СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Составление описательного рассказа по картине «ЗИМА», «ВЕСНА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Целью занятия является обучение детей составлению описательных рассказов по картинам, изображающим времена года "Зима" и "Весна". В конспекте подробно описаны методы и приемы, используемые для активизации речевой деятельности детей, расширения их словарного запаса и развития навыков связной речи. Особое внимание уделяется формированию умения описывать предметы и явления, представленные на картинах, используя прилагательные и образные выражения. Работа предназначена для воспитателей старших групп дошкольных образовательных учреждений и может быть использована в качестве методического материала для проведения занятий по развитию речи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Составление описательного рассказа по картине «ЗИМА», «ВЕСНА»»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема: Составление описательного рассказа по картине

«ЗИМА», «ВЕСНА»


Программное содержание. Связная речь. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по картине по плану воспитателя, отвечать на вопросы по содержанию картины и придумывать название картины.

Словарь. Активизировать словарь детей словами-названиями, словами-признаками и обогащать словарный запас детей словами-действиями, характеризующими зимнее и весеннее время года.

Грамматика. Учить подбирать прилагательные к существительным, развивать умение детей строить простые и распространенные предложения с помощью пиктограмм, закреплять знания о последовательности слов в предложении.

Воспитывать дружеские отношения и интерес к рассказам товарищей, умение слушать друг друга не перебивая, организованность, любовь к родной природе.

Развивать наблюдательность, мышление.

Материал: видео-загадки о временах года, «карусель» с цветными лентами и предметными картинками по теме Зимы и Весны, эмблемы (снежины, подснежники), образы Зимы и Весны, снежный шарик, пиктограммы для составления предложений, видео- физкультминутка «Танцы-согреванцы», 2 магнитные доски, 12 подзорных труб, 1 сюжетная картина «Зима», 1 сюжетная картина «Весна», 1 волшебный ящик с гостинцами.

Предварительная работа. Наблюдение за природой зимой, чтение стихов, художественных произведений и разгадывание загадок на зимнюю и весеннюю тематику, дидактическая игра «Назови зимнее, весеннее слово», «Продолжи предложение», рассмотрение иллюстративного материала и составление рассказов по иллюстрациям на тему «Зима», «Весна».

Ход занятия

I. Коммуникативная деятельность

Здороваются с гостями.

Воспитатель. Вы любите отгадывать загадки? (Да.) Тогда прошу вас подойти к нашему волшебному телевизору, он нам приготовил загадку. Внимание на экране.

(видео-загадки о временах года)

- А у нас сейчас какое время года? (Зима)

– Да дети, у нас сейчас Зима.

- А какой сейчас месяц зимы? (Февраль)

- Почему его так называют? (Он свирепствует. Это конец зимы.)

- А какое следующее время года идет за зимой? (Весна)

- Зима не хочет уступать Весне, они постоянно спорят и соперничают между собой. Каждая считает себя лучшей. Давайте попробуем их рассудить, о каждой вспомнить и выбрать лучшую. А сначала я приглашаю вас на словесную карусель.



II. Познавательная деятельность

Дидактическая игра «Карусель слов»

(активизировать словарный запас словами-названиями и

словами-признаками)

Воспитатель. Предлагаю вам прокатиться на этой необычной «Карусели слов». Подойдите и станьте вокруг нее. Возьмите в руки ленту с картинками. Представим, что мы с вами катаемся на карусели. Назовите предмет, изображенный на вашем рисунке и подберите к нему признак. Завертелась наша карусель…

Санки - быстрые, красивые (красивые), детские.

Елка – зеленая, пушистая, колючая, заснеженная.

Деревья – голые, заснеженные, сонные.

Облака – мохнатые, грязные, тяжелые, снежные.

Снег – серебристый, пушистый, белый, холодный, скрипучий.

Дети – счастливые, радостные, улыбающиеся, веселые.

Ручейки – звонкие, веселые, прозрачные, быстрые, холодные, гомонящие.

Лодки – бумажные, маленькие, легкие.

Солнце – яркое, приветливое, теплое, улыбающееся.

Птички – перелетные, голосистые, веселые.

Цветы – весенние, первые, ранние, красивые, благоухающие.

Почки – молодые, зеленые, маленькие, благоухающие.



Воспитатель. Понравилось ли вам кататься на карусели? (Да.)

- А теперь подарите свои картинки времени, которому они соответствуют. Выполнив задание, вы получите эмблему команды Зимы или Весны. (Дети одевают эмблемы с изображением снежинки и цветка)

– Вот мы и поделились на команды: снежинки – команда Зима, цветы – команда Весны.

- Я предлагаю каждой команде рассказать о своем времени года, какое она.

Дидактическая игра «Скажи какая Зима, Весна».

ЗИМА какая? (Снежная, суровая, морозная, веселая, сказочная, красивая, холодная).

Весна какая? (цветущая, теплая, солнечная, звонкая, красивая, дождливая, душистая).

Воспитатель. Молодцы! Хорошие слова подобрали. Предлагаю следующую игру, а играть мы будем со снежком. Я буду по очереди бросать вам «снежок», а вы – мне. Я называю слово, а вы подбираете к нему действие.

Дидактическая игра «Снежка».

(обогащать словарный запас словами-действиями)

• Санки – Что делают? (едут, уезжают)

• Зима – Что делает? (холодит, морозит, сковывает)

• Деревья – Что делают? (стоят, шатаются, спят)

• Облака – Что делают? (нависают, плывут)

• Снег – Что делает? (укрывает, затряхивает, сыплет)

• Дети – Что делают? (лепят, катаются, радуются, веселятся)

• Мороз – Что делает? (сковывает, трещит, свирепствует, замораживает)

• Ручейки – Что делают? (журчат, текут, шумят, звенят)

• Челноки – Что делают? (плывут, переворачиваются)

• Солнце – Что делает? (светит, сияет, греет, улыбается, светит, но не греет,)

• Птички – Что делают? (летят, возвращаются, спешат, говорят)

• Цветы – Что делают? (пробиваются, распускаются, расцветают)

• Почки – Что делают? (распускаются, набухают)

Воспитатель. Молодцы! Сколько слов вы подобрали. А теперь следующая игра.

Дидактическая игра «Составь предложение».

(закреплять умение детей составлять предложения по пиктограмме)

Воспитатель. Возьмите по одной картинке, рассмотрите её и придумайте предложения в соответствии со своим временем года.

(дети выставляют на магнитную доску соответствующие предметные картинки).

1. Дерево.

А. Деревья зимой спят крепким сном.

Б. Деревья зимой покрыты белым пушистым снегом.

В. Деревья весной просыпаются от зимнего сна.

Г. На деревьях весной появляются почки.

2. Солнце.

А. Солнце зимой светит, но не греет.

Б. Весной приветливо сияет солнышко.

3. Земля.

А. Зимой вся земля покрыта белым пушистым снегом.

Б. Весной на земле сходит пахучая трава.



4. Река.

А. Зимой все реки покрываются льдом.

Б. Зимой воду сковывает льод.

В. Весной громко журчат ручейки.

Г. Весна разливает реки.

5. Птички.

А. Зимой птицам холодно и голодно.

Б. Весной птички возвращаются из тёплых краев.

В. Весна зовет из теплых краев птичек.

6. Облака.

А. Зимой тяжелые облака нависают над землей.

Б. Весной облака чистые, белоснежные.

7. Ребенок.

А. Зимой дети лепят снежную бабу, катаются на санках и

коньках.

Б. Весной дети вешают скворечники на деревьях.

В. Весной дети пускают бумажные челноки по реке.

Воспитатель. Каждая команда справилась с заданием. А Зима свирепствует, не хочет признавать, что ее время заканчивается, холодом пугает. А как мы зимой спасались от холода? (Одевали теплую одежду, обувь, перчатки, бегали, прыгали, играли в снежки). Сейчас я предлагаю вам отдохнуть и устроить танцы – согревание.

Физкультминутка «Танцы-согреванцы»

(видео-физкультминутка)

Воспитатель. Ну что, отдохнули?

III. Преобразовательная деятельность

Воспитатель. Вас ждет сюрприз от Зимы и Весны. Как вы думаете, что это? Да, это картины. Рассмотрим ли их?

(Молчаливое рассмотрение картины детьми)

Упражнение «Подзорная труба» .

(воспитатель предлагает взять «подзорные трубы» и внимательно рассмотреть картину)

Воспитатель. Садитесь на стулья и посмотрите на картины внимательно, а помогут нам в этом наши помощники «подзорные трубы»

Беседа по содержанию картины

Воспитатель.

- Какое время года изображено на картине? ( На картине зима. На картине весна.)

- Почему вы думаете, что зима(весна)? (Выпало много снега. Все вокруг начало просыпаться от зимнего сна.)

– Обратите внимание, что изображено вверху картины? ( Мохнатые и грязные облака плывут по небу. Солнце светит но не греет. На чистом, голубом небе ярко сияет солнышко. Перелетные птицы возвращаются домой.)

- Обратите внимание, что изображено слева на картине?

– А дело? (Девочка катается (съезжает) с горки на санках. Мальчик лепит снежную бабу. Мальчик катит колобок из снега, он лепит снежную бабу. Пробиваются первые весенние цветы подснежники.)

– Что вы видите в центре картины? (Мороз сковал реки во льды. Дети катаются на коньках. Дети пускают по рекам бумажные челноки.)

- Давайте дадим имена мальчику и девочкам?

– Как назовем мальчика? Девочку?

– Как вы считаете, дети довольны такой погодой? (Дети довольны, потому, что им весело, они катаются на санках и коньках.)

Воспитатель. Мы хорошо рассмотрели картины, ответили на все вопросы. Поэтому мы уже готовы составить рассказ по картине. А для того, чтобы наш рассказ получился интересным не забудьте:

– Сказать как вы назвали свой рассказ.

- В начале рассказать наступившее время года.

- Далее рассказать об изменениях в природе, которые происходят с приходом Зимы, Весны (солнце, небо, деревья, водоемы)

– Затем, о птицах.

- В конце рассказа расскажите о детях, чем они занимались и о том, какое у детей было настроение.

(Рассказ детей по картине)

Команда зимы. «Волшебница – Зима», «Зимушка – Зима, веселая пора»

Наступила Зима. Укрыла все вокруг белым пушистым снегом. По небу плывут тяжелые мохнатые тучи, а солнце светит и не греет. Деревья и кусты стоят голые и заснеженные в белых снежных шубках и пушистых перчатках. Елки оделись в белые шапки. Лютая, холодная Зима сковала во льды ручейки, озера и реки. Счастливые, радостные дети катаются на коньках, санках, лепят снежную бабу.

Команда Весны. «Красавица – Весна»

Пришла весна. Все вокруг просыпается от зимнего сна. На чистом, голубом небе приветливо сияет солнышко. Под ласковыми, солнечными лучиками на деревьях появляются молодые почки и первые весенние цветы – подснежники. Елки сбросили зимние шапки. Весна растапливает снега и разливает реки. Радостные дети пускают бумажные челноки по ручьям и рекам. Перелетные птицы возвращаются в дом из теплых краев.

IV. Оценочно-контрольная деятельность

Воспитатель. Какие хорошие рассказы у вас получились.

- Так какое, по вашему мнению, время года лучше Зима или Весна? (ответы детей).

Воспитатель. (суммирует). Верно, каждое время года хорошее по своему, каждое необычное и неповторимое. Надеюсь, что Зима с Весной договорятся и скоро к нам придет теплая и солнечная весна. А нам пора заканчивать нашу работу.

– Что вам понравилось сегодня делать?

– Какая задача была трудной? Что было просто?

– Я очень довольна вами. Благодарю вас за усердие и активность. А на память вот в этом волшебном ящике для гостей и детишек вкусненькие гостинцы.