СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Волшебный мир дерева»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 

Расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах.

Задачи:

Образовательная: Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Учить делать выводы и умозаключения о свойствах дерева.

Развивающая: Способствовать овладению средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта по известному алгоритму. Стимулировать желание детей для самостоятельного проведения исследования.

Воспитывающая: воспитывать аккуратность при выполнении работы; отзывчивость, желание помогать друг другу.

Предварительная работа: а) наблюдение на прогулке за деревьями;

 б) в совместной деятельности: отгадывание загадок, рассматривание энциклопедии.

Методы и приемы: опыты, решение исследовательских и логических задач, вопросы и напоминания.

Технология: исследовательская деятельность

Здоровьесберегающие технологии: физминутка, гимнастика для глаз, артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Волшебный мир дерева»»







Конспект занятия

по познавательному развитию

на тему:

«Волшебный мир дерева»



Подготовила:

Воспитатель гр. №3

Шумилова Анжела Валентиновна









Санкт-Петербург 2018г.

Цель:

Расширить представления детей о дереве, его качествах и свойствах.

Задачи:

Образовательная: Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий. Учить делать выводы и умозаключения о свойствах дерева.

Развивающая: Способствовать овладению средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта по известному алгоритму. Стимулировать желание детей для самостоятельного проведения исследования.

Воспитывающая: воспитывать аккуратность при выполнении работы; отзывчивость, желание помогать друг другу.

Предварительная работа: а) наблюдение на прогулке за деревьями;

б) в совместной деятельности: отгадывание загадок, рассматривание энциклопедии.

Методы и приемы: опыты, решение исследовательских и логических задач, вопросы и напоминания.

Технология: исследовательская деятельность

Здоровьесберегающие технологии: физминутка, гимнастика для глаз, артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика.

Раздаточный материал: части дерева на каждого ребенка.

Используемое оборудование:

- небольшие срезы на каждого;

- емкость с водой, лупа;

- спички для воспитателя.

- фартуки и чепчики;

- ложки деревянные и металлические;

- влажные салфетки;

- веточки с листиками;

ТСО: ноутбук, плазма, презентация.

Ожидаемые результаты:

*Обогащение детей знаниями о свойствах и качествах древесины поможет им выделять у предметов такие признаки, как функция (способ использования) и назначение (способность удовлетворять потребности). Дети приобретут опыт:

*в исследовательской деятельности;

*в выдвижении гипотез и выборе методов доказательства их;

*в активном и доброжелательном взаимодействии с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности;

Содержание:

  1. Организационный этап:

(дети стоят в кругу)

  1. Приветствие:

Ребята, давайте дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Мы пожмем друг другу руку

Побежит тепло по кругу

Будем вместе очень дружно на вопросы отвечать

Все хотим мы много знать.

Воспитатель: ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся!

Дети: доброе утро!

  1. Вступительная часть.

(раздается звонок, воспитатель обращает внимание детей на экран)

Воспитатель: Ребята, со сказочным героем Буратино, приключилась беда – его похитил злой Карабас-Барабас. Он прислал нам письмо с заданиями и, если мы их выполним, отпустит Буратино.

(слайд Карабас-Барабас и письмо)

Воспитатель: ну что ребята, спасем Буратино?

Дети: да!

(на экране появляется письмо с загадкой от Карабаса-Барабаса)

  1. Основной этап

Воспитатель: Ребята, а вот и первое задание от Карабаса-Барабаса, нужно отгадать загадку, давайте послушаем ВКЛЮЧИТЬ ЗВУК.

1.Загадка:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

Дети: Дерево.

Слайд дерево

Воспитатель: Ребята, докажите, что вы дали правильный ответ.

Дети: Весной дерево цветет, радует нас своей красотой. Летом в тени дерева прохладно. Осенью на многих фруктовых деревьях поспевают плоды. Зимой в деревянном доме тепло, дровами топят печь.

Слайд деревья в разное время года

Воспитатель: Молодцы, правильно.

Воспитатель: Как вы думаете, дерево живое или нет?

Дети: Дерево живое.

Воспитатель: Почему так думаете?

Дети: Потому что, как все живые существа, питаются, спят, размножаются и дышат.

Воспитатель: с помощью чего деревья дышат?

(ответы детей).

Воспитатель: Правильно, с помощью листьев.

(на экране появляется письмо от Карабаса-Барабаса)

Воспитатель: Ребята, Карабас-Барабас приготовил для нас следующее задание. Присаживайтесь на свои места и приготовьтесь к его выполнению. Кто из вас знает, из каких частей состоит дерево?

2. Д/и «Части дерева»

Цель: закрепить с детьми строение дерева, его частями.

Воспитатель: Артем, начни. Какую ты часть взял?

Дети: Корни.  

Воспитатель: Корни, что делают?

Дети: поглощают воду и питательные вещества из почвы.         

Дети: Корни удерживают дерево.

Воспитатель: Аня, какую функцию выполняет ствол?

Дети: По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям.

 Воспитатель: Ребята, что выделяют листья?

Дети: кислород, а поглощают свет.

Воспитатель: Дима, что есть на ветках?

Дети: на ветках есть листья, цветы, плоды.

Дети: плоды падают, семена, падая в землю, прорастают.

Слайд строение дерева, с осенними листьями.

Воспитатель: давайте с вами сделаем ветерок!

(воспитатель раздает детям веточки с осенними листьями)

  1. Дыхательная гимнастика. «Ветерок»

Цель: учить дуть, вытягивая губы трубочкой, не раздувая щеки; развивать плавный, длительный выдох;

Воспитатель: через носик воздух вдыхаем, сделали губы трубочкой – щеки не надуваем и выдыхаем. (3 р.)

Слайд дерево с опавшей листвой.

Воспитатель: ребята, вы подули и что произошло с листиками?

Дети: листья опали.

Воспитатель: Когда листья падают, что происходит?

Дети: листья гниют, образуют питательные вещества для дерева.

Воспитатель: Молодцы!!!

(на экране появляется письмо от Карабаса-Барабаса)

Воспитатель: а вот и третье задание ребята, необходимо по картинкам рассказать о значении дерева.

4. Д/и «Для чего нужно дерево?»  

Цель: формирование понятия о том, что дерево может быть домом зверям, птицам, насекомым. Приносить большую пользу для человека.

(на экране картинка птицы, насекомые, дикие животные, художник, утомившийся человек) ПООЧЕРЕДИ!!!

Дети: дерево - столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса;

Дети: это место для постройки гнезда; 

Дети: для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок;

Дети: для зайца это пища, зимой кора, укрытие;

Дети: для художника это объект для картин;

Дети: для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть;

Дети: дерево для людей — это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха.

Воспитатель: Молодцы! Совершенно верно!!! И третье задание мы выполнили!

Воспитатель: Ребята, а давайте представим себя деревьями.

НАЖАТЬ НА ЭКРАН (слайд дерево) ВКЛЮЧИТЬ ЗВУК

  1. Физкультминутка «Выросли деревья»

Цель: помочь детям отдохнуть, развлечься, получить ощущение физической разрядки, создать хорошее настроение.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина.

Воспитатель: ребята у нас отлично получается выполнять задания и Буратино уже на пути к спасению.

(на экране появляется сообщение от Буратино) ВКЛЮЧИТЬ ЗВУК

(Ребята, спасибо вам! С вашей помощью мне удалось убежать от Карабаса-Барабаса, я бежал лесами, полями, а теперь передо мной широкая река и мостика не видно, как мне через речку перебраться? Что делать? Как быть? Ребята, помогите найти решение.)

Слайд Буратино и река.

Воспитатель: как вы думаете, что нужно сделать Буратино? Ведь плавать он не умеет?

Дети предлагают различные ва­рианты решения проблемы, выдвигают гипотезы, и все вместе анализируют их.

Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить ко­го-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может, он не уто­нет, он же деревянный.

Последнюю гипотезу воспитатель предлагает проверить и отправиться в лабораторию чудес.

Воспитатель: ребята, для того чтобы найти решение и помочь Буратино, предлагаю отправиться в «Лабораторию чудес».

Воспитатель: а кто знает, кто проводит опыты?

Дети: ученые.

Воспитатель: а где работают ученные?

Дети: в лаборатории.

Воспитатель: а вы хотите поиграть в ученных, и посетить лабораторию «Чудес»?

Дети: да!

Воспитатель: предлагаю отправиться в лабораторию «Чудес» на поезде.

Становитесь все пожалуйста за мной и проговорим волшебные слова:

  1. Чистоговорка:


Едет поезд не спеша: же, че, ща! (3р.)


(звук поезда на ходу)

Воспитатель: а теперь ребята, замрите…

  1. Гимнастика для глаз:

Закрываем мы глаза,

Вот какие чудеса

(закрывают оба глаза)

Ваши глазки отдыхают.

А теперь мы их откроем.

Вверх поднимем,

(глаза смотрят вверх)

Глянем вниз

(глаза смотрят вниз)

Вправо -влево поверни

(глаза смотрят вправо- влево)

В лабораторию «Чудес» загляни.

Ученый: здравствуйте ребята, меня зовут В.Н. Я сегодня с вами проведу опыты. Предлагаю вам пройти в зал экспериментов. Здесь мы с вами превращаемся в исследователей. И узнаем о том, что такое дерево и его свойства.

Ученый: Но прежде чем мы приступим к работе поиграем с пальчиками.

  1. Пальчиковая гимнастика. «Пять и пять»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Пять и пять пошли гулять.

Вместе весело играть.

Ладошки широко разведенных рук раскрываются. Затем переплетенные пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются.

Повернулись,

Улыбнулись,

Вращение кистей рук.

В кулачок вот так свернулись.

Пальцы рук сжаты несильно в кулачок. Стучат кулачок о кулачок. (Повторить 2 раза)

Воспитатель: наши пальчики готовы, давайте вспомним правила поведения при экспериментировании.

Ученый показывает картинки, а дети говорят, что они обозначают.

Ученый: в лаборатории все работают в специальной одежде, давайте оденем фартуки и чепчики и подойдем к столу под номером 1.

Ученый: давайте подойдем к столу под №1.

Опыт№1 Дерево не тонет.

Ученый: ребята, как нам проверить тонет ли предмет из дерева?

Дети: нужно провести опыт.

Ученый: а что нам необходимо для опыта?

Дети: деревянные предметы и вода.

Ученый: верно! Давайте возьмем деревянные предметы и опустим их в воду!

Ученый: Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном предмете, который находится в воде? Он тонет в воде?

(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет, значит, и Буратино не уто­нет, доплывёт, потому что он деревянный).

Ученый: Мои исследователи, о каком же свойстве дерева мы узнали? Вывод: Дерево не тонет в воде.

(слайд дерево (бревно) в воде)

Ученый: а мы переходим к следующему столу под №2.

Опыт №2 Дерево горит.

Ученый: скажите ребята, из чего сделаны спички?

Дети: из дерева

Ученый: почему их нельзя брать детям?

Дети: можно обжечься, может быть пожар и т. д.

Воспитатель показывает, как быстро сгорает дерево.

Воспитатель: какой мы можем ребята сделать вывод?

Дети: дерево горит.

Ученый: правильно мои исследователи, второе свойство дерева, оно горит.

(слайд дерево горит)

Опыт №3 Дерево не прозрачное.

Возьмите в руки брусок, закройте один глаз и попробуйте рассмотреть сквозь него, что вы заметили? Какой вывод сделаем? (Дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок)

(слайд очки, перечёркнутые)

Ученый: а как можно узнать возраст дерева?

Дети: По кольцам на срезе.

Ученый: Правильно, возраст дерева можно узнать по количеству колец. Два соседних кольца: темное и светлое, соответствует одному году роста.

Ученый: Дети, у вас на столе лежат спилы дерева. Возьмите лупу и давайте посчитаем, сколько лет было дереву? Слайд спилы дерева.

Ученый: подойдем к столу под №4

Опыт №4 Дерево удерживает тепло.

Ложки деревянные и металлические

Ученый: У вас на столах деревянные и металлические ложки приложите деревянную к одной щеке, а металлическую к другой. Что вы почувствовали, где холоднее?

Дети: холоднее железная ложка.

Ученый: Значит дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома, чтобы в них было тепло.

Ученый: четвертое свойство дерева –удерживает тепло.

(слайд деревянный домик)

Ученый: ребята, что мы узнали о свойствах дерева?

Дети: -дерево не тонет

-Дерево горит

-Дерево не прозрачное

-Дерево удерживает тепло

(слайд свойства дерева)

Ученый: ребята, а скажите, зачем необходимо знать свойства дерева?

Дети: люди узнают свойства дерева, чтобы знать, чем и как обрабатывать, и что из него можно сделать.

Ученый: совершенно верно ребята. Работа в зале экспериментов закончилась. Протрите ручки салфеткой, снимите форму исследователей.

(дети снимают фартуки и чепчики)

  1. Экскурсия в музей.

Воспитатель: вот сейчас мы с вами и отправимся в музей «Чудо-дерево» и узнаем какие предметы делают из дерева. Становитесь за мной в ряд:

Мы шагаем, мы шагаем

Выше ножки поднимаем

По тропинке мы пойдем

До музея мы дойдем.

(подходят к музею)

Воспитатель: ребята, а что такое музей?

Дети: это такое место – где собирают и хранятся старинные и очень красивые предметы.

Воспитатель: я буду вашим экскурсоводом, а вы будете моими помощниками и посетителями. Мы вместе с вами попробуем выяснить, почему же люди называют дерево «чудом».

Воспитатель: вот перед вами матрешки! А знаете ли вы, что Матрёшка - символ русского народного искусства. Означает тепло и уют в доме.

Воспитатель: перед вами посуда, сделанная из дерева: стаканчики, ложки, сахарница, тарелочки. Давным-давно люди пользовались только деревянной посудой.

Воспитатель: из дерева делают и игрушки, музыкальные инструменты, картины, шкатулки, счеты, раньше люди считали с помощью счет.

Воспитатель: Вот оно какое чудо-дерево! Сколько разных полезных предметов можно изготовить из дерева.

Воспитатель: пришло время закрытия музея, а нам с вами пора возвращаться в наш любимый детский сад. Становитесь все пожалуйста за мной и проговорим волшебные слова:

Едет поезд не спеша: же, че, ща! (3р.)

(звук поезда на ходу) ВКЛЮЧИТЬ ЗВУК

  1. Заключительный этап:

Итог:

Воспитатель: давайте вспомним что интересного мы с вами узнали о чудо-дереве?

Дети: мы узнали из каких частей состоит дерево; для чего нужно дерево; узнали о свойствах дерева, когда проводили опыты.

Воспитатель: кому мы помогли убежать от Карабаса-Барабаса?

Дети: Буратино!

Воспитатель: как мы помогли?


Дети: Выполняли задания Карабаса-Барабаса!

Воспитатель: да ребята! Без вашей помощи Буратино бы остался у Карабаса-Барабаса навсегда! Благодаря вашим знаниям и умениям, вы помогли Буратино сбежать.

Рефлексия:

Воспитатель: у меня на столе лежит солнышко и тучка! Если вам понравилось заниматься на занятии, возьмите солнышко, а если вы испытывали трудности, возьмите тучку и расскажите, что у вас не получилось.

НАЖАТЬ НА ЭКРАН (Слайд солнышко и тучка) ВКЛЮЧИТЬ ЗВУК

Воспитатель: ребята, вижу занятие вам понравилось! А у Буратино есть к нам еще одно сообщение.

Ребята, спасибо вам, благодаря вашим стараниям, я убежал от злого Карабаса-Барабаса. И в знак своей благодарности, я дарю вам шкатулку с сюрпризом.

Воспитатель: где же у нас может хранится деревянная шкатулка?

Дети: в музее.

Воспитатель: так вот же она!!!

Воспитатель раздает детям золотые монетки.

13