоящим символом национального парка стали зубры. (на экране изображения зубров)

Л. Я вам сейчас о них расскажу (показ слайдов).

Зубр – Зубры живут на Земле с давних времён. Но люди беспощадно преследовали этих животных, охотились на них ради мяса, шкуры. Поэтому 100 лет назад в белорусских лесах не осталось ни одного зубра – всех уничтожили. Но к счастью, несколько зубров жили тогда в зоопарках Европы. Их стали разводить, в том числе и в Беловежской пуще.

Это красивое крупное животное, которое живет в стаде. У зубра есть рога и хвост. На голове растет густая шерсть. Питаются зубры травой, листьями и ветками различных деревьев и кустарников, а также объедают кору осины, рябины и ели, также едят грибы – опята и лисички. Зимой люди подкармливают зубров сеном. живут стадами. Маленькие зубрята могут питаться молоком в течение целого года.

Олень благородный – крупное, изящное животное с тонкой длинной шеей и стройными ногами. Туловище вытянутое. Хвост короткий.  Тело оленя покрыто густой короткой грубой шерстью. Шерсть - зимой серо-бурая, летом - рыже-бурая.  У самцов на голове имеются большие разветвленные рога, которые сбрасывает весной. Питается травой, листвой, ветвями, корой деревьев и кустарников. Олени могут съесть большую часть молодых побегов деревьев и кустарников. Олени прекрасно разбираются в свойствах самых различных растений.

Жук-олень очень крупный, может занимать больше половины ладони. Самки мельче самцов. У жука-оленя большая голова, похожая на шлем, грудь и брюшко черного или темно-коричневого цвета. По обеим сторонам от тела расположено по три ноги с острыми коготками на конце. На голове имеются глаза и чувствительные усики. 2 пары крыльев: одни - жесткие, другие - летательные. Тонкие крылья жука прячутся под прочными надкрыльями, защищающими их как чехол. Большие рога - это челюсти, которые внешне очень напоминают рога оленя. Насекомое использует их в драке с другими жуками и для защиты от нападения хищников.

Чаще всего жуки-олени селятся там, где растут дубы. В дикой природе жук-олень питается росой, цветочным нектаром и соком растений. 

Древние люди называли его «скарабей», и считали, что он приносит удачу. жук – олень – мечта любого коллекционера, потому что на них ведётся настоящая охота. На государство взяло их под охрану и занесло в «Красную книгу».

Серый журавль – перелетная, крупная птица с длинной шеей и ногами; удлиненные перья, растущие в основании крыльев, свисают сзади, образуя пышный «хвост». Перья в основном серого цвета, передняя часть головы и шеи покрыта черными перьями, на затылке голая красная кожа, покрытая тонкими волосками

Ходит длинными шагами, держа туловище почти горизонтально, часто копается клювом в земле, низко опустив шею; на деревья не садится. Селится на болотах. Гнезда строит на земле. Для этого вида птиц характерны брачные танцы: птицы подпрыгивают, машут крыльями, раскланиваются.

Голос звонкий и передается слогами «курлыў» или «кро-аў» - курлыкают 

Питается семенами растений, корневищами, ягодами.

Кувшинка белая - это водное растение у которого нет стебля, но есть длинное корневище длиной до 1,5 м. на поверхности воды плавают листья кругло-овальной формы, которые сначала бывают красноватыми, потом становятся зелеными. У кувшинки очень крупные белые плавающие цветки. Цветет целое лето. Цветки опыляются насекомыми. Растет у берегов на озерах, реках, пудах, обычно у берегов.

Желтая кубышка - ее могут называть кувшинка желтая, цветки желтой кубышки располагаются на толстых длинных цветоносах рядом с листьями. Форма цветка, напоминает низкий кувшин. Цветы имеют приятный аромат и яркий темно-желтый цвет. Подводный стебель достигает длины 2-3 метра, а кожистые округлые листья лежат на глади воды. Кубышка встречается в озерах, прудах, на мелководье, в местах с медленным водным течением

Лечебными свойствами обладают цветки, листья, корневище и семена желтой кубышки. Но является ядовитым растением.

Сон-трава - Другое название — прострел. Растет в сосновых и смешанных лесах, на солнечных, сухих участках. Цветет весной (в апреле-мае) до распускания листьев. Как только растает снег, из толстого черного корневища начинают отрастать невысокие цветоносные стебли с одиночными цветками на верхушке. Цветки-колокольчики лилово-розового цвета укрыты от весенних заморозков пушистыми листочками. Опыляется растение насекомыми. После опыления цветки превращаются в своеобразные пушистые шарики, состоящие из семян. Листья появляются после цветения растения.

В. Сколько много объектов природы находится под охраной в Беловежской пуще! Спасибо, Лесовичок, за рассказ.

В. А мы с вами ребята сделаем зрительную гимнастику, чтобы наши глазки отдохнули.

Зрительная гимнастика «Бабочка»


Спал цветок




И вдруг проснулся,


Встрепенулся, потянулся,

Больше спать не захотел,

Взвился вверх и полетел.



Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.

Руки поднять вверх (вдох), посмотреть на руки.

Поморгать глазами.

Руки согнуты в стороны (выдох). Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.

Повтор 3 раза


В. Ребята Старичок-Лесовичок подготовил для вас волшебный микрофон.

Игра «Я знаю»

В. Ребята, вам нужно вспомнить животных и растения Красной книги. В «волшебный микрофон» рассказать, что вы запомнили о них. Например,

- Я знаю животное Красной книги – это жук-олень – насекомое, у него челюсти похожи на рога оленя.

Во время игры микрофон передается по кругу.

Л. Молодцы! Вы справились с этим заданием. Вижу, что внимательно слушали мой рассказ. Но у меня есть еще одно задание для вас.

Игра «Живое домино»

В. Каждый из вас возьмет картинку с изображением животных и растений Беловежской пущи. Мы построимся в два круга: внутренний круг – образуют дети, у которых были красные билеты на автобус, внешний круг – дети, у которых были синие билеты. Под «звуки леса» двигаемся в кругах в противоположных направлениях. По сигналу «Стоп», останавливаемся друг против друга. Каждая пара рассказывает, чем похожи и чем отличаются животные и растения, изображенные на картинках. (Например, зубр и волк, похожи, тем, что это звери, живут в лесу, ходят, бегают, растут, размножаются; отличаются тем, что волк – хищник, питается мясом, а зубр – травоядное животное, различаются величиной и строением и т.д.)

Л. Умницы! И с этим заданием вы справились отлично! В подарок о нашей встрече я вам дарю открытки о Национальном парке «Беловежская пуща». И жду вас в гости вместе с родителями. В беловежской пуще еще много интересных мест. Берегите природу! До новых встреч!

В. Наше путешествие в Национальный парк «Беловежская пуща» подошло к концу. Занимайте свои места в автобусе. Отправляемся назад. (включается звукозапись – движение автобуса)

Заключительная часть

В. Давайте вспомним, где мы сегодня побывали? О каких растениях и животных вы узнали? (ответы детей)

В: Ребята вам понравилось играть с Лесовичком. А как вам понравилось, мы сейчас узнаем. Будем на дуб клеить листочки: на подносе лежат дубовые листики разного цвета. Вам нужно выбрать листик, в зависимости от того, как вам понравилось занятие:

Красный листик – очень понравилось

Желтый листик –не очень

Зеленый листик – вам бы еще хотелось узнать побольше о животных растениях, Беловежской пуще.

Выберите листик, и наклейте на дуб.

Воспитатель обращает внимание, какого цвета листочков на дубе больше.


Используемые источники:

  1. Кучко М. Конспект занятия для детей старшей группы «Экскурсия по заповедным местам Беларуси»- 2021. - Режим доступа: https://needlewoman.ru/articles/rasskaz-dlya-detey-pro-belovezhskuyu-puschu.html Дата доступа: 16.01.2023

  2. Ладутько, Л. К. Природа в развитии и воспитании детей дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) ; учеб.-метод. Пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с бел. и рус. яз. обучения / Л.К. Ладутько, С. В. Шкляр. – Минск: Аверсэв, 2016.

  3. Лобынько Л.В. Современные подходы к процессу образования старших дошкольников/ Л.В.Лобынько, Т.Ю.Швецова. Минск: ИВЦ Минфина, 2010

  4. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования, 2023.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!