Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звук «Б».
Цели:
Коррекционно-образовательные:
познакомить детей со звуком [б];
уточнить артикуляцию и произношение звука [б];
Коррекционно-развивающие:
развивать у детей фонематические процессы;
дифференциация звуков на слух и в произношении;
упражнять в выделении звука [б] в начале и середине слов;
развивать внимание и память.
Оборудование: картинки со звуком «Б» в начале, середине и конце слов (баран, банан, собака, кабан, бабочка, бант, бык), фишки для звукового анализа.
Ход занятия
I. Психологический настрой. «Цепочка дружбы»:
- Встанем в круг! Потрите ладони, почувствуйте тепло! А теперь возьмитесь за руки, поделимся теплом друг с другом. У нас получилась «цепочка дружбы»! Давайте улыбнёмся, пожелаем, друг другу удачи и настроимся на занятие.
Развитие мягкой голосоподачи.
И. п. стоя. Голосовое упражнение «Немое кино».
- Будьте внимательны, я буду показывать гласные звуки без голоса, а вы будьте внимательны. (Логопед показывает артикуляцию гласных звуков, а дети произносят их вслух хором)
Логопед: Звуки, которые мы с вами сейчас проговаривали, как называются и почему? (гласные). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
II. Артикуляционная гимнастика.
- А для того чтобы внятно, четко разговаривать, надо укреплять мышцы щек, губ, языка. Сделаем артикуляционную гимнастику.
Очень любит наш роток улыбаться («Улыбка»),
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал, раз – два («Лопатка»),
А потом забор построил. Красота. («Заборчик»).
Рядом с новеньким забором – желобок («Желобок»),
По нему несётся воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи),
Мясорубку надо сделать не спеша («Мясорубка»)
Постановка цели занятия:
Логопед: «Сегодня мы будем повторять звук. Чтобы узнать, какой это звук, отгадайте загадки».
У маленькой Катюшки
Уселся на макушке,
Не мотылёк, не птичка –
Держит две косички. (Бант)
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? ( Буратино)
Логопед: «Вспомните слова-отгадки (Дети называют: бант, Буратино). Какой первый звук в этих словах?» (Звук [Б]).
Артикуляция звука [Б]. Фонетическая характеристика звука.
Давайте вместе произнесем звук «Б».
-Какое положение принимают губы? (Губы сомкнуты, затем раскрываются мгновенным выдохом воздуха.)
-Какое положение принимают зубы? (Зубы разомкнуты.)
-Какое положение принимает язык? (Язычок спокойно лежит во рту.)
-Положите руку на горло, горлышко работает – значит, звук «Б» звонкий.
- Звук «Б» - согласный, твердый, звонкий мы будем обозначать его синим квадратом, он будет жить в синем домике.
Развитие фонематического слуха. Поиграем в игру «Хлопай, топай, не зевай!»
звуки: Б, БЬ, С, СЬ, Б, В, БЬ, Б, К, З, БЬ.
Слова: белка, бант, кран, баран, сапоги, бегун, дудка, букет, билет, люди, труба, топор, абрикос.
Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Произнесение слогов.
Буратино любит играть на барабане. Барабан издаёт звуки. Повторите:
БА-БО-БУ, БО-БУ-БЫ, БУ-БЫ-БА, БА-БА-БА
Перед вами картинки. Посмотрите на них, что нарисовано на картинках.. Вам будет нужно найти
место звука [б] в словах: башня, собака, бочка, бусы, бант, банан, гриб, бант
Звуковой анализ слогов АБ, БУ
Какой первый звук? Какого цвета выложим квадрат? Какой второй звук? Почему положили красный квадрат ? Сколько всего звуков в слоге АБ
Итог
- с каким звуком мы познакомились? Характеристика звука.
19 НЕДЕЛЯ
Тема: «Животные жарких стран»
| инструкция воспитателя | действия ребенка |
1. | Развитие мелкой моторики, согласование речи и движений. Пальчиковая гимнастика « Где обедал воробей?». |
| Где обедал воробей? В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва За решеткою у льва. Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы, Ел морковку у слона, С журавлем поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил. | Машут перекрещенными ладошками Далее на каждое название животного выполняют массирующие движения каждого кончика пальца |
2 | Развитие общей моторики. Игра малой подвижности «Обезьяны» |
| Там, где с деревьев свисают лианы Разные в джунглях живут обезьяны Лазают там макаки, шимпанзе, павианы, Есть гориллы, и орангутанги. | Раздвигают пальцы в стороны, руки вверх Качают руками в право- влево Сгибают пальцы по одному в кулак на обеих руках одновременно. |
3. | Развитие фонетико-фонематических процессов, звуко- слогового анализа «Детки в клетках» |
| В первую клетку мы посадим животных, в названии которых один слов, во вторую клетку посадим животных, в названии которых два слога, в третью клетку посадим животных, в названии которых три слога. Один слог – тигр, лев, морж, слон . Два слога – олень, медведь, верблюд . Три слога – кенгуру. Выложить из символов звуковую схему слова «КЛЕТКА» |
4 | Развитие лексико-грамматических процессов |
| * Использование союза А (Игра «Кто где живет» (по картинкам). Давайте теперь расскажем, где же живут эти животные и чем они питаются. Это слон, он живет в жарких странах. Слон питается травой, листьями. Это жираф, он живет в жарких странах. Жираф питается листьями с деревьев. Это тигр, он живет в жарких странах. А это верблюд, он живее в жарких странах. Ответь полным распространенным предложением на вопрос Кто быстрее? {черепаха или кобра) Кто тяжелее? {крокодил или кенгуру) Кто сильнее? {тигр или зебра) Кто больше? {слон или лев) Кто выше? {жираф или тигр) |
5. | Развитие связной речи. |
| Чтение: Н. Сладкова. «Верблюжья варежка», Г. Снегерев. «Как Алёшка жил на севере». «Про жаркую пустыню» Г. Ганейзер. Стихи А. Милн «Почему мне нравится слон»; Б .Заходер «Кенгуру» , «Жираф».; В. Джайн. « Обезьянка»; С. Маршак «Детки в клетки». |
Конспект логопедического занятия по теме: "Животные жарких стран"
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и обучение грамоте по теме «Животные жарких стран».
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные
- активизация и актуализация словаря по теме занятия;
- совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, образование множественного числа существительных, формы родительного падежа со словом «много»);
2. Коррекционно-развивающие
- развитие фонематических представлений, зрительного гнозиса, логического мышления, внимания, памяти, воображения;
- развитие навыков звукового анализа слов;
- развитие общей, артикуляционной моторики;
3. Коррекционно-воспитательные
- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия;
- воспитание доброжелательности, самостоятельности, любознательности, инициативности, эмоциональности.
Оборудование: картинки с изображением животных жарких стран, волшебный мешочек с игрушками животных по теме занятия
Ход занятия:
I. Вводно-организационный этап.
Логопед: "Доброе утро, ребята. Дети, к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с ними. А сейчас покажите, какие вы, когда у вас веселое настроение, а когда – грустные, а если вас кто-то разозлит, представьте что вы очень долго шли по ступенькам вверх, а когда вам хочется узнать очень-очень интересное. А хотите узнать интересное?
Дети, послушайте стихотворение, подумайте и скажите, о ком мы будем говорить сегодня на занятии!"
Гул и звон везде летит,
Если слон во всю трубит.
А у жирафа шея длинная,
И все видать ему вокруг.
У зебры грива лошадиная,
Она для всех хороший друг.
А по пустыне поутру
Легко скакала кенгуру.
В далекой Африке за всех
Отвечает храбрый лев.
Логопед: "О ком это стихотворение? (ответы детей). Правильно.
II. Мотивационно - побудительный этап.
«Догадались, о ком мы будем говорить? А вы любите разгадывать загадки? Подумайте и скажите, о ком они»
Нас скакать учить не просит,
А на брюшке сумку носит,
В эту сумку, как в нору,
Деток прячет ...(кенгуру).
III. Практический этап.
Логопед: А теперь давайте превратимся в некоторых животных и изобразим их. Открываем зеркала, повторяем за мной. (Выполнение артикуляционной гимнастики).
1. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц:
Бегемот (широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости).
Бегемот разинул рот,
Булку просит бегемот.
Упражнения для языка:
Жираф жует листочки (покусывать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя).
Обезьянки качаются на лианах (рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого нёба и отчасти твердого нёба, то опускается вниз).
Сигнал опасности у обезьянок (щелкать языком, изменяя форму рта "улыбка-трубочка")
2. Развитие фонематического анализа.
Д/и «Назови первый звук в слове» (лев, жираф, верблюд, носорог, бегемот, крокодил, тигр, слон, зебра, горилла)
Физкультминутка «У жирафов…»
Дети встают в круг. Логопед включает музыкальное сопровождение.
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Похлопывают себя).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде,
(Пощипывают себя).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
У котят есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
(Делают стряхивающие движения).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде,
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Показывают полоски).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
(Показывают части тела).
3. Игра «Кто здесь лишний?» с использованием презентации Power Point.
Логопед: «Назовите лишнюю картинку и скажите почему»
4. 3вуковой анализ слова « слон».
Развитие навыков звукового анализа, зрительного гнозиса.
Подойдите к доске и найдите звуковую схему слова «слон». Давайте, проверим ваш выбор (характеристика каждого звука).
5. Дидактическая игра «Чья? Чей? Чьи?» Совершенствование навыков образования притяжательных прилагательных (с использованием презентации Power Point и индивидуальных карточек)
Логопед: "Дети, давайте поиграем в игру "Путаница". Животные запутались, но вы можете видеть их лапы, хвосты, копыта. Расскажите, чьи это части тела?".
Я вижу крокодилий хвост, обезьянью голову, слоновий хобот, тигриные лапы, верблюжьи горбы, львиную голову.
IV. Заключительный этап.
Подведение итогов. О ком мы сегодня говорили на занятии? Какие задания вам запомнились?
Тема: «Животные жарких стран»
Коррекционно-образовательные цели:
Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме: «Животные жарких стран».
Обогащение экспрессивного словаря детей прилагательными через использование пиктограмм.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие навыков звуко-буквенного анализа слова «жираф»
Развитие навыков подбора слов с противоположным значением.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Развитие памяти, мышления, воображения
Воспитательные цели:
Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности.
Оборудование: картинки с изображением животных (презентация),карточки для рисования пиктограмм ,цветные карандаши.
Ход.
1.Орг.момент.
Дети загадывают загадки о животных.
Он красивый, как огонь,
С чёрными полосками,
Очень грозные клыки,
Лапы, когти - велики!
Страшен даже взрослым он. (Тигр)
Серый, толстый, южный зверь…
Лишний хвостик? Ты неверь!
Он ушами мух гоняет, носом воду набирает.
( Слон )
Не олень он и не бык,
В жарких странах жить привык.
На носу имеет рог.
Кто же это? …
(Носорог)
Логопед показывает картинки с использованием презентации.
2.Объявление темы.
-Мы сегодня будем говорить о животных жарких стран. Давайте посмотрим, какие ещё животные живут в жарких странах.(показ презентации)
3.Обогащение экспрессивного словаря детей прилагательными через использование пиктограмм.
-Сейчас мы будем описывать животных, учиться подбирать слова-признаки и зарисовывать в виде пиктограмм.(это схематический рисунок, который затем нам поможет вспомнить о слове.)
Слон (какой? )
Большой
Огромный
Гладкий
Добрый
Большеухий
Сильный
Жираф (какой?)
Пятнистый
Длинношеий
Добрый
Высокий
Тигр ( какой? )
Ловкий
Хищный
Полосатый
Опасный
Быстрый
Сильный
ФИЗМИНУТКА. " У жирафа пятна, пятна..."
3.Образование существительных-названий детёнышей животных.
-А сейчас поиграем в игру «Назови детёныша» (с мячом)
Логопед бросает мяч ребёнку.
У тигра -тигрёнок
У слона- слонёнок
У кенгуру-кенгурёнок
У черепахи –черепашонок
У льва- львёнок
У верблюда- верблюжонок
4.Подбор слов-антонимов.
А сейчас поупражняемся подбирать слова «наоборот». Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете.
Жираф травоядный, а тигр ….. (хищный )
Слон тяжелый, а черепаха ….( лёгкая)
У жирафа длинная шея, а у бегемота… (короткая)
У обезьяны тонкий хвост, а у тигра… (толстый)
У слона большие уши, а у зебры .. (маленькие)
У бегемота широкая спина, а у зебры…. (узкая)
5.Звуко-буквенный анализ слова «жираф»
Это что за великан,
Ростом, как подъёмный кран?
Это, голову задрав,
Нас приветствует ...
(Жираф)
-Давайте определим, какие звуки живут в слове «жираф» и выложим фишками.
Возьмите карточку и фишки.
Какой первый звук? (ж)Какой он? (согласный)
Второй звук?(ы)Какой он?(гласный?)
Третий звук? (р,согласный)
Четвертый звук? (а,гласный)
Пятый звук? (ф-согласный)
Под схемой составьте слово «жираф»(буквы «ы»-нет, нужно писать «и»-правило-«жи», «ши»-пиши с буквой «и»)
6.Закрепление изученных слов-признаков.
Логопед показывает схемы-пиктограммы, дети называют признаки.
Слон (какой? )
Жираф (какой?)
Тигр ( какой? )
7.Итог.
- каких животных мы с вами говорили сегодня? ( о животных жарких стран)
Конспект занятия по обучению грамоте Звуки и буквы [Ж]-[Ш]
тема: «Звуки и буквы «ж»-«ш».
программное содержание: познакомить детей с твердыми согласными звуками «ж» (звонким) и «ш» (глухим). Познакомить с печатным написанием буквы «ж» и «ш». Закрепить умение проводить фонетический разбор слов. Познакомить детей с тем, что у звуков «ж» и «ш» нет мягкой пары.
Ход занятия:
В группу заходят два брата Ушастик и Глушастик. В руках у них картинки: у Ушастика – «жираф», «жук», «жаба» [ж], у Глушастика – «шапка», «шуба», «шарф»[ш].
- Здравствуйте ребята!
Ушастик – Как вы думаете, картинки дружат со звонким звуком или с глухим?
Дети – Со звонким!
Глушастик – Дети, а мои картинки, которые у меня в руках, дружат со звонким звуком или с глухим?
Дети – С глухим!
Глушастик – Дети я вам открою секрет, что эти звуки «двойняшки», как и мв с братом! Хотите узнать почему?
Дети – Да!
Ушастик – Произнесите, пожалуйста, звук «ш» (дети произносят). Слышится только шум!
Глушастик – А теперь произнесите звук «ж». Что нам пришлось подключить, чтобы получился этот звук?
Дети – Голос!
Воспитатель – Правильно ребята «Голос». Итак, при произнесении согласных звуком могут работать и шум и голос. Причём, шум бывает всегда, а голос – нет. Мы проверяем звуки на шум и голос.
Физминутка:
Воспитатель – Дети! Послушайте отрывок из стихотворения Э. Котляр:
Не знали медвежата,
Что колются ежата.
И давай с ежатами
Играть как с медвежатами.
Воспитатель – Назовите слова из стихотворения в которых есть буква «ж».
Дети – межвежата, медвежатами, ежата, ежатами.
Воспитатель – Дети, я хочу открыть вам ещё один секрет, что у твёрдых звуков «ж»и «ш» нет мягкой пары. На схемах эти звуки всегда обозначаются синим квадратом.
Воспитатель – А теперь послушайте стихотворение А. Стародубовой:
Пляшут мышки-шалунишки
Кто на чашке, кто на крышке.
Тише, тише мышки
Не мешайте спать братишке.
Глушастик – Дети, назовите слова из стихотворения, в которых есть зкук «ш»
Дети: Пляшут, мышки, шалунишки, чашке, крышке, братишке.
Ушастик - Молодцы ребята! Вы очень умные дети. Но нам пора, до свидания! Увидимся!
Воспитатель – Дети, я предлагаю провести фонетический разбор слова «тише».
Схема фонетического разбора слова:
1. Количество слогов
2. Гласные звуки (ударные, безударные)
3. Согласные звуки (твердые и мягкие, звонкие и глухие)
4. Количество звуков, букв.
Ответы детей
Воспитатель – Молодцы! Поработали на славу!
Тема: Звуки [Ж] - [Ш].
Цели:
Коррекционно - образовательные:
дать детям понятие о механизме образования звуков Ж, Ш в сравнительном плане;
формировать номинативный словарь;
коррекционно - развивающие:
учить дифференцировать звуки Ж-Ш в словах, слогах, предложениях;
учить давать характеристику звукам по акустическим и артикуляционным признакам;
развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
Оборудование: картинки с изображением жука и змеи, предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки Ш, Ж, индивидуальные наборы для составления схем
Ход занятия.
Орг. момент.
На места садятся дети, которые повторят сочетания слогов: ша-жа-ша, шо-жо-шо, шу-жу-шу, ши-жи-ши, ше-же-ше, жа-жа-ша, жу-жу-шу и т.д.
Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
Объявление темы.
- Дети, отгадайте загадки: «У него серьезный вид, он усат и деловит: вместе с солнышком встает, из цветка росинки пьет, дом и деток защищает, а когда куда летает – издает жужжащий звук луговой крылатый». Кто это? (Жук).
Выставляется картинка жука.
- «Нет ни рук, ни ног у зверя, и не нужно, не потеря- она легко в траве скользит, а приблизишься – шипит». Кто это? (Змея).
Выставляется картинка змеи.
Как жужжит жук? (ж-ж-ж-ж). Как шипит змея? (Ш-ш-ш).
Эти два звука мы будем учиться различать.
Сравнительная характеристика звуков Ж, Ш по артикуляционным и акустическим признакам.
Чем похожи эти звуки? (При произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, широкий кончик языка – «чашечкой» за верхними зубами, изо рта идет теплый воздух.).
Какие это звуки? (Согласные, твердые).
Каким цветом обозначаются? ( Синим).
Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и споем снова эти песенки. (Ш- горлышко молчит, звук - глухой, Ж- горлышко звенит, звук -звонкий).
Развитие фонематического слуха.
Послушайте сказку. Жили – были змея и жук. Змея любила шипеть: «Ш-ш-ш», а жук очень громко жужжал: «Ж-ж-ж». Услышав слово «змея», вы будете шипеть: «Ш-ш-ш», а при слове «жук»- жужжать: «Ж-ж-ж».
Решил ежик пойти в сад, чтобы сделать запасы на зиму. По дороге он встретил жука. (Дети – ж-ж-ж).
Жук. Куда идешь, ежик?
Ежик. Хочу запастись яблочками и грушами.
Жук. Но у нас в саду поселилась злая змея. (Дети- ш-ш-ш). Она никому не дает собирать фрукты.
Ежик. Не волнуйся, я ее прогоню.
Ежик и жук (дети – ж-ж-ж) подошли к саду. Вдруг в траве что-то зашелестело и зашипело. Это была змея (дети – ш-ш-ш). Испугался и улетел жук (дети- ж-ж-ж). А ежик свернулся в клубок и налетел на змею (дети- ш-ш-ш), она зашипела. Ежик уколол ее своими иголками. Змея (дети- ш-ш-ш) испугалась и быстро уползла из сада. Вернулся жук (дети- ж-ж-ж) и поблагодарил ежика.
Дифференциация Ш – Ж из ряда звуков, слогов, слов. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
– Игра «Поймай звук».
Я буду произносить ряд звуков, слогов, слов, а вы поднимите правую руку, если услышите звук Ж, левую – если услышите звук Ш.
Звуки: к, п, ш, л, ф, ж, н, ш, д, ж, м, р, ш, т, ж.
Слоги: жу, ла, ко, шо, пы, жи, ро, шо, су, шу.
Слова: школа, стол, лыжи, зубы, ландыш, книга, пижама, сок.
– Игра «Закончи слово».
Закончите слово слогом ШИ или ЖИ, чтобы оно звучало правильно:
Малы.. (ши), ланды.. (ши), эта..(жи), камы (ши), каранда…(ши), гара..(жи), лу..(жи), детены..(ши), лы..(жи).
– Игра «Доскажи словечко»
Я начну, а вы закончите.
Я рубашку сшила мишке, я сошью ему..(штанишки).
И беседовал с ужами заяц, хлопая..(ушами).
И бежит Айболит к бегемотикам, и хлопает их по..(животикам),
Лежебока рыжий кот отлежал себе..(живот).
– Деление слов на слоги.
–Давайте назовем каждый звук в слове и обозначим цветными символами.
Работа с индивидуальными наборами и на доске.
– Составить предложения из пары слов: камыш – жук (Жук жужжит над камышом. Жук жужжит в камышах).
Анализ составленных предложений. Запись графической схемы.
IV. Итог занятия.
- Какие звуки мы сегодня учились различать? Почему звук Ш – глухой, а звук Ж – звонкий?
- Кто помогал нам?
- Скажем им «Спасибо!»
Тема: «Посуда. Продукты питания»
Цель:
Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии детей посредством сочетания музыки, слова и движения.
Задачи:
Продолжать формировать умение выполнять движения в соответствии со словами;
Продолжать развивать чувство ритма посредством двигательных упражнений, игры на шумовых детских инструментах;
Продолжать совершенствовать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
Закреплять знания детей по лексической теме «Посуда. Продукты питания»;
Расширять лексических запас слов;
Развивать слуховое внимание, зрительную память, умение ориентироваться в пространстве;
Развивать навык координированных движений во взаимосвязи с речью.
Организационный момент
Игра «Четвертый лишний» (по теме занятия)
Актуализация изученного: беседа по теме
Л: Ребята, давайте назовем картинки, которые остались на доске.
Л: Как можно одним словом назвать все, что вы перечислили? (продукты питания)
Л: Для чего нужны продукты?
Л: Где их продают?
Л: Где хранят продукты?
Л: На какие группы делятся продукты? (молочные, хлебные, мясные, овощи, фрукты, крупы, кондитерские изделия и иные продукты)
Упражнение на развитие мышления, воображения. Загадки.
Суп, салат, пюре, котлеты А на чай и простоквашу
Подают всегда в … (тарелке). Подставляй, дружочек, … (чашку).
На плите кастрюль начальник.
Чайника подружка
Толстый, длинноносый… (чайник). Имеет два ушка,
По моей тарелке лодочка плывёт. Варит кашу, суп для Юли.
Лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка.) И зовут её… (кастрюлей).
Он округлый, но не шар, Чай готовить он мастак,
Медный — не монета, Чайник вспомнил даром!
В нём пылает алый жар, Ведь зовут его в веках
Им вода согрета. Люди… (самоваром)!
(В какой сказке героиня пошла на базар и купила самовар?)
Загадки о продуктах питания
Белая водица всем нам пригодится.
Из водицы белой все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу, масло в кашу нашу. (молоко)
Можно из меня котлеты и бифштексы сделать,
Фрикадельки налепить, отбивных наделать. (мясо)
Мы – продукты с огорода, много тут у нас народа.
Для здоровья мы важны и к столу всегда нужны. (овощи)
Меня в пищу добавляют, жарят и пекут на мне,
Мной салаты заправляют, из бутылки наливают. (растительное масло)
Нет меня важней продукта и всему я голова.
Ведь пшеничный я отличный и ржаной любим всегда (хлеб)
Собирают нас в саду, на хранение кладут.
Сок, варенье и компот нужны людям круглый год. (фрукты)
Игровое упражнение «Что из чего?»
Л: Ребята, сейчас вы по очереди будете выходить к доске, выбирать картинку и говорить из чего сделан этот продукт (например: сыр сделан из молока и т.п.).
Упражнение на развитие общей моторики.
Пошла муха на базар Спокойная ходьба на месте.
Покупать самовар.
Тараканы в гости прибегали Бег с закидыванием ног назад.
Все стаканы выпивали.
А букашечки - Ходьба на носках.
По три чашечки.
Приходили к мухе блошки, Топающий шаг.
Приносили ей сапожки.
Приходила к Мухе Ходьба на пятках.
Бабушка пчела,
Мухе-Цокотухе меду принесла.
Упражнение на развитие речевого дыхания и силы голоса.
Дуем на горячий чай, губы трубочкой.
Пыхтящий чайник.
Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих! ».
Артикуляционная гимнастика.
Упражнение «Чашечка» (Для укрепления мышцы языка, вырабатывания подъема боковых краев и кончика языка, умения удерживать язык в таком положении).
Язык широкий положи, Рот открыт. Губы в улыбке, высунут язык. Боковые
А края приподними. Края и кончик языка подняты, средняя часть спинки Получилась чашка, языка опущена, прогибается книзу.
Чашку в рот мы занесем, В таком положении язык удерживать под счет от
Ее бока к зубам прижмем. 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались Кругленькая чашка. на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.
«Блинчик»: широкий язык положить на нижнюю губу. Продержать 10-15 секунд.
«Свернем блинчик трубочкой»: дети сворачивают «блинчик» в трубочку.
«Толкушка»:упираться языком в щеки, не надувая их. Рот закрыт.
«Раскатаем тесто»: широкий язык лежит на нижней губе, зубами слегка покусываем язык.
«Вкусное варенье»: широким языком облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу.
Игра «Скажи наоборот» (с мячом)
Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите как будет наоборот.
Ложка чистая – ложка грязная.
Тарелка глубокая – тарелка мелкая.
Чашка большая – чашка маленькая.
Сковорода тяжелая – сковорода легкая.
Ножик старый – ножик новый.
Упражнение на релаксацию
Мы играли Мы посуду соберем
И устали. И немножко отдохнем.