Конспект занятия по развитию речи "Снеговик" (для детей 4-5 лет)
Авторы: Баширова Ольга Анатольевна, воспитатель детского сада.
Цель занятия:
Активизация и обогащение словарного запаса детей, формирование навыков правильного звукопроизношения и развития связной речи.
Задачи:
Закрепление знаний детей о зимних природных явлениях.
Развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук.
Ознакомление с понятиями формообразования существительных.
Формирование интереса к устному народному творчеству.
Предварительная подготовка:
Заготовлены иллюстрации снеговика и зимней природы.
Подготовлен дидактический материал: карточки с заданиями, кубики для составления предложений.
Организован уголок сенсорного опыта с льдинками и крупами.
Организация пространства:
Групповая комната оборудована предметами зимней тематики.
Для игровых заданий используется специально организованное пространство для театрализации и физических упражнений.
Основные этапы занятия:
1. Организационный этап
Приветствие детей, знакомство с темой занятия. Вопросы:
Ребята, какое сейчас время года?
Какой праздник скоро наступит?
Какие подарки приносят нам зима и Новый Год?
Запись на магнитной доске заголовка урока: "Снеговик".
2. Артикуляционные упражнения
Артикуляционная гимнастика для губ и языка с целью улучшения произношения звуков «С», «Н», «Г», «И», «К».Примерные упражнения:
Упражнение "Заборчик".
Игра "Катаемся на санках".
Показ воспитателем примера четкого произнесения звука «С».
Работа над правильным дыханием с использованием свистка и мыльных пузырей.
3. Словарная работа
Изучение новых слов и понятий:
Объясняются значения слов "снег", "лед", "мороз", "метель".
Загадываются загадки о зиме и снеге.
Выставляются иллюстрации зимних явлений и дается название каждому предмету на карточках.
Ребята озвучивают названия изображений и рассказывают, почему именно так называется тот или иной объект.
4. Фонематическое восприятие
Задания на выделение первого звука в словах:
Хлопнуть, если услышишь звук «С».
Произнести слоги, содержащие звуки «Н», «Г», «И», «К».
Составление слов из отдельных звуков.
5. Работа с предложением
Используя предложенные кубики, составляем предложение: "Мы слепили большого снеговика."Анализ структуры предложения, определение главных членов.
Практическая деятельность: совместное составление предложений из карточек с изображениями.
Игра "Закончи фразу":
"Наш снеговик красивый..."
"В руках у него морковка..."
Объединяем фразы в единый рассказ.
6. Физкультминутка
Игра-танец "Маленькие помощники":
Дети выполняют ритмичные движения руками и ногами, представляя, что строят снеговика.
Театральная постановка "Поможем снеговику одеться!"
7. Итог занятия
Обобщение полученных знаний. Дети отвечают на вопросы:
Что нового узнали на занятии?
Что вам запомнилось лучше всего?
Зачитывается письмо от самого снеговика с благодарностью ребятам за помощь.
Примечания:
Все виды деятельности проводятся с привлечением игровой мотивации.
Предусмотрена индивидуализация подходов в зависимости от уровня подготовки детей.