Шубная Виктория Федоровна, воспитатель
МДОУ « Детский сад №26 п. Новосадовый
Белгородского района Белгородской области»,
Москвина Татьяна Сергеевна, воспитатель
МДОУ « Детский сад №26 п. Новосадовый
Белгородского района Белгородской области»
Конспект занятия
«Путешествие по дорогам сказок» по развитию речи в старшей группе
Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок, развитие всех компонентов устной речи детей.
Задачи:
Образовательные:
Учить узнавать сказку по иллюстрациям, по фрагменту из текста. Подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде; активизировать словарный запас. Расширить словарный запас. Закрепить название авторских и русских народных сказок.
Развивающие:
Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения. Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. Развивать связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к авторским и русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательность;
- развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;
- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам;
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: развитие сенсорных умений – мелкой моторики рук, закреплять знание детей о цвете; формирование знания цифр;
Развитие речи: приобщение к художественной литературе на примере сказок, развитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова;
Социально-коммуникативное развитие: формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
Физическое развитие: развитие потребности в двигательной активности;
Художественно-эстетическое развитие: развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений художественного творчества;
Оборудование: Шкатулка, цифры, колокольчик, папка - имитация обложки книги, страницы.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстрации.
Методы и приемы:
Игровой сюрпризный момент, беседа, ответы на вопросы, обращение к опыту детей, чтение отрывка из текста стихотворения, дыхательная гимнастика, словесно – дидактические игры и упражнения; педагогическая оценка, поощрения.
Наглядные:
Демонстрация на экране, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
Воспитатель с детьми читают стихотворение:
Придумано кем-то
Просто и мудро:
При встрече здороваться.
– Доброе утро!
– Доброе утро, солнцу и птицам.
– Доброе утро, улыбчивым лицам!
- Я хочу пожелать, чтобы у всех вас обязательно утро было не только добрым, но и интересным.
Воспитатель: (на фоне музыки «Приходите в сказку», дети заходят в группу)
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руки
И тепло пойдет по кругу.
Воспитатель: Ребята, вот мы и передали тепло и добро друг другу, а сейчас хочу, чтобы вы поздоровались и передали тепло нашим гостям. Напомните мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, на улице холодно. Но мы передадим тепло теплое и воздушное. У вас есть снежинки, давайте вдохнем в них свое добро и отправим гостям.
(Дыхательная гимнастика: Сдуй снежинку)
Воспитатель: Спасибо! Ребята, а вы любите сказки?
Ответы детей.
Воспитатель: А какие бывают сказки?
Ответы детей.
Воспитатель: Если их написал автор- то это авторские сказки, они могут возникнуть из народных сказок, преданий, легенды и даже из пословицы и детской песенки. Авторская сказка – это та, что написана определенным автором и не подлежит никаким исправлениям.
Давайте вспомним авторские сказки. Назовите авторские сказки? (А.С.Пушкин – сказка о рыбаке и рыбке; Сказка о спящей царевне; К.И. Чуковский – Путаница; Тараканище; Муха – цокотуха; С.Я. Маршак – Двенадцать месяцев.)
А еще, какие сказки бывают?
Русские народные, их сочинил народ. Народная сказка – это произведение устного народного творчества, она может иметь много вариантов.
Воспитатель: А хотите сегодня отправиться в сказочное путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
Воспитатель: А у меня есть колокольчик. И чтобы нам попасть в сказку нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова: Два раза хлопни, Три раза топни, Вокруг себя обернись, И в сказочной стране очутись!
Воспитатель: Ребята: открывайте глазки! Вот мы и в сказке!
Воспитатель: Смотрите, волшебная шкатулка! Вы не приносили ее сюда, кто-то ее забыл?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, рядом с ней книга. Какая она красивая! Давайте ее почитаем, ой, а страниц - то в ней нет.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги?
(Дети рассуждают, высказывают свои предположения)
Воспитатель: Как же нам их найти? Но, посмотрите в шкатулке здесь конверты, с цифрами. Каждый раз, выполняя задание, мы, наверное, будем находить страницы из книги.
Воспитатель: Вы готовы?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда в путь?
Воспитатель: Какая первая цифра?
Ответы детей.
Воспитатель: Первое задание: Назовите русские народные сказки.
(Дидактическая игра «Назови русские народные сказки»)
Воспитатель: Нужно назвать русскую народную сказку, не повторяясь.
Ответы детей.
Воспитатель: Вот мы свами нашли первую страницу книги.
Воспитатель: Готовы продолжать?
Ответы детей.
Воспитатель: Какую следующую цифру берем?
Ответы детей.
Воспитатель: тогда берем цифру 2 и там вот какое задание:
Второе задание: Нам нужно назвать героев сказок, кому нужна помощь.
(словесно – дидактическая игра «Помогите!»)
«Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок»),
«Помогите! Нас хочет съесть серый волк!» («Волк и семеро козлят»),
«Помогите, я разбила яйцо - не простое, а золотое!» («Курочка ряба»),
«Помогите, я превратился в козленка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»),
«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя»),
«Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк»),
«Помогите! Я заблудилась в лесу!» («Маша и медведь»),
«Помогите! Моего братца унесли!» («Гуси лебеди»).
Воспитатель: Какие молодцы! А вот еще страничка нашлась. Спасибо! Вы помогли героям сказок!
Воспитатель: Какую следующую цифру берем?
Ответы детей.
Воспитатель: Берем цифру 3 и там вот какое задание: «Поиграйте».
Игра называется «По дорогам сказок» - викторина, будьте внимательны.
( показ презентации: Викторина «По дорогам сказок»)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, вот у нас нашлась еще одна страница! Мы почти собрали нашу книгу. Не хватает всего одной страницы.
А я вам предлагаю немного подвигаться.
Разминка «Гномик»
Гномик по лесу гулял,
(ходьба на месте)
Колпачок свой потерял.
(ищем пропажу, наклоны)
Колпачок был непростым
Со звоночком золотым.
(хлопки в ладоши)
Гному кто точней подскажет
(прыжки на месте)
Где искать ему пропажу?
(ходьба на месте).
Воспитатель: Немного отдохнули! Подскажите, пожалуйста, какую следующую цифру берем?
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в конверте с цифрой 4 лежит что-то.
Как вы думаете что это?
Воспитатель: Правильно, разрезные картинки сказок, которые надо собрать.
(«Собрать сказку»)
Воспитатель: Вы молодцы со всеми заданиями справились. И нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы вернуться в детский сад, нам нужно выучить пальчиковую гимнастику.
Будем пальчики считать, (сжимают и разжимают кулачки)
Будем сказки называть.
Рукавичка, Теремок, (загибают пальчики по одному)
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад. (хлопают в ладоши на каждое слово)
Воспитатель: Ребята, пора в детский сад, нам нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова: Два раза хлопни, Три раза топни, Вокруг себя обернись, И в детском саду очутись!
Воспитатель: Вот мы снова в детском саду!
Воспитатель: Скажите, понравилось вам путешествовать? А что вам понравился больше всего!
Ответы детей.
Воспитатель: Мне тоже очень понравилось наше путешествие, мы собрали замечательную книгу, вы справились со всеми заданиями, и теперь мы сможем каждый вечер ее читать. Вы были очень внимательными, активными. За то, что вы сегодня помогли сказочным героям, я вам дарю сказки-раскраски.