Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы
Тема: "Зимующие птицы"
Составила учитель-логопед: Грачёва Е.А.
Цель: Активизация, обогащение и закрепление словаря по теме;
Задачи НОД:
Развитие фразовой речи через формирование навыка составления распространенного предложения и логико-грамматических конструкций; умения отвечать разрёрнутым ответом
Формирование фонематических процессов через развитие:
просодических компонентов речи
темпо-ритмических компонентов речи
речевого выдоха
практическое обучение делению слов на слоги
зрительного, слухового внимания и памяти
мелкой, общей моторики
пространственно-зрительной ориентировки
логического мышления
тактильных ощущений;
Развитие навыков выполнения действий по словесной инструкции
Воспитание доброжелательного отношения к птицам.
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, взаимопонимания.
Оборудование:
ноутбук с записями голосов птиц, зимней вьюги,
схема общих признаков птиц, признаков зимы
макет сугроба, куста
предметные картинки с изображением зимующих птиц, прикрытые снежинками,
корм для птиц (сухарики, хлебные крошки, еловые шишки, ягоды рябины, крупа, зёрна, семечки),
заранее изготовленные кормушки (коробки из-под кефира)
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Оргмомент. - Давайте поздороваемся с нашими гостями.
- Наши глазки смотрят и … (видят), ушки слушают и … (слышат) меня.
- Скажите вы ребята трусливые? – Храбрые, Старые? – Молодые, Грустные? – Весёлые, Слабые? – Сильные, Глупые? – Умные.
- Тогда вы точно справитесь со всеми заданиями.
- Какое сейчас время года? (Зима)
- Объясните почему, назовите признаки зимы. (Рассказ по схеме)
- Ребята, я приглашаю вас на прогулку в зимний лес, но чтобы попасть туда, нужно назвать зимние слова и сказать какие они.
- Закройте глаза и пока я не скажу не открывайте их. (звучит вьюга)
- Что вы слышите?
- Сильный ветер со снегом называется вьюга.
- Молодцы. А теперь все вместе скажем волшебные слова: - Обернись, покрутись, в зимнем лесу окажись. - Открываем глазки.
II. Введение в тему. Артикуляционная гимнастика
- Вьюга успокоилась, можно присесть на наши пенёчки-стульчики. Дети садятся.
-Зима красивое время года, но трудное, особенно для птиц. Почему? (Морозно, холодно. Корма мало и его трудно добыть, особенно из-под снега.)
- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие).
- Сделаем зарядку для язычка и губ, как делают птички.
- Открываем клювики.
- Покажем, как у птиц клювики клюют.
- Вытягиваем язычок вперёд и назад, как дятел.
- Пробуем корм. («Чашечка»).
- Облизываем клювик.
- Чистим клюв. («Маляр»)
Логопед: Пока шумела вьюга, Зима спрятала где-то зимующих птиц. Давайте их поищем.
III. Ориентировка в пространстве. Развитие носового вдоха-выдоха.
Логопед: Всех птиц Зима спрятала, нужно их поискать.
- Попробуем найти по запаху. (Вдох носом 2–3 раза)
Дети, произнося текст, идут в колонне:
Раз-два-три-четыре-пять,
Где же птичек нам искать?
Может, справа под кустом? (Вдох носом 2–3 раза, поворачивая голову направо.) – Тут нет.
Может, слева под бревном? (Вдох носом 2–3 раза, поворачивая голову налево.) – Тут нет.
IV. Развитие ротового выдоха. Деление слов на слоги.
Логопед:- Посмотрите, какой большой сугроб вьюга намела.
- Может, там Зима спрятала птиц? Давайте подуем на снег по очереди.
В сугробе, прикрытые снежинками (их необходимо сдуть, чтобы увидеть картинку) карточки - ворона, синичка, клёст, воробей, голубь, свиристель, снегирь, сорока, сова, коростель.. Логопед следит за правильностью ротового выдоха.
- Присядьте, придерживая картинку, вытяните губы трубочкой
- Какую птицу ты освободил? Прохлопай её название по слогам, сколько получилось слогов?
- Прикрепим изображение птиц на доску.
Логопед: Молодцы, вы не только сильные, но и умные дети!
V. Актуализация знаний и представлений через развитие слуховой памяти и внимания, просодических компонентов.
– Зима просит нас угадать голоса зимующих птиц. Голоса - Ворона, сорока, , воробей, сова, голубь, дятел
- Нужно по очереди сказать, какую птицу вы услышали и сказать, что она делает, какие звуки издаёт.
Включается запись с голосами зимующих птиц.
Дети: Это ворона, они каркает.
Логопед: Изобразите, как каркает ворона? (Громко – тихо)
VI. Динамическая пауза с элементами развития логического мышления. Игра "Мы играем в стайку"
Мы играем в стайку, стайка полетай-ка.
Полетели птички, птички-невелички.
Птички тут летают, устали не знают! Стоп!
Сели птички на дорожку,
Поклевали птички крошки:
Клюю-клю-клю-клюем,
Потом песенку поем. –Чив! Чив! Чив!
Но быстро зимний день кончается,
Птичьи игры прекращаются, птицы в гнёзда возвращаются.
VII. Актуализация знаний и представлений. Составление предложений.
Логопед: Ребята, мы можем зимой помогать птицам? Как? (Можно делать кормушки, развешивать их, наполняя кормом).
Логопед: - Нужно на ощупь отгадать корм, сказать какую птицу вы им угостите
Вставляя в закрытую кормушку руку, малыш на ощупь определяет корм, лежащий там. (Кусочки сала, хлебные крошки, еловая шишка, ягоды рябины, зерно, сухарики, семечки, крупа)
Логопед: – Какой корм там корм и кого будешь угощать? (Семечки. Угощу семечками голубя.)
VIII. Развитие психических процессов. Отгадывание загадок. Образование сложных прилагательных.
Логопед: - Черная шапочка и полоска шарфика У желтогрудой птички по имени ... (Синичка) - Если у синицы желтая грудка, то она какая? (Желтогрудая) Чёрная, как вар, кричит: «Карр!» (Ворона) Всю ночь летает мышей добывает. А станет светло – спать ляжет в дупло. (Сова) Чик – чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей) | Красногрудый, чернокрылый, любит ягоды клевать. С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь) Верещунья – белобока, а зовут её … (Сорока) Ты его узнаешь сразу: Черноклювый, черноглазый, Он за плугом важно ходит, Червяков, жуков находит. (Грач) |
– Про каких птиц были загадки? ( Про зимующих) - Про какую птицу загадка была лишней? Почему?
IX. Составление описательного рассказа по схеме. (Снегирь, сова)
- Какая птица?
- Зимующая или перелётная?
- Размер? Цвет? Части тела?
- Где живёт? (Город, лес)
- Как голос подаёт?
- Чем питается?
-Как передвигается?
- Как человек может помочь?
X. Рефлексия.
- О ком мы говорили? (О зимующих птицах). Почему их так называют?
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Как помочь зимующим птицам?
- Какие задания больше понравились?
- Когда пойдёте домой, возьмёте (заранее изготовленную) кормушку у своего дома с родителями, повесите её и покормите птиц. Запомните куда повесите кормушку, будете туда добавлять корм, когда птицы его съедят.
V. Актуализация знаний и представлений. Логопед: - Ребята, возьмите карточки с птицами.
- У кого птицы зимующие? Поднимите карточки вверх. – Почему они так называются?
- Какие достались другим детям? (Перелётные). – Почему они так называются?
- Какие общие признаки есть у всех птиц?
Дети: У всех птиц есть крылья, клюв, их тело покрыто перьями, их птенцы вылупляются из яиц.
- Если у вас в руках перелётная птица, то вы летите на юг (показать направление), а если зимующая – махая руками-крыльями, кружите на месте - остаётесь зимовать.
- Расскажите, какие у вас птицы и что вы будете делать? (Лебедь – перелётная птица, я полечу на юг.)
(Воробей – зимующая птица, останусь зимовать)
Как птицам перезимовать?
Они в грозу и в холода
На ветках сидя спят.
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый тёплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
Звучит музыкальная фонограмма, дети подражают движениям птиц.