СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Звук [Ы] и буква «Ы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе «Звук [Ы] и буква «Ы»»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе

«Звук [Ы] и буква «Ы»

Тема«Звук [ы] и буква ы»

Цели:

Уточнить артикуляцию звука [ы];

Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;

Познакомить детей с образом буквы ы;

Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.

Задачи:

Учить детей выделять звук [Ы].

Определять наличие или отсутствие звука [Ы] в слове.

Совершенствовать умение делить слова на слоги.

Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: набор картинок, буквы на каждого ребёнка, картинки.

Ход занятия:

Вводная часть

1) Дети стоят в кругу с воспитателем.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете какое сейчас время года? (Осень)

Воспитатель: - Какой месяц? (Ноябрь)

Воспитатель: - Какое сегодня число? (23)

Воспитатель: - А день недели? (Понедельник)

Воспитатель: - Чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи?

(Учимся красиво говорить, правильно согласовывать слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки).

Воспитатель: - А для чего мы учим буквы

Ответы детей: для того, чтобы научиться читать.

Воспитатель: - Правильно, чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.

Воспитатель: - Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?

Ответы детей: Да, хотим.

Воспитатель: - Звук [ы] – гласный.

Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:

Воспитатель: - Будем хлопать мы в ладоши, если звук услышим [ы],

На другие звуки – опускаем низко руки и идем по кругу друг за другом.

Выделение звука [ы] из ряда гласных звуков: у, а, э, ы, о, у, и, ы.

Основная часть

Воспитатель: – А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]?

 Ответы детей.

Воспитатель: - Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].

Воспитатель: - Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.

На столе разложены картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки, называют, что на них изображено, выделяя голосом звук [ы].

Игра «Чудесные превращения» 

Давайте с Вами попробуем превратиться в разных зверей, я Вам буду говорить зверей, а Вы все будете показывать, то животное какое я назову, готовы?

Ответы детей.

Дилы-дилы-дилы – появились (крокодилы)

Дети изображают охотящегося крокодила.

Афы-афы-афы – жуют листики (жирафы)

Дети тянутся вверх, изображая жирафов.

Ны-ны-ны – водой брызгают (слоны).

Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются.

Яны-яны-яны – по веткам скачут (обезьяны).

Дети изображают скачущих обезьян.

Игра «Во множественном числе»

Воспитатель: - У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.

Воспитатель: - У его соседей сад, у звука [ы] – сады (пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).

Воспитатель: - У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.

Воспитатель: -). И дома у звука [ы] не комната, а (комнаты, не диван, а (диваны).

Воспитатель: - На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы, не овца, а (овцы, не коза, а (козы

Воспитатель: - Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.

Физминутка:

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Раз, два - выше голова.

Три, четыре - руки шире.

Пять, шесть - всем присесть.

Семь, восемь - встать попросим.

Девять, десять - И работать продолжаем

Воспитатель: - С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).

Воспитатель: - Я вам покажу знак, которым обозначается звук – это буква ы (показ буквы).

Воспитатель с детьми рассматривает букву.

Воспитатель: - Возьмите все свою букву ы. Из каких элементов состоит буква ы(Две палочки, полукруг).

Воспитатель: - А палочки одинаковые или разные?

Игра «Найди лишний предмет».

На доске появляются изображения предметов: рыбы, чебурашка, мишка, слоны, мыши, мяч, малыш. Детям предлагается оставить только те предметы, в названии которых есть звук [Ы], остальные убрать.

Проверить правильность.

А теперь давайте немного попишем в наших тетрадках, но сначала мы напишем букву Ы в воздухе, затем открываем наши тетради на стр. берем в руку карандаш и начинаем прописывать букву ы. (напоминая как пишется ы - Две палочки, полукруг).

Воспитатель: - Ребята давайте немного отдохнем и я Вам загадаю загадки

1. Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло).

2. Деревянных два коня

Вихрем мчат с горы меня.

У коней обычай свой:

Летом спят, бегут зимой. (Лыжи).

3. Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы).

4. Вильнет хвостом туда-сюда

И нет ее, и нет следа. (Рыба).

5. Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки. (Мышка).

6. Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес

- И исчез. (Дым)

Подведение итога занятия.

- Что на занятии вас сегодня понравилось?

- На следующем занятии, с каким звуком и буквой вы хотели бы познакомиться?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!