Конспект занятия по развитию речи
во второй младшей группе
на тему: «Весна пришла!»
Цель: Формирование первоначальных представлений об изменениях в природе с приходом весны, развитие речи детей.
Задачи:
Образовательные: знакомить детей с изменениями в природе; закреплять представление о том, что весной солнце не только светит, но и греет; знакомить со свойствами воды.
Развивающие: развивать координацию речи с движением; способствовать усвоению понятия «весна»; развивать память, внимание, связную речь. Упражнять в четком и правильном произношении звуков: а, о, у, и.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Словарная работа: весна, капельки, подснежник, сосулька, тепло, капель.
Материал и оборудование: Магнитная доска (солнце, сосулька, птичка, подснежник, дерево ель, шишки с загадками.
Предварительная работа: прослушивание песен о весне, рассматривание иллюстраций о весне, наблюдения во время прогулок, беседы о весне.
Интеграция: музыка, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, физическая культура.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятия пришли гости! Давайте с ними поздороваемся!
Дети: здравствуйте!
Воспитатель: Ребят сегодня у нас с вами занятие по развитию речи, мы будем много беседовать(разговаривать), предлагаю вам сделать гимнастику для нашего язычка.
Артикуляционная гимнастика
ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щеки)
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щеки)
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (улыбка, поворот головы вправо, влево)
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы вытянуты)
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ. (улыбка)
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ. (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Молодцы, ребята, вот мы с вами поиграли с нашим язычком, теперь он довольный и веселый!
Дети, послушайте-ка.
За окном шумит листва, дружно скажем а-а-а. Тихо сели на траву, повторяем у-у-у. Нам на травушке тепло, повторяем о-о-о-о. Прилетели соловьи, дружно скажем и-и-и. (Индивидуально спросить 3-4 детей)
–Что можно сказать об этих звуках? (Звуки эти можно петь)
Ребята, давайте прогуляемся.
(обойти вокруг ели)
ШУМОВОЙ ЭФФЕКТ (КАПЛИ).
Воспитатель: что это тут у нас капает, пойдемте посмотрим!
Идут к окну, где висит солнце и сосульки.
Воспитатель: смотрите! Что это так ярко светит?
Дети: Солнце!
Воспитатель: Протяните ручки, чувствуете, как тепло. А как вы думаете, почему стало тепло?
Дети: Солнышко греет!
Воспитатель: Ребята, а какое оно – солнце?
Дети: Доброе, ласковое, жаркое, желтое, круглое, горячее, яркое…
Воспитатель: что это такое висит, да еще и капает?
Дети: это сосулька!
(Достаю настоящую сосульку)
Воспитатель: А сосулька какая?
Дети: Холодная, длинная, короткая, прозрачная, мокрая…
Воспитатель: А почему же она капает? (сосулька капает на тарелку)
Дети: потому что солнышко греет, а сосулька тает!
Воспитатель: правильно, сосулька растаяла и превратилась в воду, если воду заморозить в морозильнике или вытащить на улицу на холод она опять превратиться в лед.
Воспитатель: ничего не понимаю… Солнце греет, сосулька капает, снег тает… А что, зима уже закончилась?
Дети: да!
Воспитатель: А какое сейчас время года?
Дети: Весна!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это весеннее дерево, уже листочки распустились на деревьях! А наша елочка всю зиму с нами пробыла и теперь очень радуется солнышку и капели.
Давайте встанем и разомнем наши ножки и ручки.
Физминутка «Весна» (разучивание)
Весна идет, Шаги на месте
Весна поет, «Дудочка» руками
Весна согревает, потянуться к «солнышку»,
погладить себя обнимающими движениями
Весна убирает, «Подметаем»
Листья распускает, делаем «бутон» руками
Птички прилетают, Движения руками-«летят»
С солнышком танцуют, кружатся
И цветы рисует. «Рисуют»
Елочка всю зиму охраняла наши шишечки, от снега и ветра. Давайте, посмотрим, что же у нас за шишечки.
(На каждой шишке по загадке)
Ответы клеить на доску.
• Светит, сверкает, всех согревает. (солнце)
• Пробивается росток, удивительный цветок. Из-под снега вырастает, солнце глянет — расцветает. (подснежник)
• Зацепилась за карниз и растет, как шишка, вниз. (сосулька)
• Кто вернулся из теплых стран? (Птицы)
• Зимой белый, летом серый, скачет по дорожке? (Заяц)
• Кто всю зиму спит в берлоге? (Медведь)
Воспитатель: вот как здорово! Посмотрите, какая картина у нас получилась! Когда это все появляется?
Дети: весной!
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо отвечали на вопросы!
Наше занятие заканчивается. Вы все меня порадовали. А весна с нами не прощается, ее следы мы будем замечать везде. Согласны?
Попрощаемся с нашими гостями. До свидания!