Сценарий интегрированного логопедического занятия «Времена года»
Цель: развитие связной речи на основе наблюдений сезонных изменений в природе.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
уточнять и расширять представление детей о природе;
учить при помощи взрослого выстраивать связи между явлениями природы, основываясь на собственном опыте;
закрепить знания детей о цикличности времен года;
учить отвечать на вопросы полным предложением;
Коррекционно-развивающие:
развивать зрительные, слуховые, осязательные впечатления через игровую деятельность, музыку, звуки природы;
развивать способность к проявлению инициативности и самостоятельности со взрослыми и сверстниками при решении игровых задач;
развивать у детей эмоциональную отзывчивость, сопереживать персонажам игровой ситуации;
Коррекционно-воспитательная:
Оборудование:
магнитная доска;
голубь, сделанный из бумаги;
пакет;
«портрет» и письмо «Старика-годовика»;
часы;
4 стола;
сюжетные картинки, соответствующие временам года;
геометрические фигуры;
емкость с водой;
кораблики по количеству детей;
«осенние листья»;
аудиозаписи со звуками природы, музыкой
Предварительная работа.
Беседа с детьми о временах года, рассматривание сюжетных картинок, рассматривание иллюстраций о временах года. Отождествление времен года с определенным цветом.
Форма работы.
Форма организации детей: подгрупповая.
Интеграция образовательных областей.
Здоровье.
Коммуникация.
Физическая культура.
Социализация.
Музыка.
Примерное содержание:
Логопед: Ой, ребята, а кто это к нам в гости прилетел?
Дети: Голубь.
Логопед: Правильно, голубь. А у него что-то в клюве?
Дети: Пакет (дети рассматривают и достают содержимое пакета), часы, письмо.
Логопед: Часы, но они сломанные, портрет Старика-Годовичка и письмо.
Дети: Письмо надо прочитать.
Логопед: (читает письмо)
Я – Старик-Годовик,
Жаловаться не привык,
Но беда ко мне пришла,
И смешала времена.
Я теперь не знаю сам,
Верить ли своим часам?
Те, часы всегда подскажут
Время года на Земле:
То ли лето, то ли осень,
То ли стужа на дворе!
Но сломались вдруг они,
Мои верные часы.
Вас прошу помочь, друзья.
Лишь на вас надеюсь я!
Логопед: Ребята, мне очень жалко Старика-Годовика, но я не знаю, что делать, подскажите мне.
Дети: Надо починить часы.
Логопед: Да, но для этого надо отправиться к нему в гости, и я знаю, как это сделать. Туда могут попасть только дружные и смелые ребята, как вы, подойдите все ко мне, положите свои ладошки на мою ладонь, закройте глаза и повторяйте за мной слова:
Друг за друга будем держаться,
И никого, никогда не бояться.
Дружить всегда, дружить везде,
На суше и в воде
Только дружным, ловким, смелым
По плечу любое дело!
Логопед: А где это мы с вами оказались?
Дети: В стране Старика-Годовика.
Логопед: Ой, как холодно!
(Звучит аудиозапись метели).
Дети: Зима наступила.
Логопед: А как вы догадались, что зима наступила?
Дети: Снег выпал и лежит.
Логопед: Зимой бывает снег? А какой он?
Дети: Белый, холодный, липкий.
Логопед: Мне очень холодно, что нужно сделать, чтобы согреться?
Дети: Надеть шубу и шапку, перчатки, штаны.
(Имитационные движения).
Логопед: Замечательно, а чем можно заняться зимой на прогулке, чтобы согреться?
Дети: Слепить снеговика, потанцевать, покататься на санках.
Логопед: Конечно. Я предлагаю вам тоже слепить снеговика.
(Дети выкладывают из геометрических фигур на магнитной доске снеговика).
Логопед: Какой замечательный снеговик у вас получился!
Ой, ребята, кажется, я что-то слышу (звенит колокольчик), это, наверное, нам небольшая подсказка, давайте найдем картинку, которая соответствует этой части на часах и поместим ее туда.
(Дети ищут картинку с изображением зимы и помещают ее на белую часть круга).
Логопед предлагает детям рассказать о зиме, начиная своё предложение со слова зимой.
Логопед: Ребята, кажется, потеплело, потек ручей и куда-то нас привел. В какое время года?
Дети: Весна, весной бывают сосульки.
(Звучит аудиозапись капели и птиц).
Логопед: А, может, мы с вами попробуем изобразить сосульку?
Логоритмическое упражнение «Сосулька».
От сосулек – звон, звон Хлопают в ладоши.
Просыпайся клен, клен Поднимают руки над
головой, качаются из
стороны в сторону.
Растопился снег, снег Трут ладонь об ладонь.
Ручейки в бег, в бег Волнообразные д
движения руками.
Гром шагает: топ, топ. Топают.
Почки слышно - хлоп, хлоп . Разжимают кулачки.
Звенит колокольчик и логопед предлагает детям найти картинку с изображением весны.
Дети выбирают картинку с изображением весны и помещают ее на голубую часть круга.
Логопед предлагает рассказать о весне, начиная предложение со слова весной.
Логопед: Весной текут ручьи и что любят делать дети?
Дети: Пускать кораблики.
(Логопед достает емкость с водой, кораблики).
Логопед: Кораблику нужен ветер, давайте станем им. Какой ветер поможет кораблику отправиться в дальнее плаванье?
Дети: Ветерок, ветер, ветрище.
Дыхательное упражнение: “Плыви кораблик ”
(Логопед раздает кораблики, дети опускают их в емкость с водой, дуют).
Логопед: Стало совсем жарко. Куда мы попали с вами?
Дети: В лето.
Логопед: А почему лето зеленого цвета?
Дети: Потому что трава зеленого цвета.
Логопед: Давайте починим часы.
(Дети выбирают картинку с изображением лета и помещают ее на зеленую часть круга).
Логопед предлагает рассказать о лете, начиная предложение со слова летом.
Логопед: Дети я слышу чей – то голосок, послушайте:
Я проснулся, улыбнулся,
Вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь я
Тише ветер луговой!
Что это? (одуванчик) Он зовет нас к себе на луг.
Звучит аудиозапись пения птиц.
Пальчиковая гимнастика «Одуванчик».
А уж ясно солнышко Пальчики растопырены.
Припекло, припекло.
И повсюду золото,
Потекло, потекло. Изображают ручеёк.
Ручейки по улице,
Всё бегут, всё бегут. Пальчики «бегут» по коленям.
Одуванчики, одуванчики, Пальчики растопырени.
Всё летят и поют. Дуют на пальчики.
Логопед: Дождь капает, да и холодно становится.
Дети: Наступила осень.
(Дети рассматривают картинку с изображением осени и помещают ее на оранжевую часть круга).
Логопед предлагает рассказать об осени, начиная предложение со слова осенью.
Логопед: Я знаю, ребята, что вы любите наблюдать, как красиво падают осенние листья и я предлагаю вам взять листочки и покружиться с ними.
(Раздает детям листья, и дети с помощью листьев под музыку изображают листопад).
Логопед: Мы починили с вами часы, чтобы не нарушался порядок времен года, и эти волшебные часы Старик-Годовик дарит нам. А мы с вами, как только захотим, повернем волшебную стрелочку да представим себя в любом из времен года.
А теперь нам пора возвращаться домой.
Кладите ваши руки на мою руку, произнесем волшебные слова:
Друг за друга будем держаться,
И никого, никогда не бояться.
Дружить всегда, дружить везде,
На суше и в воде
Только дружным, ловким, смелым
По плечу любое дело!
Вот мы и в садике, ура!