Конспект занятия по рисованию «Зимняя сказка» (подготовительная группа)
Цель : закрепить знания детей о пейзаже, совершенствовать навыки детей при выполнении нетрадиционных техник рисования: тампонирование, набрызг; продолжать развивать умение передавать свое эмоциональное отношение, используя средства языковой выразительности; стимулировать развитие творческого мышления.
Ход занятия:
У меня сегодня дети вдруг волшебным стал мой дом
Серебром всё вдруг покрылось, засверкало всё кругом
Вот и я превратилась в зимнюю волшебницу, но у меня нет имени, мне бы хотелось, чтобы у меня имя было связано с каким – либо зимним природным явлением, помогите.
Какие вы знаете зимние природные явления?
Вьюга, метель, мороз, снегопад, поземка, гололед, гололедица, буран
А гололед и гололедица это одно и то же?
Нет, гололедица – это когда лед лежит только на земле, а гололед – это когда лед лежит повсюду и на проводах и на деревьях
Молодцы, перечислили все зимние явления, а теперь придумайте мне имя
Снегопадница, Поземушка, Морозница, Гололедница, Зимавьюга
Интересные вы ребята имена придумали, и сегодня я буду Зимавьюга, очень интересное имя и я вся в снежинках
Проходите в мой дом. Ребята у меня для вас приготовила стихотворение, послушайте его внимательно
Слушают А. С. Пушкин. «Вот север тучи нагоняет…»
О каком времени года идет речь в стихотворении?
А как вы догадались?
Север тучи нагоняет, дохнул, завыл – т.е холодно, брега с недвижною рекою т.е замерзшая, а замерзает река зимой, пухлая пелена т. е снег лежит повсюду, блеснул мороз – стало холодно.
А вы хотели бы попасть в зимний лес? Но для этого нам нужно надеть шапки - невидимки и сказать волшебные слова: Дети изображают, как они надевают шапки-невидимки, закрывают глаза, говорят волшебные слова. В это время педагог открывает стенд с картинами (портреты, натюрморты, пейзажи)
Вот мы с вами в гостях у Зимушки - Зимы. Мы с вами попали в сказочный зимний лес. Посмотрите какие прекрасные картины перед вами, но среди них есть лишние подумайте какие?
Картина под номером №1 это портрет
А что изображают на портретах?
На портретах изображают одного или нескольких людей
А вы догадались, кто нарисовал этот портрет?
Лишняя картина под №3 натюрморт
А какую картину можно назвать натюрмортом?
Картины, на которых изображены, посуда, плоды, цветы, дичь, дары моря, называются натюрмортами.
А кто нарисовал этот натюрморт?
Молодцы. А что объединяет все оставшиеся картины? (ответы детей) Правильно, это пейзажи и время года изображенное на них, это зима.
А что такое пейзаж?
Пейзаж – это изображение природы
А чем отличие этих картин? (ответы детей).
На них изображено разное время суток, и пейзажи есть сельские и природные.
Ребятки, хотите поиграть. Сейчас мы разделимся на команды по три человека в каждой. Первая команда будет составлять летний пейзаж, вторая осенний, третья – зимний, а четвертая – весенний. Дети задание понятно, приступаем.
Сейчас проверим, правильно ли вы выполнили задание. Первая картина это?
– Летний пейзаж
Ребята, посмотрите, что бы изобразить летний пейзаж, какие цвета надо использовать, теплые или холодные?
Надо использовать и теплые, и холодные цвета. Теплым цветом изображены солнце, цветы, бабочки, а холодным небо, трава, деревья
Следующий пейзаж это?
Осенний пейзаж. Здесь в основном используются теплые тона – листва, солнце, кусты.
Следующая картина это?
Зимний пейзаж, при его изображении используются холодные цвета – белый, голубой
И последняя картина это?
Весенний пейзаж, здесь в основном используются холодные цвета – синий, черный, белый
Молодцы ребята, отлично справились с заданием
А сейчас посмотрим картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин. Так о чем же нам рассказал художник?
О зиме в лесу.
Что покорило, удивило и порадовало его?
Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега.
Какой же это лес?
Это старый, дремучий, непроходимый лес.
Почему мы решили, что это старый и дремучий бор?
Ели огромные, с мощными толстыми стволами, ветки начинаются высоко наверху. Это лесные богатыри. - А что мы видим на земле?
Огромные стволы упавших старых деревьев. Кое - где стволы елей уже наклонились, но еще не упали. А есть тут и маленькие елочки и кусты, они чуть виднеются из-под снежной шубы.
А видите ли вы живое существо?
Да, птица на ветке; кажется, что она тоже заснула.
Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, спокойная или громкая, звонкая?
Молодцы, все правильно рассказали, а сейчас немножко разомнемся, вставайте на свободные места.
Физкультминутка «Елочка»
Присаживайтесь за столы
- Сегодня мы с вами побывали в зимнем лесу, любовались зимними пейзажами, а хотелось бы вам его нарисовать.
Да, очень
Фон и деревья у нас уже есть. Осталось нарисовать снег, снег на деревьях и снег который идёт. Мы с вами будем это делать разными способами. Снег на деревьях мы будем рисовать техникой «Тампонирования», а снег который идёт мы нарисуем техникой «Набрызг». Вспомним основные правила этих техник рисования (педагог объясняет техники, показывает). А теперь приступайте к работе и рисуйте каждый свой зимний пейзаж.
В процессе работы педагог помогает советом детям, которые испытывают затруднения. Во время работы звучит спокойная музыка
Итог. Ребята, у вас получились чудесные зимние пейзажи. Давайте все вместе полюбуемся на них (выходят, встают полукругом показывают друг другу и гостям). Ребятки, расскажите о своих пейзажах, какие они получились по настроению, по характеру (рассказывают 2 – 3 ребенка)
У меня получился веселый, зимний пейзаж, так и хочется выбежать на улицу и начать лепить снеговика
А у меня, наоборот, спокойный, тихий, хочется просто сидеть у окна и любоваться, как падает мелкий легкий снег, покрывая землю пушистым одеялом
Ребятки, а как вам удалось сделать такой легкий, пушистый снег?
Такой снег у нас получился, благодаря техникам «тампонирования» и «набрызг»
А сложно было выполнять работу в данной технике, может у кого – то трудности возникли, что – то не получилось?
Ответы детей
Молодцы ребята, очень интересные работы у вас получились!
А можно я свою картину подарю гостям, и я тоже хочу…
Конечно можно (дарят) все уходят