Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе
«Звук [Ы] и буква «Ы»
Тема: «Звук [ы] и буква ы»
Цели:
Уточнить артикуляцию звука [ы];
Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;
Познакомить детей с образом буквы ы;
Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.
Задачи:
Учить детей выделять звук [Ы].
Определять наличие или отсутствие звука [Ы] в слове.
Совершенствовать умение делить слова на слоги.
Развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: набор картинок, буквы на каждого ребёнка, картинки.
Ход занятия:
Вводная часть
1) Дети стоят в кругу с воспитателем.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете какое сейчас время года? (Осень)
Воспитатель: - Какой месяц? (Ноябрь)
Воспитатель: - Какое сегодня число? (23)
Воспитатель: - А день недели? (Понедельник)
Воспитатель: - Чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи?
(Учимся красиво говорить, правильно согласовывать слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки).
Воспитатель: - А для чего мы учим буквы?
Ответы детей: для того, чтобы научиться читать.
Воспитатель: - Правильно, чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.
Воспитатель: - Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?
Ответы детей: Да, хотим.
Воспитатель: - Звук [ы] – гласный.
Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:
Воспитатель: - Будем хлопать мы в ладоши, если звук услышим [ы],
На другие звуки – опускаем низко руки и идем по кругу друг за другом.
Выделение звука [ы] из ряда гласных звуков: у, а, э, ы, о, у, и, ы.
Основная часть
Воспитатель: – А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]?
Ответы детей.
Воспитатель: - Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].
Воспитатель: - Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.
На столе разложены картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки, называют, что на них изображено, выделяя голосом звук [ы].
Игра «Чудесные превращения»
Давайте с Вами попробуем превратиться в разных зверей, я Вам буду говорить зверей, а Вы все будете показывать, то животное какое я назову, готовы?
Ответы детей.
Дилы-дилы-дилы – появились (крокодилы)
Дети изображают охотящегося крокодила.
Афы-афы-афы – жуют листики (жирафы)
Дети тянутся вверх, изображая жирафов.
Ны-ны-ны – водой брызгают (слоны).
Дети надувают щеки, как бы набирая воду, а затем брызгаются.
Яны-яны-яны – по веткам скачут (обезьяны).
Дети изображают скачущих обезьян.
Игра «Во множественном числе»
Воспитатель: - У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.
Воспитатель: - У его соседей сад, у звука [ы] – сады (пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).
Воспитатель: - У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.
Воспитатель: -). И дома у звука [ы] не комната, а (комнаты, не диван, а (диваны).
Воспитатель: - На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы, не овца, а (овцы, не коза, а (козы
Воспитатель: - Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.
Физминутка:
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Раз, два - выше голова.
Три, четыре - руки шире.
Пять, шесть - всем присесть.
Семь, восемь - встать попросим.
Девять, десять - И работать продолжаем
Воспитатель: - С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).
Воспитатель: - Я вам покажу знак, которым обозначается звук – это буква ы (показ буквы).
Воспитатель с детьми рассматривает букву.
Воспитатель: - Возьмите все свою букву ы. Из каких элементов состоит буква ы? (Две палочки, полукруг).
Воспитатель: - А палочки одинаковые или разные?
Игра «Найди лишний предмет».
На доске появляются изображения предметов: рыбы, чебурашка, мишка, слоны, мыши, мяч, малыш. Детям предлагается оставить только те предметы, в названии которых есть звук [Ы], остальные убрать.
Проверить правильность.
А теперь давайте немного попишем в наших тетрадках, но сначала мы напишем букву Ы в воздухе, затем открываем наши тетради на стр. берем в руку карандаш и начинаем прописывать букву ы. (напоминая как пишется ы - Две палочки, полукруг).
Воспитатель: - Ребята давайте немного отдохнем и я Вам загадаю загадки
1. Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло).
2. Деревянных два коня
Вихрем мчат с горы меня.
У коней обычай свой:
Летом спят, бегут зимой. (Лыжи).
3. Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы).
4. Вильнет хвостом туда-сюда
И нет ее, и нет следа. (Рыба).
5. Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки. (Мышка).
6. Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес
- И исчез. (Дым)
Подведение итога занятия.
- Что на занятии вас сегодня понравилось?
- На следующем занятии, с каким звуком и буквой вы хотели бы познакомиться?