Тема: «От сказки к сказке»
Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы
Задачи: Образовательные:
- Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить подбирать слова антонимы, определяющие героев;
Развивающие:
- Поддерживать интерес к сказкам, развивать мелкую моторику руки через пальчиковую игру.
Воспитательные:
- Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познание», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам.
Организационный момент.
Дети входят под музыку «Цветочная поляна» и каждый называет сказочного героя – «Назови Пароль и заходи!»
Приветствие.
- С добрым утром! С ясным днём!
С новым солнцем за окном!
Утро доброе встречаем!
День хороший начинаем!
- Гости здесь у нас с утра, поздоровайтесь, друзья!
- Доброе утро, добрый день. Нам здороваться не лень!
А, давайте, мы с вами превратимся в цветы. Получится прекрасная цветочная поляна.
Мотивация
Звучит музыка «Песня Цветочницы» – Дети превращаются в цветы (цветы спят – сидят на карточках). Музыка меняется – звучит Петров А. «Цветочная страна». Появляется Золушка.
Золушка: Ой! Какие красивые цветы! Проснитесь! Улыбнитесь! Дарите всем доброту! А вы узнали меня? Ну, конечно, Я (Золушка). Я пришла (из сказки). Я очень (послушная, трудолюбивая, скромная, добрая, умеющая прощать, благодарная и искренняя).
- У меня много дел: нужно навести порядок, угадать сказки, стихи, нужно с пальчиками поиграть, вернуть сказочных героев на свои места… Как же мне быть, как успеть?
(Ответы детей)
- Ну что же, тогда пойдем мы на помощь сказочным героям! Нужно спасать сказочных героев! Вы слышали новость? Змей Горыныч решил всех героев переловить, в свою пещеру утащить и никому больше не отдать.
III. Основная часть
1. Речевая разминка. На экране стихи А.Барто. По выбору 2-3 стиха хором читают наизусть.
2. Пересказ сказки по выбору. На экране рисунки к сказкам.
3. Игра «Шепни на ушко» (дети делятся на 2 группы по 5 человек. Воспитатель каждому ребенку первой группы шепчет на ухо одну половину имени сказочного героя. Детям второй группы – вторую половину, после чего дети первой группы по очереди называют услышанное слово, а ребенок второй группы должен угадать, кого он ищет)
У некоторых сказочных героев двойные имена, нужно их найти и встать парами.
4. Игра «Наведи порядок»
«Гадкий котенок», «Три волчонка», «Петушок Ряба», «Иван – царевич и белый медведь», «Волк и 7 тигрят», «Саша и медведь», «Царевна-индюшка», «Сестрица Аленушка и братец Никитушка», "Зеленая шапочка», "Пес в сапогах", «Булочка – румяный бок»
Угаданные герои-игрушки: утенок, поросенок, курочка, волк, козленок, девочка, лягушка, мальчик, кукла, кот, колобок
IV.Физкультминутка «Игра с вагонами» (разделим слова на слоги и вернем всех на место)
Повторение и совместные упражнения
1. Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»
Будем пальчики считать, (сжимаем и разжимаем пальчики кулачки)
Будем сказки называть, (на каждое название сказки загибаем)
Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок, Есть Снегурочка Краса, Три медведя, Волк, Лиса, Жарь-птица и Сивка-Бурка, Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад (хлопаем в ладоши)
2. Игра «Наоборот»
Как вы знаете, в сказках хорошие персонажи, а есть плохие. На кого из героев сказки вы бы хотели быть похожи? Почему? (Ответы детей)
– У меня есть волшебная палочка! С ее помощью мы превратим отрицательные черты характера в положительные.
Лживый – правдивый
Трусливый – храбрый
Злой – добрый
Жадный – щедрый
Ленивый – трудолюбивый
Глупый-умный
Слабый-сильный
Грязный-чистый
Хороший – плохой
Веселый - грустный
V. Итог занятия
Вот по сказке мы гуляли.
И, конечно же, устали.
Мы немного отдохнём,
Дальше в другую сказку пойдём
Я хочу пожелать, чтобы вы выросли такими же
-удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич,
- добрыми, как Емеля
- обаятельными, как Чебурашка,
- хозяйственными, как Матроскин,
- трудолюбивыми, как Золушка,
- находчивыми, как Кот в сапогах.