СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия «Путешествие по дорогам сказок» по развитию речи в старшей группе

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок, развитие всех компонентов устной речи детей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия «Путешествие по дорогам сказок» по развитию речи в старшей группе»

Шубная Виктория Федоровна, воспитатель

МДОУ « Детский сад №26 п. Новосадовый

Белгородского района Белгородской области»,

Москвина Татьяна Сергеевна, воспитатель

МДОУ « Детский сад №26 п. Новосадовый

Белгородского района Белгородской области»


Конспект занятия
«Путешествие по дорогам сказок» по развитию речи в старшей группе


Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок, развитие всех компонентов устной речи детей.

Задачи:

Образовательные:

Учить узнавать сказку по иллюстрациям, по фрагменту из текста. Подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде; активизировать словарный запас. Расширить словарный запас. Закрепить название авторских и русских народных  сказок.

Развивающие:

Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения. Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. Развивать связную речь.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к авторским и русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательность;

- развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;

- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам;

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: развитие сенсорных умений – мелкой моторики рук, закреплять знание детей о цвете; формирование знания цифр;

Развитие речи: приобщение к художественной литературе на примере сказок, развитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова;

Социально-коммуникативное развитие: формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Физическое развитие: развитие потребности в двигательной активности;

Художественно-эстетическое развитие: развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений художественного творчества;

Оборудование: Шкатулка, цифры, колокольчик, папка - имитация обложки книги, страницы.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстрации.

Методы и приемы:

Игровой сюрпризный момент, беседа, ответы на вопросы, обращение к опыту детей, чтение отрывка из текста стихотворения, дыхательная гимнастика, словесно – дидактические игры и упражнения; педагогическая оценка, поощрения.

Наглядные:

Демонстрация на экране, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Воспитатель с детьми читают стихотворение:

Придумано кем-то

Просто и мудро:

При встрече здороваться.

– Доброе утро!

– Доброе утро, солнцу и птицам.

– Доброе утро, улыбчивым лицам!

- Я хочу пожелать, чтобы у всех вас обязательно утро было не только добрым, но и интересным.

Воспитатель: (на фоне музыки «Приходите в сказку», дети заходят в группу)

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Мы пожмем друг другу руки

И тепло пойдет по кругу.

Воспитатель: Ребята, вот мы и передали тепло и добро друг другу, а сейчас хочу, чтобы вы поздоровались и передали тепло нашим гостям. Напомните мне, пожалуйста, какое сейчас время года?

(Ответы детей) 

Воспитатель: Правильно, на улице холодно. Но мы передадим тепло теплое и воздушное. У вас есть снежинки, давайте вдохнем в них свое добро  и отправим гостям.

(Дыхательная гимнастика:  Сдуй снежинку)

Воспитатель: Спасибо! Ребята, а вы любите сказки?

Ответы детей.

Воспитатель: А какие бывают сказки?

Ответы детей.

 Воспитатель: Если их написал автор- то это авторские сказки, они могут возникнуть из народных сказок, преданий, легенды и даже из пословицы и детской песенки. Авторская сказка – это та, что написана определенным автором и не подлежит никаким исправлениям.

Давайте вспомним авторские сказки.  Назовите авторские сказки? (А.С.Пушкин – сказка о рыбаке и рыбке; Сказка о спящей царевне; К.И. Чуковский – Путаница; Тараканище; Муха – цокотуха; С.Я.  Маршак – Двенадцать месяцев.)

А еще,  какие сказки  бывают?

Русские народные,  их сочинил народ. Народная сказка – это произведение устного народного творчества, она может иметь много вариантов. 

Воспитатель: А хотите сегодня отправиться  в сказочное путешествие?

Дети: Да! 

Воспитатель:  Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

Воспитатель: А у меня есть колокольчик. И чтобы нам попасть в сказку нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова: Два раза хлопни, Три раза топни, Вокруг себя обернись, И в сказочной стране очутись!

Воспитатель: Ребята: открывайте глазки! Вот мы и в сказке!

Воспитатель: Смотрите, волшебная шкатулка! Вы не приносили ее сюда, кто-то ее забыл?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, рядом с ней книга. Какая она красивая! Давайте ее почитаем, ой, а страниц - то в ней нет.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги?

(Дети рассуждают, высказывают свои предположения)

Воспитатель: Как же нам их найти?  Но, посмотрите в шкатулке здесь конверты, с цифрами. Каждый раз, выполняя задание, мы, наверное, будем находить страницы из книги.

Воспитатель: Вы готовы?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда в путь?

 Воспитатель: Какая первая цифра?

Ответы детей.

Воспитатель: Первое задание: Назовите русские народные сказки.

(Дидактическая игра «Назови русские народные сказки») 

 Воспитатель: Нужно назвать русскую народную сказку, не повторяясь.

Ответы детей.

Воспитатель: Вот мы свами нашли первую страницу книги.

Воспитатель: Готовы продолжать?

Ответы детей.

Воспитатель: Какую следующую цифру берем?

Ответы детей.

Воспитатель: тогда берем цифру 2 и там вот какое задание:

Второе задание: Нам нужно назвать героев сказок, кому нужна помощь.

(словесно – дидактическая игра «Помогите!»)

 «Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»),

«Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»),

«Помогите, я разбила яйцо - не простое, а золотое!» («Курочка ряба»),

 «Помогите, я превратился в козленка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»),

«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»),

«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»),

«Помогите! Я заблудилась в лесу!» («Маша и медведь»),

«Помогите! Моего братца унесли!» («Гуси лебеди»). 

Воспитатель: Какие молодцы! А вот еще страничка нашлась. Спасибо! Вы помогли героям сказок!

Воспитатель: Какую следующую цифру берем?

Ответы детей.

Воспитатель: Берем цифру 3 и там вот какое задание: «Поиграйте».

Игра называется «По дорогам сказок» - викторина, будьте внимательны.

( показ презентации:  Викторина «По дорогам сказок»)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, вот у нас нашлась еще одна страница! Мы почти собрали нашу книгу. Не хватает всего одной страницы.

А я вам предлагаю немного подвигаться.

 Разминка «Гномик»

Гномик по лесу гулял,

(ходьба на месте)

Колпачок свой потерял.

(ищем пропажу, наклоны)

Колпачок был непростым

Со звоночком золотым.

(хлопки в ладоши)

Гному кто точней подскажет

(прыжки на месте)

Где искать ему пропажу?

(ходьба на месте).

Воспитатель: Немного отдохнули! Подскажите, пожалуйста, какую следующую цифру берем?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в конверте с цифрой 4 лежит что-то.

Как вы думаете что это?

Воспитатель: Правильно, разрезные картинки сказок, которые надо собрать.

(«Собрать сказку»)

Воспитатель: Вы молодцы со всеми заданиями справились. И нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы вернуться в детский сад, нам нужно выучить  пальчиковую  гимнастику.

Будем пальчики считать, (сжимают и разжимают кулачки)

Будем сказки называть.

Рукавичка, Теремок, (загибают пальчики по одному)

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад. (хлопают в ладоши на каждое слово)

Воспитатель: Ребята, пора в детский сад, нам нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова: Два раза хлопни, Три раза топни, Вокруг себя обернись, И в детском саду очутись!

Воспитатель: Вот мы снова в детском саду!

Воспитатель: Скажите, понравилось вам путешествовать? А что вам понравился больше всего!

Ответы детей.

Воспитатель: Мне тоже очень понравилось наше путешествие, мы собрали замечательную книгу, вы справились со всеми заданиями, и теперь мы сможем каждый вечер ее читать. Вы были очень внимательными, активными.  За то, что вы сегодня помогли сказочным героям, я вам дарю сказки-раскраски.