конспект занятия по рисованию для детей старшей группы с ТНР на тему: «Ранняя весна».
Задачи:
1. Учить детей внимательно рассматривать картины, анализировать их («Грачи прилетели» художника А.К. Саврасова, Куинджи «Ранняя весна») ;
2. Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, фантазию, умение замечать изменения в природе.
3.Закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, бегут ручьи, растет трава; возвращаются перелетные птицы);
4. Воспитывать интерес к рисованию, любовь к окружающей природе.
Оборудование: репродукции картин, альбомный лист, краски, кисти, губка.
Ход занятия:
Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения А. Н. Плещеева "Весна":
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!...
- О чем это стихотворение?
- А как вы догадались, что речь идет о весне?
Весна — это время года, когда природа пробуждается. Начинает таять снег, солнечные лучи согревают землю, деревья и воздух. На деревьях набухают почки.
Педагог показывает репродукцию картины Алексея Саврасова "Грачи прилетели». Что вы видите на ней?
На картине художник передал наступление весны и прилет первых птиц — грачей. Кажется, что художник нарисовал зиму, но если рассмотреть картину внимательно становиться понятно, что это ранняя весна. Посмотрите на снег, какого он цвета? Снег потерял свою белизну и стал грязный и серый. На картине с правой стороны видна проталина с водой, на ней уже растаял лёд.
Лучи солнца освещают всю картину.
На переднем плане несколько голых кривых берез, на ветках которых сидят грачи. Грачи - перелетные птицы и если они прилетели, значит, весна точно пришла. Понравилась вам картина?
Вот еще одна картина художника Куинджи «Ранняя весна». Что на ней изображено? Какие краски использовал художник? Почему назвал ее «Ранняя весна»?
Какое настроение появляется при рассматривании этих произведений искусств?
Динамическая пауза: «Весна пришла»
Солнце, солнце высоко ( руки тянем вверх, пальцы развести в стороны)
Нам от солнышка тепло (Легкие поглаживания кистей рук)
Тает снег от лучей, (Плавное опускание рук)
Звонко побежал ручей, (Бег пальчиками по столу).
Вы за ручейком бегите,
Лужи все перешагните, (Удар кулачком об кулачок).
Давайте и мы нарисуем приход весны, как настоящие художники.
Нарисуем голубое небо, яркое тёплое солнце, деревья и проталинки. Располагаем лист А4 горизонтально.
Начнём рисовать с линии горизонта, чуть выше середины листа. Берём толстую кисточку и смешиваем на палитре белую и синюю краску, для получения светло-голубого оттенка. Проводим линию горизонта - выше этой линии небо, а под ней земля. Ведём кисточкой от одного края до другого, закрашивая горизонтальными мазками кисти небо полностью голубым цветом.
Под линией горизонта рисуем землю покрытую снегом, добавим в палитру немного сиреневого цвета - это земля.
Затем берём тонкую кисть и краску чёрного цвета. Начинаем рисовать берёзку, сначала рисуем ствол дерева, не забываем, что у основания дерево толще ,чем у макушки. От середины ствола рисуем тонкие веточки в разные стороны. Возле ствола березы нарисуем проталинки светло-коричневого цвета (землю).
На небе нарисуем белые облака и яркое желтое солнышко. Вот и нарисовали мы приход весны!
Педагог хвалит детей за красивые рисунки.
Итог: любование детскими работами.