Конспект занятия по развитию речи
Лексическая тема: «Моя семья»
Цель: уточнение знаний детей о родственных связях, воспитание любви и уважения к своим близким, развитие речи (звукопроизношение, словообразование, связная речь)
Образовательные задачи:
• активизировать словарь по теме занятия;
• упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнительной степени прилагательных, существительных в родительном и творительном падежах
Развивающие задачи:
• совершенствовать общие речевые навыки
• развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память
Воспитательные задачи:
воспитывать любовь и заботу по отношению к членам семьи, доброжелательность.
Круг:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты и здравствуй я!
Наша дружная семья!
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я принесла для вас волшебную коробочку.
Посмотрите, какая она красивая. Что на ней изображено? (сердечки).
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- Правильно о тех, кого мы любим. О наших близких, о семье.
Дети садятся.
Первая загадка из нашей волшебной коробочки.
В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья, вам прямо —
Лучше всех на свете… (мама)
Дети: мама.
Воспитатель: Правильно, мама!
Воспитатель: Ребята, давайте наполним коробочку ласковыми словами для мамы. Я открою наш сундучок: ваши слова будут долетать и наполнять его. Итак, начнем. Мама какая?
Воспитатель: Когда мама вас, целует, жалеет, обнимает, она какая?
Дети: Ласковая, добрая, милая, нежная.
Воспитатель: Когда мама модно одевается, какая она?
Дети: красивая.
Воспитатель: Когда мама улыбается, смеется, какая она?
Дети: Веселая
Воспитатель: Когда мама заботиться о вас, какая она?
Дети: Заботливая.
Воспитатель: Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы о маме. А пока мы коробочку закроем, чтобы наши слова не растерялись
Воспитатель: сейчас, отгадайте следующую загадку
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить,
С топором, пилой, лопатой
Вечно трудится наш… (папа)
Воспитатель: Молодцы! Конечно, это папа.
А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок и соберем в него ласковые слова для папы. Папа какой?
Дети: Смелый, заботливый, умелый, работящий, красивый, веселый, сильный.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много хороших слов и для папы вы подобрали.
Давайте, теперь коробочку нашу закроем, она нам еще пригодится.
Воспитатель:
- И еще для вас загадки:
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка)
Кто всю жизнь работал,
И окружал заботой?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш… (дед)
Воспитатель:
Дедушка с бабушкой – какие они? Давайте скажем и о них добрые слова.
Дети подбирают слова.
Ребята, а вы помогаете маме с папой и дедушке с бабушкой?
Игра «Корзина добрых дел»
Дети по очереди передают друг другу корзину, называя доброе дело:
мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать…
Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного подвигаться. Проходите все за мной, вставайте по свободнее, повторяйте движения.
Физкультминутка.
Ну-ка, дети, улыбнитесь.
На физ.минутку становитесь!
Кто живёт у нас квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котёнка, (Наклоны туловища вправо-влево.)
Мой сверчок, щегол и я – (Повороты туловища вправо-влево.)
Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши).
Воспитатель:
Молодцы! Отлично выполняли движения.
А сейчас продолжим отгадывать загадки.
Воспитатель:
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой… (братишка)
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая…(сестрёнка)
Игра «Чей предмет?»
Дети достают по одному предмету из волшебного мешочка.
И образуют притяжательное существительное.
Помада – мамина.
Галстук – папин.
Пистолет - братишкин.
Бантик – сестрёнкин.
Медаль – дедушкина.
Клубок – бабушкин.
Игра «Скажи ласково» .(Игра с мячом)
В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково? (Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)
Дочь – доченька, дочурка.
Сын — сынок, сыночек.
Папа — папочка, папулечка.
Мама — мамочка, мамуля.
Брат – братик, братишка.
Сестра - сестрёнка.
Дед – дедушка, дедуля, дедуленька.
Бабушка – бабулечка, бабуленька.
Воспитатель:
Дети, а расскажите, что вы любите делать вместе с родителями?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Какие любящие и дружные у вас семьи.
Воспитатель:
А теперь давайте, откроем нашу волшебную коробочку. Ребята, посмотрите, произошло чудо!
Каждое ласковое слово превратилось в сердечко.
Воспитатель показывает сердечки из цветного картона.
- Сейчас я вам всем раздам сердечки, а вы вечером подарите их маме и папе, при этом не забудьте вспомнить ласковые и добрые слова! Вашим родным будет очень приятно!