СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия в старшей группе на тему "Зимующие птицы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе на тему "Зимующие птицы"»

Конспект НОД по ФЦКМ на тему «Зимующие птицы» для детей старшей группы



Цель НОД:

  • Уточнение и расширение знаний детей о зимующих птицах.

Задачи НОД:

  • Закреплять знания о зимующих птицах;

  • Продолжать учить детей различать зимующих и перелетных птиц;

  • Продолжать учить детей узнавать птиц по внешнему виду;

  • Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц;

  • Расширять и активизировать словарь по теме « Зимующие птицы»;

  • Создать условия для развития мышления, памяти, воображения;

  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

  • воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

  • вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;

  • воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, товарищей, оценивать и дополнять ответы.

Методическое обеспечение:

Магнитофон и диск с записью голосов зимующих птиц; цветные картинки с изображением зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, свиристель, клест, дятел); поднос с семенами подсолнечника, пшено, хлебные крошки; разрезанные картинки с изображением птиц, раскраски с птицами.

Интеграция образовательных областей:

ОО « Социально-коммуникативное развитие» - умение договариваться и работать в паре; воспитывать доброе отношение к природе.

ОО « Речевое развитие» - знакомство со стихотворениями о птицах; закреплять умение слушать и отгадывать загадки; совершенствование грамматического строя речи; слуховое восприятие детей.

ОО» Познавательное развитие» - закрепление знаний о зимующих птицах; развитие умения узнавать, сравнивать, называть разных птиц, выделяя общее и различия в окраске, строении, поведении, способе добывания пищи.

ОО « Художественно – эстетическое развитие» - приобщать к музыкальному искусству.

ОО «Физическое развитие» - формировать у детей потребности в двигательной активности; сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей».

Словарная работа: существительные – снегирь, синица и т.д. , корм, зерно, семена, оперенье; прилагательные – насекомоядные, зерноядные, белобокая, красногрудый, длиннохвостая; глаголы – каркает, свистит, трещит, чирикает, воркует.

Сюрпризный момент: Письмо с заданиями от Сороки.

Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, физкультурная минутка - что помогло детям расслабиться и повысить эмоциональный настрой.

Ход НОД

Привлекающий внимание детей момент: Звучит «Пение птиц»

Воспитатель: Чьи голоса вы слышите?

Дети: Голоса птиц.

Воспитатель: Правильно. Было лето, и птицы пели звонко и красиво. Наступила осень, и многие птицы улетели в теплые края. Как называют таких птиц?

Дети: Перелетные

Воспитатель: Назовите перелетных птиц.

Дети. Гуси, грачи, журавли, скворцы, ласточки…

Воспитатель: А некоторые птицы остались зимовать. Как их можно назвать?

Дети. Зимующие.

Воспитатель: Сегодня к нам на занятие прилетели как раз зимующие птицы. А какие именно – узнаете, отгадав загадки. Вот первый гость.

Отгадайте, что за птица

Скачет по дорожке?

Словно кошки не боится,

Собирает крошки, а потом на ветку – прыг

И чирикнет: «Чик-чирик»

(Воробей)

Картинка с изображением воробья появляется на доске.

Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик) Воробей – это маленькая, неунывающая птичка. Это очень неприхотливые птички. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях. Воробьи приносят большую пользу, спасая сады и огороды от вредителей.

Послушайте, какой звук издает воробей (запись).

Воспитатель: Встречайте второго гостя:

Выносливая птичка

Усердно ищет корм

И крошки подбирает

Воркует под окном. (Голубь)

Послушайте, как воркуют голуби (запись).

Картинка с изображением голубя появляется на доске.

Воспитатель. Голубь - это птица с небольшой головой, тонким клювом и короткими ногами. Ещё у этой птицы красивые, длинные крылья. Голуби – доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Питаются хлебными крошками, семенами трав, зернышками.

Воспитатель. Следующая наша гостья:

Не сидит она на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока,

Но горда собой… (Сорока)

Картинка с изображением сороки появляется на доске.

Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись)

Сорока - белобокая, длиннохвостая непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Воспитатель: Следующая гостья прилетела к нам:

Как лиса среди зверей

Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах,

А зовут ее … (Ворона)

Картинка с изображением вороны появляется на слайде.

Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись)

Ворона - важная, горластая. Ворона - крупная птица чёрно-серым оперением. У вороны большие, сильные лапы, ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой.

Воспитатель: Теперь вспомним птиц, которые обитают в лесу.

Воспитатель. О какой птице так говорят?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой! (Дятел)

Картинка с изображением дятла помещается на доску.

Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись)

Дятел - крупная птица с пёстрым оперением. Верх тела чёрный с белыми полосами, на голове красная шапочка. Клюв прочный, острый. Дятлов называют санитарами леса или лесным доктором. Почему их так называют? – они спасают деревья от вредителей. Питаются зимой семенами еловых и сосновых шишек.

Воспитатель. Встречайте следующего гостью:

Что это за птица?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

На доске появляется картинка с изображением синицы.

Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись)

Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.

Воспитатель: Давайте с вами немножко отдохнем:

Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»

Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)

Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге)

Завертелась как волчок,( кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)

И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)

Тири-тири ( прыжки на правой ноге)

Тень-тень-тень. (прыжки на месте на двух ногах)


Воспитатель: Еще у нас с вами остались зимующие птицы, и мы их назовем «Гости с севера». Почему? Потому что они прилетают к нам с первым снегом с далёкого холодного севера. В их родных краях такой холод, что им кажется, что у нас очень тепло.

Встречайте первого гостя с севера:

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ...

(Снегири)

Картинка с изображением снегиря появляется на доске.

Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись)

Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.

Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?

Птичка на большой сосне

Нам стрекочет: «Кле -кле -кле!».

Твердый клюв похож на крест,

Семена из шишек ест.

(Клест)

- У клеста удивительный клюв – напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена.

А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы.

Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.

Эти птички с хохолком

И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … .

(Свиристель)

Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить вас ещё с одной зимующей птицей - свиристелем.

Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и чёрным пятнышком на горле. Оперение имеет серо-розовую окраску, а тёмный хвостик заканчивается жёлтой полоской. Свиристель живёт в тайге. Название птицы «Свиристель» означает громко кричать, «свистеть»Народная примета гласит: прилетели свиристели и морозы засвистели.

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы к нам заглянули?

Дети: Воробей, голубь, сорока, ворона, дятел, синица, снегирь, клест, свиристель.

Воспитатель: Ребята наши гости принесли с собой несколько заданий для вас.

Вот первое задание: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем:

  • Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и клесты (дети хлопают)

Что неправильно и почему? – мухи это насекомые.

  • Прилетели птицы: голуби, синицы, сороки, вороны, дятлы, макароны (дети хлопают)

Что неправильно и почему? – макароны это продукты.

  • Прилетели птицы: голуби, куницы (дети хлопают)

Что неправильно и почему? – куницы это животные.

  • Прилетели птицы: голуби, синицы, вороны, комары (дети хлопают)

Что неправильно и почему? - комары это насекомые.

Воспитатель: Дадим нашим глазкам отдохнуть (головой не крутим, за птичкой наблюдаем только глазками).

Глазная гимнастика «Сорока»

Длиннохвостая сорока
Хлопотунья белобока.
По лесу летает,
Вести собирает.
Вправо-влево, вправо-влево,
Все летает то и дело.
С веточки на веточку
Отлетает чуточку.
Вверх и вниз, верх и вниз.
Лишь смотреть ты не ленись.
Затрещит и застрекочет,
Будто кто ее щекочет.
Ну, сорока – егоза,
Мы зажмурили глаза.
Поскорей улетай
Ты нам больше не мешай.

(Проследить глазами за движением
птицы «далеко - близко» 6- 8 раз;
движение глаз вправо-влево 6-8 раз;
движение глазами вверх вниз 6-8 раз
проследить глазами по кругу в одну и другую
сторону;
поморгать и зажмурить глаза)

Воспитатель: Ребята, вот еще одно задание. Подойдите к столам. Здесь лежат разрезанные картинки зимующих птиц. Вам нужно будет собрать картинки и назвать птицу, которая получилась. Молодцы!

Воспитатель: А сейчас последнее задание «Не зевай – на вопросы отвечай!». Итак, вопросы:

  • Как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (Зимующие.)

  • Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)

  • Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

  • Кого называют «доктором лесного царства»(Дятла.)

  • Почему зимой нужно подкармливать птиц? (Зимой корма птицам не хватает.)

  • Про какую птицу говорят, что она воркует? (Голубь.)

  • У какой птицы снежное имя? (у снегиря)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зимой птицам трудно? (Да.) Почему? (ответы детей)

Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами.

Но иногда за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка. Как же им быть? Что они делают? К кому «обращаются за помощью»? (к нам, людям) Верно. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. Тогда наша с вами зимняя подкормка спасёт их от гибели. 

Воспитатель: Ребята, а мы с вами можем помочь птичкам? Что для этого нужно? 

Дети: нужно птиц подкармливать, для этого надо мастерить кормушки

Воспитатель: Скажите, ребята, все ли можно есть птицам?

Дети: Нет

Воспитатель: Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза.

Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Если оставить сырое яйцо, ворона самостоятельно проделает в нем отверстие, выпьет содержимое, а скорлупу съест. Не побрезгует она и творогом. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестов ловко шелушит шишки.

Воспитатель: А кормушки тоже бывают разные: бывают в виде домиков, а бывают и полностью съедобные, называются экокормушками. Как раз для такой кормушки я приготовила всё необходимое. Подойдите к столу и проверьте, всё ли из этого можно давать птицам. (на подносе пшено, орехи, изюм, черный хлеб, конфеты, замороженные ягоды, семечки)

Дети: черный хлеб и конфеты здесь лишние

Воспитатель: Верно, ребята. А теперь мы с вами сами сделаем из этих ингридиентов экокормушки. Для этого вам нужно положить в формочки нужные продукты, а я залью их желатином, чтобы все ингридиенты слиплись и обрели форму. Молодцы, у вас отлично получается! А теперь мы вынесем их на холод, чтобы остыли. А потом повесим их на деревья на нашем участке.

Воспитатель: Ребята, у вас получились прекрасные кормушки, которые порадуют наших пернатых гостей. Теперь вы дома с родителями тоже можете делать такие кормушки. Но не забывайте, что некоторые продукты птичкам употреблять в пищу нельзя.

Воспитатель: Ребята, наши гости оставили для вас подарки. Это раскраски. Когда вы их раскрасите, мы можем сделать из них книгу о зимующих птицах.

Воспитатель: Ну вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, что вам понравилось? Не понравилось? Были ли какие-то трудности? Удалось ли их преодолеть?

Воспитатель: Ребята, я благодарю вас за занятие. Мне было приятно с вами работать. Занятие окончено.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!