КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ
**Тема: «Домашние животные и их детёныши»**
**Задачи:**
* Коррекционно-образовательные:
– расширить словарный запас по теме «Домашние животные и их детёныши»;
– улучшить лексико-грамматический строй речи.
* Коррекционно-развивающие:
– развить связную речь;
– улучшить речевое внимание;
– развить зрительное восприятие;
– развить мышление;
– улучшить мелкую моторику рук;
– развить общую моторику и координацию речи с движением.
* Коррекционно-воспитательная работа:
– сформировать взаимопонимание, доброжелательность и навыки сотрудничества;
– развить самостоятельность.
**Подготовительная работа:**
- беседа с детьми о домашних животных: имеются ли они у них, где проживают, как за ними нужно ухаживать и чем кормить;
- рассмотрение картинок из серии «Домашние животные и их детёныши»;
- чтение стихотворений и потешек о домашних животных, заучивание некоторых из них.
**Оборудование:**
- Презентация «Домашние животные и их детёныши»;
- предметные картинки с изображением домашних животных;
- цветные карандаши;
- мелкие игрушки в виде домашних животных.
**Ход занятия:**
1. Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой.
2. Отгадывание загадок.
Модницы ходят за речкойКудри белые колечком.А зимой из их кудряшекБабушка носочки свяжет. (Овечка)
С бородой, но не старик,С рогами, да не бык,Доят, но не корова,Лыко дерёт,Но лаптей не плетёт. (Коза)
Я скачу, скачу,Грива вьётся на ветру.Кто это? (Лошадь)
У него длинное ухо,Сам как комочек пуха,Прыгает может ловко,И любит грызть морковку. (Кролик)
У порога плачет, Да коготочки прячет,А как в комнату войдет,Замурлычет, запоёт. (Кошка)
Зарычал живой замок,Лег у двери поперёк. (Собака)
Вместо носа пятачок,Вместо хвостика крючок.«Хрю-хрю-хрю!» — он нам кричит,«Здравствуйте!» — он говорит. (Свинья)
Сама пёстрая,Ест зелёное,Даёт белое. (Корова)
Рассматривание плаката «Хозяйственный двор».
- Ребята, кто изображён на этом плакате?
— Посмотрите внимательно на всех этих животных. Как можно назвать их одним словом?
Дети отвечают:
— Все эти животные домашние.
— Правильно, это домашние животные. А почему мы их так называем?
Дети отвечают:
— Потому что они живут рядом с человеком.
-Верно. К животным домашним
Мы тех отнесём,
С которыми в тесном контакте живём;
Коровы и лошади,
Овцы и козы
Мы их укрываем в тепле от мороза.
Их кормим и поим,
Коль надо стрижём,
Их ласково гладим, всегда бережём.
Они к нам привязаны,
Очень послушны
И к нашему голосу неравнодушны.
Одни нам дают молоко и сметану.
Другие нас возят везде неустанно.
Еще они дом наш берегут,В обиду врагам нас не дадут.
2. «Какую пользу приносят человеку домашние животные?»
Домашние животные — наши верные друзья и помощники. Они живут рядом с нами и дарят нам много радости и пользы.
Давайте посмотрим, какую пользу приносят нам разные домашние животные:
- Собака — это не только преданный друг, но и надёжный охранник. Она всегда готова защитить наш дом.
- Свинья даёт нам вкусное мясо и полезное сало.
- Овца дарит нам мясо и тёплую шерсть, из которой можно связать тёплые вещи.
- Лошадь помогает перевозить тяжёлые грузы и быстро перемещаться по местности.
- Кошка ловит мышей и крыс, защищая наши продукты от вредителей.
- Коза даёт нам молоко, мясо и шерсть, из которой можно сделать тёплую одежду.
- Корова даёт нам молоко и мясо, которые являются важными продуктами питания.
Вы отлично справились! Вы правильно назвали полезные вещи, которые дают нам домашние животные: молоко, шерсть, мясо, охрану дома, ловлю мышей и перевозку грузов.
3. Пальчиковая гимнастика «Котёнок» Шёл один я по дорожке (показываем один пальчик).Шли со мной мои две ножки (показываем два пальчика).Вдруг на встречу три мышонка (показываем три пальчика).Ой, мы видели котёнка! (хлопаем себя ладошками по щечкам и как бы качаем ладошками голову).У него четыре лапки (показываем четыре пальчика),На лапках - острые царапки (царапаем ноготками поверхность чего-либо). Один, два, три, четыре, пять(на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков), Нужно быстро убегать!(двумя пальчиками, указательным и средним, «убегаем» по поверхности).
4. Просмотр презентации «Домашние животные и их детёныши». Обсуждение.
5. Дидактическая игра «У кого кто?». Мамы и их детёныши потеряли друг друга и хотят быть вместе. Давайте поможем им встретиться. Дети работают с картинками, выполняя задание.
А теперь проверим, кто у кого?
Ответы детей: *У кошки - котёнок. *У лошади - жеребёнок. *У собаки - щенок. *У коровы - телёнок. *У овцы - ягнёнок.*У свиньи - поросёнок. *У козы -козлёнок.
- Правильно, ребята, теперь все малыши нашли своих мам. Уберите картинки в конверт.
6.Игра «Назови семью».- Кошка - кот - котёнок ; -Собака- пёс - щенок ;-Корова - бык -телёнок ;-Коза -козёл -козлёнок ;-Овца -баран - ягнёнок ;-Свинья - хряк - поросёнок ;-Лошадь- конь - жеребёнок .
7Давайте поговорим о том, как животные общаются друг с другом. Послушайте, пожалуйста, аудиозапись с голосами животных.
Свинья хрюкает: хрю-хрю. Кошка мяукает: мяу. Корова мычит: му-у-у. Собака лает: аф-аф. Овца блеет: бе-е-е. Лошадь ржёт: иго-го.
Мы узнали, какие звуки издают домашние животные. Они могут не только мяукать, гавкать и ржать, но и блеять, мычать и хрюкать.
Дидактическая игра «Кто что ест?»
А чем мы будем кормить животных? Дети отвечают: косточкой, травой, сеном, морковкой, рыбой.
Воспитатель предлагает взять карандаши и соединить животное с его кормом. Дети выполняют задание самостоятельно.
Затем воспитатель предлагает проверить, правильно ли выполнено задание.
Чем питается корова? Дети отвечают: травой, сеном.
Чем питается кошка? Дети отвечают: рыбой.
Чем питается собака? Дети отвечают: косточкой.
Чем питается коза? Дети отвечают: травой.
Молодцы! Все животные теперь сыты.
Физкультминутка. Развитие общей моторики.
Кошка ходит по кошачьи, (пружинистый шаг) А собака по- собачьи, (ходьба с высоким подъёмом колена)
По утиному утёнок, чуть в развалочку идёт (шаг на всей стопе, слегка покачиваясь со стороны в сторону)
По козлиному козлёнок скачет рожками вперёд (подскоки)
По гусинному гусята важно шествуют шажком (ходьба в полуприсяде)
А по улице ребята - кто вприпрыжку, кто пешком (шаг на месте).
10. Игра «Назови ласково»Собака - собачка. Кошка - кошечка. Коза - козочка.
11. **Игра «Чей? Чья? Чьё?»**
Ребята, мы поиграем в увлекательную игру. Я буду называть часть тела животного, а ваша задача — угадать, кому она принадлежит.
— Чей это хвост? — Это коровий хвост.
— Чья это голова? — Это собачья голова.
— Чья это грива? — Это лошадиная грива.
— Чьи это усы? — Это кошачьи усы.
— Чей это глаз? — Это овечий глаз.
**Подведение итогов занятия. Анализ работы детей**
— Ребята, о чём мы сегодня говорили?
— Мы говорили о домашних животных и их детёнышах.
— Что нового мы узнали о них?
— Мы узнали, чем можно угостить животных, какую пользу они приносят людям и как называют их детёнышей.
— Вы молодцы! Занятие закончено, отдыхайте.