2. Проверка домашнего задания, воспроизведе-ние и коррекция опорных знаний учащихся | 1. Беседа: Какие органы имеет растение? Какой орган нами уже изучен? Какой орган растения начали изучать? Что называют побегом? Где природа спрятала миниатюрный побег? 2. Работа по таблице - Докажите, что почка - видоизмененный побег. В какой почке нет зачаточных листьев? А почему? | - краткие ответы - корень и побег - корень - побег - стебель, несущий почки и листья - в почке - (показ по таблице) в почке сеть зачаточный стебель, зачаточные листья, зачаточные почки - в генеративной - в ней есть зачаточный бутон. Вывод: листья развиваются из вегетативной почки | 3 мин. |
5. Введение новых знаний, осмысление связей и отношений в объекте изучения | Греческий ученый Теофраст, друг Аристотеля около 300 лет до н.э., задался вопросом: «Зачем растениям листья? Неужели чтоб украшать ветвь пальмы, винограда, левкоя?» Именно с Теофраста началось изучение листа. 1. Теперь вы, жители 21 века, что можете сказать о значении листа? Заполните схему: (сл. 4) -Что же узнали люди о внешнем строении листа со времен Теофраста? Строение листовой пластинки. 3. Листорасположение. ( самостоятельная работа с учеб. §23 1, 2, 3статьи и рисунки 78,79, 80, 81,82 стр.105-107) 4. Жилкование. Определите тип жилкования листьев. ( см. рис. 82 с. 107) 5. Природа создала много «загадок», которые человечество постепенно отгадывает. Для вас «загадки от природы» - в конвертах под номерами. ( работа с наглядным природным материалом как раздаточным материалом) 6. Можно ли определить класс, к которому относятся растения? Разделите листья растений на две группы. Работа в рабочей тетради - Но природа не может без некоего лукавства: 2 растения являются исключением из этого правила. Почему? ( сл. 5) {5} 7. Любой лист имеет свои индивидуальные характеристики. Описание листа включает следующие параметры. Дадим характеристику листа березы бородавчатой. Все листья собраны с одного дерева. 8. Симметрия листа. Обратите внимание на симметрию листовой пластинки. Такая симметрия называется билатеральной. Внимательно рассмотрите обе половинки и сравните их. Выявим отличия. Ученые для сравнения частей листа выделили пять параметров. В чем причина таких отличий? При нормальных условиях их уровень минимален, возрастая при любом стрессирующем воздействии, что и приводит к увеличению асимметрии. Такие различия обычно являются результатом ошибок в ходе развития организма. Исследования симметрии листа помогают установить степень загрязнения окружающей среды. В экологии такое изучение называется биоиндикацией. Биоиндикация - метод оценки изменений в среде при помощи биологических объектов. Организмы или сообщества организмов по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде, называются биоиндикаторами. С помощью биоиндикаторов можно обнаруживать места скоплений в экологических системах различного рода загрязнений, а также проследить скорость происходящих в окружающей среде изменений. Основой задачей биоиндикации является разработка методов и критериев, которые могли бы диагностировать ранние нарушения в наиболее чувствительных компонентах природных сообществ | - в тетради: (см. вступление к §23) - индивидуальная работа учащихся с текстом и рисунками учебника Работа учащихся с гербариями, таблицами Раб. тетрадь зад. №76 Раб тетрадь зад. №77 Работа учащихся с гербариями, таблицами №1 листья дуба - сетчатое жилкование №2 листья клена - сетчатое жилкование №3 листья ландыша - дуговое жилкование №4 листья тростника – параллельное жилкование - Можно! Растения с сетчатым жилкованием листа относятся к классу двудольные, а с линейным и дуговым - к классу однодольные. - Клен и дуб - относятся к классу двудольные (сетчатое жилкование), а тростник и ландыш – к классу однодольных (параллельное и дуговое жилкование листа) Вывод: жилкование листа позволяет определить систематическую группу, к которой можно отнести растение (показ по таблице «Классификация покрытосеменных»). - подорожник- жилкование листа дуговое, а 2 семядоли в зародыше. Вороний глаз- жилкование сетчатое, а 1 семядоля. (показ по т. «Классификация покрытосеменных») количество листовых пластинок (простой или сложный) тип листа, способ прикрепления листа (черешковый или сидячий) тип жилкования (перистое, пальчатое, дуговое или параллельное) тип листовой пластинки по форме тип листа по отношению длины и ширины тип листовой пластинки по краю Лист простой черешковый перистое жилкование лист яйцевидный листовая пластинка цельная пильчатый край листовой пластинки. У двух частей много сходства, но они не являются копией. Ширина половинок, длина жилок, расстояние между жилками и т. д. Учащиеся измеряют данные параметры, результаты записываем в общую таблицу на доске. Анализ результатов. Вывод: величины параметров правой и левой половинок листа отличаются. Учащиеся высказывают разные предположения о причинах отличия. | 25 мин. |