СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию устной речи "Декабрь - первый месяц зимы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Декабрь - первый месяц зимы"

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию устной речи "Декабрь - первый месяц зимы"»























Конспект занятия по развитию устной речи

на тему «Декабрь – первый месяц зимы»





































Тема: «Декабрь – первый месяц зимы»

Цель: обобщение знаний обучающихся о первом зимнем месяце - декабре.

Задачи:

Образовательные: уточнить и расширить знания о времени года, о сезонном изменении в природе в декабре.

Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной речи, внимания, памяти, мышления.

Воспитательные: воспитание бережного отношения к природе.



Оборудование: иллюстрация зимы, признаков зимы, вата для дыхательной гимнастики, мяч для игры.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Вот уже звенит звонок, начинается урок.

Ровно, правильно сиди, всё ль готово, погляди.

Ноги правильно поставь, разговоры все оставь.

-Ребята, какой сейчас урок?

-Чем мы занимаемся на уроках развития речи? На уроках развития речи мы с вами учимся четко и правильно рассказывать о предметах, явлениях природы.

-Сейчас мы проверим, какое у вас настроение. Если у вас хорошее настроение – то возьмите жёлтую снежинку, если не очень хорошее – то зелёную, а если совсем плохое – то синюю.

II. Зарядка для язычка.

Учитель: Повторим чистоговорки:

Ок –ок – ок – выпал снежок.

Ул – ул – ул – ветер подул.

Ели – ели – ели – птицы улетели.

Оз – оз – оз – пришёл мороз.

Ма – ма – ма – наступила зима.

-А сейчас выполним дыхательные упражнения:

«Вьюга»

Вдох носом, пауза, на выдохе произносим [у] от тихого звучания к громкому.

«Снежинки»

Как подул Дед Мороз —

В воздухе морозном

Полетели, закружились

Ледяные звезды.

III. Введение в тему.

Учитель: Ребята, отгадайте загадку.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

(зима).

Учитель: По каким признакам мы узнаём, что наступила зима?

Учитель: Посмотрите, какой день изображён на картине?

Учитель: Какие деревья?

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

«Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Месяц кончится и вот –

Мы встречаем Новый год» (декабрь)



Что же это за месяц такой, ребята?

Правильно! Вы легко догадались, что сегодня мы поговорим о первом месяце зимы – декабре, поговорим об изменениях в погоде, природе и в жизни людей.



IV. Работа по теме урока.

-Представьте, что мы идём по зимним улицам. Что же у нас под ногами? Правильно, снег. -Что мы можем сказать про снег, какой он бывает? (белый, пушистый, хрустящий, холодный, легкий)

-Что делает снег? (идет, падает, кружится, ложится, летает ).

-Каким бывает снег в морозную погоду? (скрипучий)

-А вы знаете почему снег скрипит?

-А когда снег бывает мокрым? (когда на улице оттепель, тогда из снега хорошо лепить снеговика и снежную крепость) (что такое оттепель? Это тёплая погода (зимой, ранней весной) с таянием снега, льда)

-А какой снег сегодня? 

-Какое небо? (пасмурное, низкое)

-Светит ли солнышко?

-А дует ли сильный ветер?

-Какие наблюдательные, молодцы!



V.Пальчиковая гимнастика


Раз, два, три, четыре,                                 Загибаем пальчики по одному

Мы с тобой снежок лепили,                      «Лепим» двумя руками

Круглый, крепкий,                                      Чертим руками круг 

Очень гладкий,                                            Одной рукой гладим другую 

И совсем, совсем не сладкий.


Работа в тетрадях

Записать число и тему урока в тетрадь.

Учитель: Назовите зимние месяцы

Ученик: Декабрь, январь, февраль.

Учитель: Запишите названия месяцев в тетрадь.

-А сейчас, нарисуйте снежинку в своих тетрадках.

Учитель: Как люди приготовились к зиме? (Показ картины)

Ученик: Утеплили помещения, скотные дворы, заготовили дрова на зиму.

Учитель: Рассмотрите картину и расскажите как звери и птицы приготовились к зиме? (Показ картины)

Учитель: Как птицы приготовились к зиме?

Ученик: Перелётные птицы улетели на юг, зимующие птицы слетаются поближе к жилью человека.

Учитель: Почему они слетаются поближе к жилью человека?

Ученик: В лесах нет корма, спасаются от холода.

Учитель: А как мы можем помочь птицам?

Ученик: Сделать кормушки, подкармливать птиц.

Учитель: Почему мы называем птиц своими друзьями?

Ученик: Ответы детей.


VI. Физминутка

Мы  зимой в снежки играем

По сугробам мы шагаем

И на лыжах мы бежим

На коньках по льду скользим

И снегурку лепим мы

Гостью-зиму любим мы.



VI. Фонетическая зарядка:

Учитель: Изобразите голосом звук звенящих сосулек з – з – з

шум холодного ветра с – с – с

шум метели ш – ш – ш

Учитель: Повторите чистоговорку:

Зи – зи – зи – на санках Зину вези.

Ой – ой – ой – холодно


VII. Игра с мячом «Подбери признак»

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Мы будем с вами подбирать признаки к словам.

Зима (какая?) холодная, морозная, снежная

Лёд (какой?) гладкий, блестящий, скользкий

Снег (какой?) белый, легкий, пушистый

Снежинки (какие?) холодные, хрупкие, легкие

Сосулька (какая?) твердая, холодная, острая

VIII. Итог урока

Ребята, что изменилось в природе с приходом зимы?

Учитель: О каком времени года мы говорили на уроке? (Слайд)

Ученик: О зиме.

Учитель: Назовите зимние месяцы.

Ученик: Декабрь, январь, февраль