СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы Тема: "Зимующие птицы"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы Тема: "Зимующие птицы"

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы Тема: "Зимующие птицы"»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы

Тема: "Зимующие птицы"

Составила учитель-логопед: Грачёва Е.А.

Цель: Активизация, обогащение и закрепление словаря по теме;

Задачи НОД:

  • Развитие фразовой речи через формирование навыка составления распространенного предложения и логико-грамматических конструкций; умения отвечать разрёрнутым ответом

  • Формирование фонематических процессов через развитие:

  • просодических компонентов речи

  • темпо-ритмических компонентов речи

  • речевого выдоха

  • практическое обучение делению слов на слоги

  • коррекция и дальнейшее формирование психических процессов через развитие:

  • зрительного, слухового внимания и памяти

  • мелкой, общей моторики

  • пространственно-зрительной ориентировки

  • логического мышления

  • тактильных ощущений;

  • Развитие навыков выполнения действий по словесной инструкции

  • Воспитание доброжелательного отношения к птицам.

  • Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, взаимопонимания.

Оборудование:

  • ноутбук с записями голосов птиц, зимней вьюги,

  • схема общих признаков птиц, признаков зимы

  • макет сугроба, куста

  • предметные картинки с изображением зимующих птиц, прикрытые снежинками,

  • корм для птиц (сухарики, хлебные крошки, еловые шишки, ягоды рябины, крупа, зёрна, семечки),

  • заранее изготовленные кормушки (коробки из-под кефира)



ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент. - Давайте поздороваемся с нашими гостями.

- Наши глазки смотрят и … (видят), ушки слушают и … (слышат) меня.

- Скажите вы ребята трусливые? – Храбрые, Старые? – Молодые, Грустные? – Весёлые, Слабые? – Сильные, Глупые? – Умные.

- Тогда вы точно справитесь со всеми заданиями.

- Какое сейчас время года? (Зима)

- Объясните почему, назовите признаки зимы. (Рассказ по схеме)

- Ребята, я приглашаю вас на прогулку в зимний лес, но чтобы попасть туда, нужно назвать зимние слова и сказать какие они.

- Закройте глаза и пока я не скажу не открывайте их. (звучит вьюга)

- Что вы слышите?

- Сильный ветер со снегом называется вьюга.

- Молодцы. А теперь все вместе скажем волшебные слова: - Обернись, покрутись, в зимнем лесу окажись. - Открываем глазки.

II. Введение в тему. Артикуляционная гимнастика

- Вьюга успокоилась, можно присесть на наши пенёчки-стульчики. Дети садятся.

-Зима красивое время года, но трудное, особенно для птиц. Почему? (Морозно, холодно. Корма мало и его трудно добыть, особенно из-под снега.)

- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие).

- Сделаем зарядку для язычка и губ, как делают птички.

- Открываем клювики.

- Покажем, как у птиц клювики клюют.

- Вытягиваем язычок вперёд и назад, как дятел.

- Пробуем корм. («Чашечка»).

- Облизываем клювик.

- Чистим клюв. («Маляр»)

Логопед: Пока шумела вьюга, Зима спрятала где-то зимующих птиц. Давайте их поищем.

III. Ориентировка в пространстве. Развитие носового вдоха-выдоха.

Логопед: Всех птиц Зима спрятала, нужно их поискать.

- Попробуем найти по запаху. (Вдох носом 2–3 раза)

Дети, произнося текст, идут в колонне:

Раз-два-три-четыре-пять,
Где же птичек нам искать?
Может, справа под кустом? (Вдох носом 2–3 раза, поворачивая голову направо.) – Тут нет.
Может, слева под бревном? (Вдох носом 2–3 раза, поворачивая голову налево.) – Тут нет.

IV. Развитие ротового выдоха. Деление слов на слоги.

Логопед:- Посмотрите, какой большой сугроб вьюга намела.

- Может, там Зима спрятала птиц? Давайте подуем на снег по очереди.

В сугробе, прикрытые снежинками (их необходимо сдуть, чтобы увидеть картинку) карточки - ворона, синичка, клёст, воробей, голубь, свиристель, снегирь, сорока, сова, коростель.. Логопед следит за правильностью ротового выдоха.

- Присядьте, придерживая картинку, вытяните губы трубочкой

- Какую птицу ты освободил? Прохлопай её название по слогам, сколько получилось слогов?

- Прикрепим изображение птиц на доску.

Логопед: Молодцы, вы не только сильные, но и умные дети!

V. Актуализация знаний и представлений через развитие слуховой памяти и внимания, просодических компонентов.

– Зима просит нас угадать голоса зимующих птиц. Голоса - Ворона, сорока, , воробей, сова, голубь, дятел

- Нужно по очереди сказать, какую птицу вы услышали и сказать, что она делает, какие звуки издаёт.

Включается запись с голосами зимующих птиц.

Дети: Это ворона, они каркает.

Логопед: Изобразите, как каркает ворона? (Громко – тихо)

VI. Динамическая пауза с элементами развития логического мышления. Игра "Мы играем в стайку"

Мы играем в стайку, стайка полетай-ка.
Полетели птички, птички-невелички.
Птички тут летают, устали не знают! Стоп!
Сели птички на дорожку,
Поклевали птички крошки:
Клюю-клю-клю-клюем,
Потом песенку поем. –Чив! Чив! Чив!
Но быстро зимний день кончается,
Птичьи игры прекращаются, птицы в гнёзда возвращаются.

VII. Актуализация знаний и представлений. Составление предложений.

Логопед: Ребята, мы можем зимой помогать птицам? Как? (Можно делать кормушки, развешивать их, наполняя кормом).

Логопед: - Нужно на ощупь отгадать корм, сказать какую птицу вы им угостите

Вставляя в закрытую кормушку руку, малыш на ощупь определяет корм, лежащий там. (Кусочки сала, хлебные крошки, еловая шишка, ягоды рябины, зерно, сухарики, семечки, крупа)

Логопед: – Какой корм там корм и кого будешь угощать? (Семечки. Угощу семечками голубя.)

VIII. Развитие психических процессов. Отгадывание загадок. Образование сложных прилагательных.



Логопед: - Черная шапочка и полоска шарфика
У желтогрудой птички по имени ... (Синичка)

  • - Если у синицы желтая грудка, то она какая? (Желтогрудая)

Чёрная, как вар, кричит: «Карр!» (Ворона)

  • _Почему ворону нызывают – чернокрылой?

Всю ночь летает мышей добывает.
А станет светло – спать ляжет в дупло. (Сова)

  • Сова – большеглазая.

Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

  • Воробей - коротколапый

Красногрудый, чернокрылый, любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

  • Снегирь красногрудый

Верещунья – белобока, а зовут её … (Сорока)

  • Сорока - белобокая

Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит. (Грач)

  • Грач – длинноклювый


Про каких птиц были загадки? ( Про зимующих) - Про какую птицу загадка была лишней? Почему?

IX. Составление описательного рассказа по схеме. (Снегирь, сова)

- Какая птица?

- Зимующая или перелётная?

- Размер? Цвет? Части тела?

- Где живёт? (Город, лес)

- Как голос подаёт?

- Чем питается?

-Как передвигается?

- Как человек может помочь?

X. Рефлексия.

- О ком мы говорили? (О зимующих птицах). Почему их так называют?

- Каких зимующих птиц вы знаете?

- Как помочь зимующим птицам?

- Какие задания больше понравились?

- Когда пойдёте домой, возьмёте (заранее изготовленную) кормушку у своего дома с родителями, повесите её и покормите птиц. Запомните куда повесите кормушку, будете туда добавлять корм, когда птицы его съедят.

V. Актуализация знаний и представлений. Логопед: - Ребята, возьмите карточки с птицами.

- У кого птицы зимующие? Поднимите карточки вверх. – Почему они так называются?

- Какие достались другим детям? (Перелётные). – Почему они так называются?

- Какие общие признаки есть у всех птиц?

Дети: У всех птиц есть крылья, клюв, их тело покрыто перьями, их птенцы вылупляются из яиц.

- Если у вас в руках перелётная птица, то вы летите на юг (показать направление), а если зимующая – махая руками-крыльями, кружите на месте - остаётесь зимовать.

- Расскажите, какие у вас птицы и что вы будете делать? (Лебедь – перелётная птица, я полечу на юг.)

(Воробей – зимующая птица, останусь зимовать)

Как птицам перезимовать?

Они в грозу и в холода

На ветках сидя спят.

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

Звучит музыкальная фонограмма, дети подражают движениям птиц.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!