Конспект занятия в средней группе
« Экологическая тропа»
Воспитатель: Ребята! Я очень люблю путешествовать, а вы любите? У нас с вами сегодня будет необычное путешествие. Вы хотите узнать, какое путешествие нас ждет?
Дети: да
Воспитатель: А пройдемся мы сегодня с вами по нашей экологической тропе. Как вы думаете, что такое экологическая тропа?
Дети: на ней растут деревья и цветы.
Воспитатель: А вы любите тайны? Сегодня я покажу и раскрою вам некоторые тайны природы. Дети, а вы знаете, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Вот мы на экологической тропе. Хочу у вас узнать, что вы знаете об осени.
- Осенью растут грибы?
-Тучи солнца закрывают?
-Колючий ветер прилетает?
-Заморозки осенью бывают?
-Ну а птицы гнезда вьют?
- Бабочки порхают?
-Зверьки норки закрывают?
-Урожай все собирают?
-Птичьи стаи улетают?
-Солнце светит очень жарко?
-Часто-часто льют дожди?
-Можно детям загорать?
-Пора шапки надевать?
Воспитатель: А вот сейчас я вас познакомлю с первой тайной, ребята, вы знаете, что листья умеют разговаривать? Нет, тогда я предлагаю подслушать их разговор.
Воспитатель: Дети, а как вы узнали, что это береза?
1ребенок: у березы ствол белый с черным рисунком.
2 ребенок: березка очень красивая на ней висят сережки.
Дети: желтого и зеленого цвета!
Воспитатель: Молодцы, а что не дает дереву упасть?
Дети: Дереву не дает упасть корень, который находится глубоко в земле.
Воспитатель: Молодцы, а сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, о каком дереве в ней говорится.
Угадать ее несложно.
Только будьте осторожны!
Вся она в иголках!
Но не ежик – (Елка).
Воспитатель: Как вы узнали, что это елка? Какая она?
Дети: Ёлка колючая, пушистая, зеленая.
Воспитатель: Скажите мне, почему елку нельзя рубить? (потому что зверям и птицам негде будет жить и добывать еду).А какую елку можно рубить?
Какой мы можем сделать вывод: что молодые елки рубить нельзя они приносят пользу.
Физкультминутка:
Листопад, листопад,
Листья желтые летят,
Собирайтесь, не ленитесь (сбегаются в круг и улыбаются друг другу,
И друг другу улыбнитесь.
Листья желтые летят,
Словно зонтики кружат
Ветер дунул: раз-два-три,
Оторвались от земли (разлетелись в разные стороны,
И взлетели высоко,
Но до неба далеко.
Покружились и опять
Опустились наземь спать (садятся на корточки).
Воспитатель: ну что, отдохнули, продолжаем наше путешествие, ведь нас ждет много тайн еще не разгаданных?
Воспитатель: А вот еще дерево. (Показывает на рябину). Кто знает, как оно называется?
Дети: рябина!
Воспитатель: правильно. Как вы догадались, что это рябина?
Дети: На этом дереве красные ягодки.
Воспитатель: Молодцы, осенью на рябине, висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягодки очень любят птицы.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины.
они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.
Как вы думаете, какие ягоды на вкус?
Воспитатель: Ягоды сладковато – горьковатые, но после мороза ягоды будут вкуснее и ими с удовольствием полакомятся синички.
Воспитатель: Продолжаем наш путь? Кто знает, что такое пень?
Дети: Дерево срубили, и остался пенек.
Воспитатель: Посмотрите, правильно, когда то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, а затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, в пне кто – ни будь, живет?
Дети: В пне живут жучки, муравьи.
Воспитатель: В пне прячутся маленькие букашки и жучки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом.
2. «Птичья столовая».
Воспитатель:
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
Дети: Кормушка
Воспитатель: Молодцы! Правильно, это кормушка. А для кого эта кормушка?
Дети: Эта кормушка для птиц.
Воспитатель: Скоро придет зима, на улице станет холодно и выпадет много снега, птицам трудно будет найти корм, нужны кормушки
Воспитатель: Ребятки, а кто мне скажет, какие птицы прилетают на кормушку?
Дети: Воробей, синичка, голубь, ворона, снегирь.
Воспитатель: Как одним словом можно назвать птиц, которые остаются зимовать у нас?
Что любят кушать эти птички?
Дети: Зернышки, семечки, хлебные крошки.
Воспитатель: До свидания Каркуша!
А сейчас мы все полетаем как птички. Но будьте осторожны, неподалеку гуляет кошка!
Подвижная игра «Птички и кошка».
«На кормушке под окном
Было тесно зимним днем.
Мимо кошка пробежала-
На кормушке пусто стало…
Где же вы, синички,
Бойкие сестрички?
Воспитатель: Ну, что же, нам пора идти дальше.
3. «Зеленая аптека»
Воспитатель: Сегодня дети я предлагаю вам отправиться в царство растений, но не простых целебных, а что это за растения вы узнаете отгадав загадки:
«Стоят в поле сестрички,
Желтый глазок, белые реснички».
(ромашки)
«Ноготок короток,
А сквозь землю прошел,
Шапку золото нашел».
(Календула)
«Каждый лист мой любит тропки у обочины дорог,
Он однажды людям добрым,
Раны вылечить помог»
(подорожник).
Воспитатель: Скажите мне, как называют эти растения?
Дети: Лечебные травы.
Воспитатель: Значит, на мы станции«Зеленая аптека».
Как вы думаете, для чего нужны эти растения человеку?
Дети: Чтобы лечить разные болезни.
Воспитатель: Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
А какие вы знаете лекарственные растения, может вас тоже лечила ими мама или бабушка?
Дети: тысячелистник, крапива, мята, валерьяна и т. д.
—Ребята, какая трава растет вдоль дорог?
Дети: Это подорожник!
Воспитатель: Его называют зеленым бинтом. Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника и приложи к ране.
—А какую лекарственную траву узнает и слепой?
Дети: Крапиву.
Воспитатель: Крапива богата полезными витаминами, в ней содержатся вещества, убивающие микробы. Она является кровоостанавливающим средством.
Воспитатель: Мы на станции «Бабушкин огород». Что такое огород?
Воспитатель: Огород- это огражденное место, где выращивают овощи, фрукты и ягоды.
Но наш огород совсем опустел. Почему?
Воспитатель: Да, правильно. Сотрудники нашего детского сада уже все собрали.
— Какие овощи росли в нашем огороде?
Дети: свекла, капуста, огурцы, помидоры, кабачки, морковь.
Воспитатель: Когда нужно сеять семена?
Дети: Весной.
Воспитатель: А сейчас можно?
Дети: Нет, уже холодно, растения замерзнут.
—А нам пора отправляться дальше.
Воспитатель: Как вы думаете, осенью можно купаться?