СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру на тему: "Солнце большая звезда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект занятия в средней группе на теме солнце наша звезда

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру на тему: "Солнце большая звезда"»

Технологическая карта

организованной учебной деятельности для старшей группы


Образовательная область: «Познание», «Коммуникация»- Ознакомление с окружающим, развитие речи

Тема: Солнце – большая звезда

Цели: -Формирование представлений о Солнце как о раскаленном небесном теле шарообразной формы. Знакомство с понятиями «света» и «тени», показ значения разного освещения в жизни растений и животных. Показать, как солнечный луч может превращаться в разноцветный. Сформировать представление детей о различиях между звездами и планетами. Развитие пространственных представлений. Воспитание любознательности.

Словарная работа: отражение

Материал: ребус (солнце), настольная лампа, ванночка, зеркальце , картинка «Звезда и планета» и схема Солнечной системы

Предварительная работа: чтение сказки К. Чуковского о том, как ужасный крокодил Солнце в небе проглотил

Полиязычие: звезда- star- жұлдыз

Тәсілдер

кезендері

Этапы

Деятельности


Мұғалімнің іс- әрекеті

Действия воспитателя


Балалардың іс- әрекеті

Действия детей



Мотивациялық-

қозғаушы

Мотивационно-

побудительный


Ребята посмотрите , что это такое?

Это ребус , а для того чтобы нам его расшифровать нам нужное многое узнать


- вы готовы поработать, для того чтобы разгадать этот ребус?


Высказывают предположения : схема, карта, чертеж…


Соглашаются проделать работу, чтобы получить ответ на ребус


Іздену ұйымдастырушы

Организационно – поисковый






-Как вы думаете: что такое Солнце?

- Правильно! Многие из вас наблюдали ночью звезды на небе. Сейчас мы вместе посмотрим карту звездного неба. На ней, кроме звезд, имеется много созвездий: Водолей, Рак, Большая и Малая медведицы и др. С чем можно сравнить свет Солнца?

-Молодцы! Чтобы понять, почему солнечный свет доходит до нашей планеты, а свет других звезд – нет, мы проведем небольшое наблюдение.


НАБЛЮДЕНИЕ: настольная лампа ставится на стол.

-Хорошо ли виден свет лампы? А теперь отойдите в другой конец комнаты. Что происходит со светом лампы?

Так происходит и с солнечными лучами. Солнечный свет доходит до нас и мы хорошо видим Солнце, потому что оно находится близко к Земле. Остальные звезды мы можем видеть только на фоне темного неба, т. к. они находятся очень далеко от Земли и их свет не способен превратить ночь в день.Можно сказать, что Земля находится на таком же расстоянии от Солнца, как и вы от настольной лампы, когда стоите рядом с ней. А остальные звезды находятся от Земли на таком же расстоянии, как дети – от настольной лампы, если бы мы стояли на улице и отошли очень далеко от окна.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Солнечные зайчики играют на стене.

Поманю их пальчиком – пусть бегут ко мне!

Ну лови, лови скорей – вот, вот, вот – левей, левей!

Прыг-скок, прыг-скок – убежал на потолок!


-Что дает Солнце кроме света?

-Кому нужно тепло на Земле?

- Правильно!

Давайте пофантазируем, чтобы было, если бы пропал солнечный свет.

- Вы правы!









-Ребята, отгадайте загадку:

Я иду – она идет, я стою – она стоит, побегу – она бежит.

-Правильно!. Оно называется (тень) Солнышко посылает на Землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. Тоже самое происходит, если вы встанете перед лампой. Попробуйте догнать свою тень. Почему это невозможно?

- А можно ли догнать чужую тень? Как это сделать?

-Тень образуется не только от тела человека, но и от любого непрозрачного предмета, который встречается на пути солнечных лучей. ОПЫТ: В солнечный день наполнить ванночку водой и поставить на стол возле окна, чтобы на нее падали утренние солнечные лучи. Опустить зеркальце в воду наполовину. Его верхняя часть опирается на часть ванночки. А нижняя в воде – под углом. Взять лист бумаги и поместить его перед зеркалом. Изменять положение зеркала и бумаги, пока на бумаге не появится разноцветная радуга. Слегка покачать ванночку и встряхнуть зеркало. Что мы увидим?

Ребята, а вы знаете, чем звезда отличается от планеты? Давайте попробуем назвать эти различия.

(Выставляются картинка «Звезда и планета» и схема Солнечной системы)

Различия между звездами и планетами:

Итак, Солнце – это звезда. Оно излучает свет и тепло подобно электрической лампочке.

(Воспитатель включает электрическую лампу)

Солнце очень большое. По объему оно в миллион раз больше чем Земля. Ребята, а если Солнце такое большое, почему же оно нам кажется маленьким. (Потому что предметы вдали кажутся нам маленькими). Давайте подумаем. Когда мы видим самолет, летящий в небе, каким он нам кажется? Конечно, маленьким, потому, что он летит далеко от нас. А ведь на самом деле он очень большой. Так же и Солнце. Мы знаем, как далеко от нас оно находится. Это значит, что Солнце … просто огромное.

(Выставляется картинка с загорелыми детьми)

-Ребята, скажите, почему у ребят на этой картинке кожа имеет темный оттенок? А почему дети загорелые? Как летом светит солнце? То есть, если Солнце успевает нас обжечь на таком большом расстоянии, то оно на самом деле очень горячее. Оказывается, на поверхности Солнца температура + 5500 С.

-Ребята, давайте вспомним сказку К. Чуковского о том, как ужасный крокодил Солнце в небе проглотил? Что же случилось после этого? Что будет, если Солнце перестанет светить?

Что тогда произойдет со всеми живыми организмами?

Почему без Солнца жить нельзя?

-Солнце дает нам тепло. Если бы Солнце вдруг перестало греть нашу планету, то Земля без тепла превратилась бы в огромный ледяной шар. Конечно же, все живое при такой низкой температуре исчезло бы с лица земли.






Это большая звезда.

Солнце – это большая- большая, просто огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас, но намного ближе других звезд к Земле. Поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее. Солнце, как и все звезды – раскаленный газовый шар, обладающий огромной энергией.

- Со светом лампы.

Дети подходят к ней как можно ближе.

(Хорошо.)

Свет стал не таким ярким.




Слушают воспитателя











Выполняют физминутку


(С помощью зеркальца пускаются солнечные зайчики на стене, дети стараются их поймать)

(Тепло)

(Растением, человеку, животным, насекомым).

Всему живому на Земле нужно тепло и свет. Весной мы с вами наблюдаем, как радуются солнечному свету первые весенние цветы. Лишь пригреет солнышко – они стремятся скорей раскрыть ему на встречу свои бутоны. Как звонко щебечут птицы. Как радуются первым солнечным лучам люди после полярной ночи.


(Дети высказывают свои предположения)

Без Солнца плохо и растениям, и животным, и человеку. Но когда солнечная активность возрастает, на Земле увеличивается число циклонов, возрастает число происшествий на дорогах, число катастроф. У многих людей происходит спазм кровеносных сосудов, уменьшается приток крови к мозгу, повышается давление. Это говорит о том. Что все на Земле и в природе взаимосвязано.





В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно. Это ваше отражение


(Тень.)



Это наше отражение. Когда мы движемся, то движется и тень.

(Дети высказывают свои предположения, пытаются догнать свою тень, чужую.)

Тени бывают разные. Тень может двигаться, стоять на месте – делать все то, что делает тот, кому она принадлежит. Но она всегда молчит. Вот какая она - таинственная, молчаливая – волшебница тень.


Выполняют опыт



Вывод: на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик может превращаться в разноцветный, если проходит сквозь капли воды. Так появляется и радуга.


Выявляют различия между звездами и планетами

1. Звезды светятся, а планеты – нет. То есть, звезды излучают свет. На небосводе мы это видим как мерцание звезды. А планета свет не излучает, только отражает его. То есть, если на планету не будет попадать свет, мы ее увидеть не сможем.

2. Звезды «горячее» планет. То есть, звёзды всегда имеют большую температуру, чем планеты. На поверхности звёзд температура бывает от 2000 до 40000 градусов.

3. Звезда «тяжелее», чем планета. То есть, масса звезды намного больше, чем масса планеты.

4. Планеты движутся по своим орбитам вокруг звёзд. Точно так же, как наша Земля вокруг Солнца. А звёзды остаются неподвижными относительно планет.

5. У планет часто бывают спутники. А вот звёзды спутников никогда не имеют.


Они загорели на солнышке..

Сильно




(Станет темно и холодно).


(Ответы детей)

Вспоминают сказку

Отвечают на вопросы по сказке


Пропало солнце

Все живое погибнет

Они погибнут , перестанут расти

От солнца мы получаем энергию, тепло..

- Солнце дает нам свет. Без света растения на Земле не смогли бы выделять кислород в атмосферу. А без кислорода мы не смогли бы дышать! Кроме этого, при недостатке солнечного света человеку стало бы не хватать витамина D, который нужен для того, чтобы наши кости были крепкими. Без витамина D кости стали бы ломкими и хрупкими. Мы бы просто ломались на каждом шагу.



Рефлексивно – корригирующий



-Итак, ребята, давайте вспомним:

Солнце – это планета или звезда?

Какую форму имеет Солнце?

Во сколько раз оно больше, чем планета Земля.

-Почему Солнце светит?

Планеты двигаются вокруг звезд или звёзды вокруг планет?

-Молодцы! А сейчас мы с Вами разгадаем маленький кроссворд. Мы разделимся на команды. Посмотрим, кто быстрее справится с заданием. Сау болыныз! До свиданья!

Беседа с детьми.

Солнце- это звезда

Форму шара


(Потому что Солнце – это звезда, а звезды излучают свет).

Звезды вокруг планет


Разгадывают кроссворд



Ожидаемый результат:


Воспроизводят: представления о Солнце как о раскаленном небесном теле шарообразной формы.

Понимают: понятия «света» и «тени», значение разного освещения в жизни растений и животных

Применяют: пространственные представления.