СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы

Нажмите, чтобы узнать подробности

 конспект комплексного занятия по ознакомлению с миром природы "Пройдет холодная зима"

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по ознакомлению с миром природы»

МКДОУ «Днепровский детский сад»











Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

для детей подготовительной к школе группе

«Пройдет холодная зима»





















Составила воспитатель

Иванова Е.А.

Цель: уточнить представления детей о зиме, о жизни растений и животных в это время года

Задачи:

1. Развивать умение детей устанавливать связи и закономерности в природе; растения и животные по-разному приспособлены к жизни в зимнее время: деревья и кустарники зимой стоят без листьев, не растут; лесные животные зимуют каждый по-своему: медведь-спит, заяц и лось кормятся ветками, белка делает – запасы.

2.Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям: заснеженным пейзажам, деревьям в инее, сверкающему снегу, зимним развлечениям. Рассказать, что зима своей красотой вдохновила художников писать картины, композиторов сочинять музыку, поэтов – стихи.

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: репродукции картин А.А.Пластов «Первый снег», И.Э. Грабель «Февральская глазурь», И.И. Шишкин «Зима» .Фонограммы классической музыки Чайковского «Времена года». Карточки с изображением животных и птиц.



Ход занятия:



Сюрпризный  момент.

На  столе  появляется  белая  коробочка   завязанная  голубой  лентой с бантом.

Воспитатель. Ребята  посмотрите,  кто это нам прислал  такую  красивую  коробочку?

Давайте  прочитаем от кого  она?

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

Кто это ребята? (ответы детей)

Воспитатель.  Правильно  зима,  и она  нам прислала  небольшую  посылку.  Давайте  откроем и посмотрим,  что там  внутри? (открываем, а  там лежат картинки на  зимнюю тематику).

Какие  у  нас  красивые  картинки, и о  чем мы сегодня поговорим? (Ответы детей)

- Зима владычица 3-х месяцев, назовите их? (Ответы детей)

- Расскажите о признаках зимы. ( Ответы детей)

Воспитатель:

Три долгих зимних месяца: снежный декабрь, морозный солнечный январь и сердитый метелями февраль. Зимняя природа погружена в сладкий сон, надежно укрывшись под белым покрывалом пушистого снега. В одни дни мороз, тишина и благодать, изредка нарушаемая лишь хрустом ветки в лесу, а в другие снежная вьюга с холодным завыванием ветра.

В декабре выпадает много снега и, несмотря на периодические оттепели, могут ударить настоящие зимние морозы. Вот и месяц называют Студень.

В январе погода зимняя и спокойная, дни короткие, но яркие и солнечные, от этого они становятся еще морозней. Месяц получил название Просинец.

В феврале зима не простая, много метелей и вьюг, но в те дни, когда выглядывает солнце, его лучи начинают слегка припекать. Так и месяц прозвали Бокогрей.

- Что же происходить с растениями и деревьями зимой? (Ответы детей)

- Какие деревья не сбрасывают листья зимой? (Ответы детей)

- Каким, словом называют эти деревья? (Ответы детей)

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»

Описание игры.

На странице расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

- Каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы детей)

- Почему птицы ютятся у человеческого жилища? (Ответы детей)

- Как мы с вами можем позаботиться о птицах зимой? (Ответы детей)

«Зайка»

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)


 



Недотрога, весь в иголках,

Зимую я в норе, под ёлкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не входят звери. (Ежик)

- Стройный, быстрый,

Рога ветвисты.

Скачет по лесу весь день,

Называется … (Олень)

- Серый злой, зимой голодный

Весь замёрзший и холодный

Он зубами «щелк-щелк-щелк»

Кто же это? Это … (Волк)

- По снегу бежит – петляет.

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно. (Заяц)

- Кто в лесу огромней всех?

Кто богатый носит мех?

Кто в берлоге до весны

Днем и ночью смотрит сны? (Медведь)

- Зверька узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом. (Белка)

- Бегает по лесу

Хвостиком машет

Рыжая сестричка

Хитрая … (Лисичка)


Зайцы днём прячутся в норках, вырытых в снегу, поздно вечером выходят покормиться корой и тонкими веточками деревьев. Белка живёт в гнезде, день проводит в поисках пищи: шишек, еловых почек; помогают и запасы желудей, орехов, грибов, сделанные осенью. Лисы и волки тоже приближаются к человеческому жилью. Рыбы зимуют подо льдом.

Зима – трудное и тяжёлое время года для растений и животных. В то же время зима – необыкновенно красивое, чудесное, сказочное время. Своей красотой вдохновила поэтов писать стихи, композиторов сочинять музыку, художников писать картины.

Послушайте замечательные стихи о нашей матушке-зиме.



И.Никитин «Встреча зимы»

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас –

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать –

Пусть мороз твой трещит;

Наша русская кровь

На морозе горит!





«Зима» И. Суриков

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.


Разминка «Ой, мороз!»

Ой, мороз, мороз, мороз,

Снегом ветки он занёс.

(Покачивают кистями рук над головой).

А мы не боимся, а мы веселимся!

(Грозят пальцем, хлопают в ладоши).

Ой, мороз, мороз, мороз,

Он хватает нас за нос.

(Прикладывают палец к носу).

А мы не боимся, а мы веселимся!

(Грозят пальцем, хлопают в ладоши).

Ой, мороз, мороз, мороз,

Щиплет щёки он до слёз.

(Прикладывают ладоши к щекам).

А мы не боимся, а мы веселимся!

(Грозят пальцем, хлопают в ладоши).

Лыжи с санками возьмём

И кататься в лес пойдём.

(Выполняют движение руками, как при ходьбе на лыжах).

А мы не боимся, а мы веселимся!

(Грозят пальцем, хлопают в ладоши).


2 часть.


Воспитатель: Посмотрите, какие красивые картины на рисовали художники о зиме. (Картины воспитатель достает из коробки, которую прислала зима)

1 картина. Аркадий Александрович Пластов «Первый снег».

- Какое настроение передано в картине?

-Найдите на картине приметы первого снега?

-Какого цвета снег на этой картине?

На картине изображены дети, которые зачарованно любуются падающим снегом. Для своей картины пластов выбрал спокойные цвета. Мальчишка в теплой одежде и шапке – ушанке, а девочка выскочила на заснеженное крыльцо в платьице на скоро набросив на голову платок. Девочка одета в белом, поэтому она такая нежная и хрупкая, как большая снежинка. Видно, что ей холодно, но уходить ей не хочется, она очарованна красотой первого снега, смотрит на падающие снежинки. А по двору разгуливает большая черная ворона, она похожа на черную кляксу. И от этой кляксы белый снег кажется еще белее.

2 картина Игорь Эммануилович Грабель «Февральская лазурь»

Что вы видите на картине?

-Какое время года изобразил художник?

-Подумайте какая погода на картине?

Что художник хотел нам рассказать, когда писал « Февральскую лазурь»?

-Теперь давайте представим, что мы входим в картину, что бы вы услышали?

-Послушайте, как рассказывают про эту картину экскурсоводы в музее:

« На картине Игоря Грабаря « Февральская лазурь»нарисован зимний пейзаж. На переднем плане картины изображена береза. Художник смотрит на нее как будто снизу. От этого береза кажется сказочной фантастической.

Поражают цвета на картине. Хотя изображен февральский день, но на картине мало белого цвета – цвета снега. Больше весенних цветов. Художник этим передает, что скоро кончится зима и на смену ей придет весна. Голубой цвет на картине имеет много оттенков. Художник применяет и светло –зеленый и голубой и лазурный и ультрамариновый для окрашивания зимнего неба.

Сиреневый снег, лазурное небо, жемчужная береза создают праздничное радостное настроение.

На заднем плане изображен лес, который нарисован тоже очаровательными цветами. Картина понравилась своей таинственностью. Взгляд притягивает береза своими раскидистыми ветками, изогнутым стволом. Хочется оказаться около этой прекрасной березы.»

3 картина Иван Иванович Шишкин «Зима»

- О чем нам рассказал художник?

- Что покорило, удивило и порадовало его в лесу?

     - Какой же это лес?

«Великолепен вид зимней природы. Кусты и деревья покрыты блестящим инеем, по которому скользят солнечные лучи, осыпая их холодным блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно, светло и тепло. День как бы дремлет. Снегири сидят, нахохлившись, на засыпанных снегом деревьях. Небо очень светлое, почти белое, к горизонту оно густеет и цвет его напоминает свинец… Там собираются тяжелые снеговые тучи. В лесу становится все сумрачней, все тише, вот - вот пойдет густой снег. Вся земля покрыта сияющим, мягким белым снегом. Синеют лишь глубокие следы. Воздух морозный, кажется покалывает щеки колючими иголочками.

Зима - волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее сказочными нарядами…»

3 часть.

Воспитатель. Давайте мы с вами нарисуем зимние картины и пошлем их Зиме.

Самостоятельная изобразительная деятельность детей на тему зимы по музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года» («Декабрь», «Январь», «Февраль»)











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!