Конспект НОД по ФЦКМ на тему «Зимующие птицы» для детей старшей группы
Цель НОД:
Задачи НОД:
Закреплять знания о зимующих птицах;
Продолжать учить детей различать зимующих и перелетных птиц;
Продолжать учить детей узнавать птиц по внешнему виду;
Дать представления о значении подкормки для зимующих птиц;
Расширять и активизировать словарь по теме « Зимующие птицы»;
Создать условия для развития мышления, памяти, воображения;
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам;
воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, товарищей, оценивать и дополнять ответы.
Методическое обеспечение:
Магнитофон и диск с записью голосов зимующих птиц; цветные картинки с изображением зимующих птиц (снегирь, синица, воробей, голубь, ворона, сорока, свиристель, клест, дятел); поднос с семенами подсолнечника, пшено, хлебные крошки; разрезанные картинки с изображением птиц, раскраски с птицами.
Интеграция образовательных областей:
ОО « Социально-коммуникативное развитие» - умение договариваться и работать в паре; воспитывать доброе отношение к природе.
ОО « Речевое развитие» - знакомство со стихотворениями о птицах; закреплять умение слушать и отгадывать загадки; совершенствование грамматического строя речи; слуховое восприятие детей.
ОО» Познавательное развитие» - закрепление знаний о зимующих птицах; развитие умения узнавать, сравнивать, называть разных птиц, выделяя общее и различия в окраске, строении, поведении, способе добывания пищи.
ОО « Художественно – эстетическое развитие» - приобщать к музыкальному искусству.
ОО «Физическое развитие» - формировать у детей потребности в двигательной активности; сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей».
Словарная работа: существительные – снегирь, синица и т.д. , корм, зерно, семена, оперенье; прилагательные – насекомоядные, зерноядные, белобокая, красногрудый, длиннохвостая; глаголы – каркает, свистит, трещит, чирикает, воркует.
Сюрпризный момент: Письмо с заданиями от Сороки.
Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для глаз, физкультурная минутка - что помогло детям расслабиться и повысить эмоциональный настрой.
Ход НОД
Привлекающий внимание детей момент: Звучит «Пение птиц»
Воспитатель: Чьи голоса вы слышите?
Дети: Голоса птиц.
Воспитатель: Правильно. Было лето, и птицы пели звонко и красиво. Наступила осень, и многие птицы улетели в теплые края. Как называют таких птиц?
Дети: Перелетные
Воспитатель: Назовите перелетных птиц.
Дети. Гуси, грачи, журавли, скворцы, ласточки…
Воспитатель: А некоторые птицы остались зимовать. Как их можно назвать?
Дети. Зимующие.
Воспитатель: Сегодня к нам на занятие прилетели как раз зимующие птицы. А какие именно – узнаете, отгадав загадки. Вот первый гость.
Отгадайте, что за птица
Скачет по дорожке?
Словно кошки не боится,
Собирает крошки, а потом на ветку – прыг
И чирикнет: «Чик-чирик»
(Воробей)
Картинка с изображением воробья появляется на доске.
Воспитатель. Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик) Воробей – это маленькая, неунывающая птичка. Это очень неприхотливые птички. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях. Воробьи приносят большую пользу, спасая сады и огороды от вредителей.
Послушайте, какой звук издает воробей (запись).
Воспитатель: Встречайте второго гостя:
Выносливая птичка
Усердно ищет корм
И крошки подбирает
Воркует под окном. (Голубь)
Послушайте, как воркуют голуби (запись).
Картинка с изображением голубя появляется на доске.
Воспитатель. Голубь - это птица с небольшой головой, тонким клювом и короткими ногами. Ещё у этой птицы красивые, длинные крылья. Голуби – доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Питаются хлебными крошками, семенами трав, зернышками.
Воспитатель. Следующая наша гостья:
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока,
Но горда собой… (Сорока)
Картинка с изображением сороки появляется на доске.
Воспитатель. Послушайте, как трещит сорока. (Запись)
Сорока - белобокая, длиннохвостая непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Воспитатель: Следующая гостья прилетела к нам:
Как лиса среди зверей
Эта птица всех хитрей,
Прячется в зеленых кронах,
А зовут ее … (Ворона)
Картинка с изображением вороны появляется на слайде.
Воспитатель. Послушайте, как ворона каркает. (Запись)
Ворона - важная, горластая. Ворона - крупная птица чёрно-серым оперением. У вороны большие, сильные лапы, ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой.
Воспитатель: Теперь вспомним птиц, которые обитают в лесу.
Воспитатель. О какой птице так говорят?
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой! (Дятел)
Картинка с изображением дятла помещается на доску.
Воспитатель. Послушайте, как стучит дятел. (Запись)
Дятел - крупная птица с пёстрым оперением. Верх тела чёрный с белыми полосами, на голове красная шапочка. Клюв прочный, острый. Дятлов называют санитарами леса или лесным доктором. Почему их так называют? – они спасают деревья от вредителей. Питаются зимой семенами еловых и сосновых шишек.
Воспитатель. Встречайте следующего гостью:
Что это за птица?
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
На доске появляется картинка с изображением синицы.
Воспитатель. Послушайте, как синичка поёт. (Запись)
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Воспитатель: Давайте с вами немножко отдохнем:
Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок,( кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)
И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)
Тири-тири ( прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень. (прыжки на месте на двух ногах)
Воспитатель: Еще у нас с вами остались зимующие птицы, и мы их назовем «Гости с севера». Почему? Потому что они прилетают к нам с первым снегом с далёкого холодного севера. В их родных краях такой холод, что им кажется, что у нас очень тепло.
Встречайте первого гостя с севера:
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ...
(Снегири)
Картинка с изображением снегиря появляется на доске.
Воспитатель. Послушайте, как снегирь поёт. (Запись)
Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Воспитатель. Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?
Птичка на большой сосне
Нам стрекочет: «Кле -кле -кле!».
Твердый клюв похож на крест,
Семена из шишек ест.
(Клест)
- У клеста удивительный клюв – напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена.
А удивляет еще и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие январские морозы.
Воспитатель. Познакомимся ещё с одной интересной, красивой птицей.
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — … .
(Свиристель)
Воспитатель: Сегодня я хочу вас познакомить вас ещё с одной зимующей птицей - свиристелем.
Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и чёрным пятнышком на горле. Оперение имеет серо-розовую окраску, а тёмный хвостик заканчивается жёлтой полоской. Свиристель живёт в тайге. Название птицы «Свиристель» означает громко кричать, «свистеть». Народная примета гласит: прилетели свиристели и морозы засвистели.
Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы к нам заглянули?
Дети: Воробей, голубь, сорока, ворона, дятел, синица, снегирь, клест, свиристель.
Воспитатель: Ребята наши гости принесли с собой несколько заданий для вас.
Вот первое задание: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем:
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и клесты (дети хлопают)
Что неправильно и почему? – мухи это насекомые.
Прилетели птицы: голуби, синицы, сороки, вороны, дятлы, макароны (дети хлопают)
Что неправильно и почему? – макароны это продукты.
Прилетели птицы: голуби, куницы (дети хлопают)
Что неправильно и почему? – куницы это животные.
Прилетели птицы: голуби, синицы, вороны, комары (дети хлопают)
Что неправильно и почему? - комары это насекомые.
Воспитатель: Дадим нашим глазкам отдохнуть (головой не крутим, за птичкой наблюдаем только глазками).
Глазная гимнастика «Сорока»
Длиннохвостая сорока
Хлопотунья белобока.
По лесу летает,
Вести собирает.
Вправо-влево, вправо-влево,
Все летает то и дело.
С веточки на веточку
Отлетает чуточку.
Вверх и вниз, верх и вниз.
Лишь смотреть ты не ленись.
Затрещит и застрекочет,
Будто кто ее щекочет.
Ну, сорока – егоза,
Мы зажмурили глаза.
Поскорей улетай
Ты нам больше не мешай.
(Проследить глазами за движением
птицы «далеко - близко» 6- 8 раз;
движение глаз вправо-влево 6-8 раз;
движение глазами вверх вниз 6-8 раз
проследить глазами по кругу в одну и другую
сторону;
поморгать и зажмурить глаза)
Воспитатель: Ребята, вот еще одно задание. Подойдите к столам. Здесь лежат разрезанные картинки зимующих птиц. Вам нужно будет собрать картинки и назвать птицу, которая получилась. Молодцы!
Воспитатель: А сейчас последнее задание «Не зевай – на вопросы отвечай!». Итак, вопросы:
Как называют птиц, которые не улетают в теплые края? (Зимующие.)
Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью? (Легче найти пищу.)
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
Кого называют «доктором лесного царства»? (Дятла.)
Почему зимой нужно подкармливать птиц? (Зимой корма птицам не хватает.)
Про какую птицу говорят, что она воркует? (Голубь.)
У какой птицы снежное имя? (у снегиря)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зимой птицам трудно? (Да.) Почему? (ответы детей)
Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами.
Но иногда за короткий зимний день птицы не успевают найти корм в достаточном количестве, особенно в метели, морозы, а также после оттепелей, когда на ветках деревьев и кустарников ледяная корка. Как же им быть? Что они делают? К кому «обращаются за помощью»? (к нам, людям) Верно. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. Тогда наша с вами зимняя подкормка спасёт их от гибели.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами можем помочь птичкам? Что для этого нужно?
Дети: нужно птиц подкармливать, для этого надо мастерить кормушки
Воспитатель: Скажите, ребята, все ли можно есть птицам?
Дети: Нет
Воспитатель: Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза.
Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Если оставить сырое яйцо, ворона самостоятельно проделает в нем отверстие, выпьет содержимое, а скорлупу съест. Не побрезгует она и творогом. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестов ловко шелушит шишки.
Воспитатель: А кормушки тоже бывают разные: бывают в виде домиков, а бывают и полностью съедобные, называются экокормушками. Как раз для такой кормушки я приготовила всё необходимое. Подойдите к столу и проверьте, всё ли из этого можно давать птицам. (на подносе пшено, орехи, изюм, черный хлеб, конфеты, замороженные ягоды, семечки)
Дети: черный хлеб и конфеты здесь лишние
Воспитатель: Верно, ребята. А теперь мы с вами сами сделаем из этих ингридиентов экокормушки. Для этого вам нужно положить в формочки нужные продукты, а я залью их желатином, чтобы все ингридиенты слиплись и обрели форму. Молодцы, у вас отлично получается! А теперь мы вынесем их на холод, чтобы остыли. А потом повесим их на деревья на нашем участке.
Воспитатель: Ребята, у вас получились прекрасные кормушки, которые порадуют наших пернатых гостей. Теперь вы дома с родителями тоже можете делать такие кормушки. Но не забывайте, что некоторые продукты птичкам употреблять в пищу нельзя.
Воспитатель: Ребята, наши гости оставили для вас подарки. Это раскраски. Когда вы их раскрасите, мы можем сделать из них книгу о зимующих птицах.
Воспитатель: Ну вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, что вам понравилось? Не понравилось? Были ли какие-то трудности? Удалось ли их преодолеть?
Воспитатель: Ребята, я благодарю вас за занятие. Мне было приятно с вами работать. Занятие окончено.