Конспект занятия
по патриотическому воспитанию дошкольников
Тема: «Неофициальные символы России»
Составила: Воспитатель Савинова М.Н.
Цель: Познакомить детей с неофициальными символами России.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с основными неофициальными символами РФ с использованием ИКТ и художественных произведений;
- Закрепить знания о государственной символике страны: герб, флаг, гимн;
Развивающие:
- Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине;
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, фольклору;
Воспитательные:
- Формировать уважительное отношение к символам России, понимание того, что они призваны объединять жителей одной страны;
Предварительная работа:
Знакомство и беседы о государственной символике России; разучивание стихотворений о Родине и берёзе.
Оборудование:
Ноутбук, проектор, презентация, веночек, красивая коробка, пазлы (государственные символы России: герб и флаг).
Библиография:
1.Баранникова О.Н. «Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду», 2007 г.;
2. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. (стр.42-44)
3.ZemIjaki. mybb. Ru «Про матрешку и её создателей»
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Дети входят в зал под русскую народную мелодию и садятся.
Воспитатель. Ребята, давайте послушаем стихотворение Владимира Степанова. «Что мы Родиной зовём?»
Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых, рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни, тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём? Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим, флаг России над Кремлём
Воспитатель. О чем это стихотворение? О какой стране данное стихотворение? (ответы детей)
Воспитатель. У любой страны, в том числе и у России есть три отличительных знака, то есть символа. Какие это символы? (ответы детей)
Воспитатель. Молодцы! Герб, флаг и гимн – это официальные государственные символы России, нашей Родины.
Ребенок. У России величавой на гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он России дух свободный.
Герб России - золотой двуглавый орел, могучий и гордый.
На его груди - Георгий Победоносец. Он, сидя на коне, пронзает серебряным копьем дракона.
Воспитатель: А давайте вспомним, что означают цвета нашего флага?
Ребенок. Белый цвет - березка,
Синий - неба цвет,
Красная полоска - солнечный рассвет.
Три полоски флага - это не спроста.
Белая полоска - мир и чистота,
Синяя полоска - это цвет небес
Куполов нарядных, радостных чудес.
Красная полоска - подвиги солдат,
Что свою отчизну от врагов хранят,
Он страны великой самый главный знак
- Доблестный трехцветный Наш Российский флаг.
Воспитатель. И третий государственный символ- это гимн страны. Давайте послушаем об этом стихотворение.
Ребенок. Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия — любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны!
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Воспитатель. Вот мы с вами и вспомнили символы нашей страны.
Воспитатель. А сегодня мы познакомимся с неофициальными символами России. Любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то свое, очень-очень родное. Оказывается, представления у многих людей совпадают. Я предлагаю вам сегодня совершить небольшое путешествие по бескрайним просторам нашей родной страны – России.
Путешествовать мы с вами будем на старом трамвайчике. Нам предстоит сделать несколько остановок, чтобы узнать их название мы будем отгадывать загадки. На каждой из них, вас ждут интересные задания, которые необходимо будет выполнять.
Готовы к путешествию? Дети: да
Воспитатель: тогда в путь! Занимайте места! (Звенит колокольчик)
Дети идут друг за другом по кругу со словами:
Едем, едем, долго едем,
Очень длинный это путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть!
Воспитатель: итак, первая остановка. Проходите за столы.
Чтобы узнать, как остановка называется, нужно отгадать загадку:
Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней Май сережки дарит ей. (Береза)
Воспитатель: верно, ребята, и остановка носит красивое название «Березовая». На доску крепится картинка с изображением остановки.
Воспитатель садится за стол с детьми.
Береза является одним из культурных символов нашей страны. Это самое распространенное дерево на территории России. Нельзя представить себе рощу без этой белоствольной красавицы. Наши предки березу оберегали, украшали дерево лентами, пели песни и умывались березовым соком, чтобы сохранить свою красоту.
Вопросы к детям.
А как березу использовали в быту?
Ответы: использовали в строительстве, дровами топили печи, ее ветвями кормили скот, а с березовыми вениками ходили в баню, из бересты (верхнего слоя коры) делали сувениры.
Много стихов написано о березе. Давайте одно послушаем.
Ребенок
У задумчивой березки
На ветвях висят сережки.
Ты, березка, не грусти,
Почки в листья распусти.
А сейчас вам необходимо выполнить задание.
Воспитатель садится к детям за стол.
Возьмите зеленый конверт
Задание:
Рассмотрите картинки. Что изображено на них?
Дети: деревья.
Воспитатель: выберите ту, на которой изображена береза.
Молодцы. Убираем картинки обратно в конверт.
Звенит колокольчик.
Воспитатель: трамвайчик снова отправляется в путь. Занимаем места (дети выходят из-за столов и двигаются по кругу)
Повторяют слова:
Едем, едем, долго едем,
Очень длинный это путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть!
Воспитатель: мы прибыли на следующую остановку, проходите за столы.
Как же она называется?
Нас ждет следующая загадка:
Ростом разные подружки,
Все румяны, все толстушки,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Воспитатель: правильно, ребята.
Остановка «Удивительная игрушка»
Воспитатель крепит картинку на доску с обозначением остановки. Воспитатель садится к детям.
Воспитатель: Матрешка - уникальная народная русская игрушка. Она добрая посланница дружбы и счастья. Первая матрешка состояла из восьми куколок: самой большой была девочка в простонародном костюме, платке и с черным петухом в руке, в ней помещался мальчик, в нем снова девочка, и так чередовалось до самой маленькой-младенца в пеленке. При этом все фигурки отличались между собой как размером, так и росписью.
Воспитатель: а почему эту игрушку так назвали?
Дети:
Воспитатель: а имя игрушке дали самое распространенное в то время Матрена или Матреша.
А сейчас вам необходимо выполнить задание. Возьмите красный конверт
Достаньте из конверта картинки, что за игрушка изображена на них?
Дети: Матрешка
Чем они отличаются?
Дети: росписью
Воспитатель: назовите росписи, которыми расписаны матрешки.
Дети: гжель, хохлома, семеновская.
Найдите и покажите картинку с изображением самой первой матрешки.
Как вы узнали, что это первая матрешка?
Дети: она держит в руках черного петуха.
Молодцы. Складывайте картинки обратно в конверт.
Звенит колокольчик. Внимание! Внимание! А сейчас мы с вами сами превратимся в матрешек. Выходим из-за столов и выполняем упражнения.
Физминутка «Матрешки»
Вот похлопали в ладошки наши дружные матрешки. (Дети хлопают в ладошки)
На ногах у нас сапожки, а на них блестят застежки. (Выставляют правую ногу, ставят на пятку, затем левую)
Ах, детишки озорные, все матрешки расписные. (Одна рука согнута перед собой, вторая опирается на нее; указательный палец второй руки приставлен к щеке; выполняются наклоны головы вправо-влево)
Все в одеждах пестрых, слово братья и сестры. (Стоя на месте повороты вправо-влево)
Влево - вправо повернись (выполняются повороты) и знакомым поклонись (выполняется поклон).
Звенит колокольчик.
Воспитатель: предлагаю всем продолжить путешествие, проходите в трамвайчик и занимайте свои места. Двигаемся дальше.
Дети идут по кругу со словами:
Едем, едем, долго едем,
Очень длинный это путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть!
Воспитатель: проходим на свои места.
Мы приближаемся к следующей остановке. Вас вновь ждет загадка.
Кто такой стоит пузатый и блестящие бока,
Торчит носик крючковатый, в нем вода из родника.
Окружили его чашки, сахар, пирожки и мед,
Он, как командир в фуражке чаю всем гостям нальет. (Самовар)
Воспитатель: правильно, самовар. А остановка носит название «Чайная».
Воспитатель крепит картинку с обозначением остановки.
Воспитатель садится к детям за стол.
Воспитатель: ребята, скажите, пожалуйста, что мы с вами делаем, если хотим попить чай?
Ответы детей: сейчас, чтобы попить чай, мы с вами включаем электрический чайник.
Воспитатель: а раньше их не было, и чай пили из самовара. Наливали его чаще всего не в кружки, а в блюдца. Сыпать сахар в чай было не принято, его употребляли вприкуску. С огромным удовольствием люди собирались за стол к чаепитию.
Сейчас откройте конверт с синим орнаментом. Что в нем находится?
Ответы детей:
Воспитатель: соберите разрезную картинку и назовите, что изображено на ней.
Дети: самовар.
Воспитатель: опрашивает детей, у всех ли самовар, а может чайник или кастрюлька?
Молодцы, складывайте картинки в конверт.
Звенит колокольчик.
Воспитатель: продолжаем путешествие!
Дети идут по кругу, повторяя слова:
Едем, едем, долго едем,
Очень длинный это путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть!
Воспитатель: мы приближаемся к последней остановке, как же она называется?
Слушаем загадку:
Знает взрослый человек, знает даже маленький,
Чтоб зимою не болеть, надевают (валенки).
Воспитатель: правильно, ребята, и наша последняя остановка называется «Модная»
Воспитатель крепит картинку с обозначением остановки.
Воспитатель: валенки – это самая настоящая русская обувь. Первые валенки появились в Сибири. Они были низкие и назывались «пимы» Изготавливают или валяют валенки из шерсти козьей и овечьей. Валенки на Руси были очень дорогим подарком. Их берегли, передавали по наследству (носили родители, потом передавали детям). В валенках праздновали масленицу, водили хороводы и плясали под гармонь. В старину на Крещение девушки бросали валенок за порог и смотрели, в какую сторону показывает носок, оттуда и жениха ждали. Валенки носили раньше, и носят сейчас. Модельеры и художники украшают валенки. Такая обувь натуральная, полезная и очень модная.
Сейчас вам предстоит превратиться в мастеров по украшению валенной обуви.
Открывайте конверт с желтым орнаментом
Рассмотрите картинку с валенками, какие на них изображены узоры.
Я предлагаю вам поиграть в игру. Вам нужно рассмотреть узор на готовом валенке и повторить его, используя пластилин.
Подвигаем к себе коврики для лепки, тарелочки с пластилином и готовым валенком.
Продуктивная деятельность детей.
Воспитатель: как же красиво вы украсили валенки! Прекрасная работа!
Предлагаю продемонстрировать свои работы!
Дефиле под музыку «Валенки…»
Звенит колокольчик
Воспитатель: наше путешествие закончилось.
Воспитатель: ребята, скажите, пожалуйста, о каких культурных символах вы узнали сегодня?
Ответы детей: береза, матрешка, самовар, валенки.
Ребята, что вам запомнилось в этом путешествии?
Ответы детей:
Воспитатель: какая из историй о культурных символах вам больше всего понравилась?
Ответы детей:
Воспитатель: спасибо всем за старания и приятную, доброжелательную обстановку во время нашего путешествия!