Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества» г. Оренбурга
Конспект занятия по развитию речи
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: Времена года.
Автор – составитель:
Богатова Татьяна Николаевна,
педагог дополнительного образования
Тема: «Времена года».
Цель: Систематизировать знания детей о временных представлениях года. Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей о названиях и количестве месяцев в каждом времени года.
- Пользуясь таблицей алгоритм «Времена года» называть признаки времён года.
- Уметь образовывать притяжательные прилагательные и уменьшительно-ласкательные существительные.
- Упражнять детей подбирать существительные, прилагательные и глаголы.
- Находить слова с противоположным значением.
Развивающие:
- Развивать диалогическую и монологическую речь.
- Развивать моторику артикуляционного аппарата путем проговаривания скороговорок.
Воспитательные:
- Воспитывать любознательность, развивать познавательный интерес.
Форма занятия: групповая.
Словарная работа: год, времена года, месяца.
Демонстрационный материал: картинки с изображением братьев-месяцев. Абривиатура букв ДЯФ, МАМ, ИИА, СОН. Таблица алгоритм «Времена года».
Оборудование: магнитная доска, игрушка собачка.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Я хочу начать наше занятие с пожелания. Вот послушайте:
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
И, конечно, не спешим!
- Как мы будем говорить сегодня на занятии, а так же всегда и везде?
(Красиво, смело, неторопливо, ясно, чётко, не спешим).
– Тогда не будем терять время.
2. Мотивационный момент.
- Ребята к нам в гости пришла собачка и просит нас помочь ей попасть в осень. Мы сможем собачке помочь? Правильно нет, мы не можем попасть в осень, минуя весну и лето, ведь это закон природы, времена года следуют друг за другом. И вот об этом давайте поговорим.
3. Основная часть.
- Ребята, вы любите загадки? Тогда послушайте:
Снег на полях,
Лед на реках,
Ветер гуляет,
Когда это бывает? (Зимой.)
- Посмотрите в окно, какое сейчас время года? (Зима.)
- Зима пришла после, какого времени года? (После осени.)
- По каким признакам вы догадались, что на улице зима?
-А какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль). Сейчас холодная зима. Нашей собачке холодно, она от холода не гавкает, а дявкает: дяф, дяф. Хотите узнать, почему дявкает собачка?
( Педагог показывает аббревиатуру «Д, Я, Ф.») Потому что ДЯФ состоит из звуков Д, Я, Ф. С этих звуков начинаются названия зимних месяцев. Собачка называет первые звуки трех зимних месяцев. Д – это декабрь, Я – это январь, Ф – это февраль. Приложение 1.
4. Дидактическая игра «Чьи лапки».
Зимой не только собачки мерзнут, но и другие животные, которые не спят зимой. Назовите, чьи лапки мёрзнут. Мерзнут лапки у белки – чьи лапки мерзнут? (Беличьи.)
Мерзнут лапы у мышки – чьи лапки мерзнут? (Мышиные.)
Мерзнут лапки у лисы - чьи лапки мерзнут? (Лисьи.)
Мерзнут лапки у волка - чьи лапки мерзнут? (Волчьи.)
Мерзнут лапки у зайца - чьи лапки мерзнут? (Заячьи.)
5. Физминутка.
А чтобы нам не замерзнуть, давайте будем греться.
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Растираем лобик тоже,
Тёплым стать ему поможем.
Щёчки надуваются.
Губки улыбаются.
Подбородок разотрём,
Губки дружно пожуём.
Здесь живёт наш язычок,
Пусть погреется дружок.
6. Время года – весна.
Отсвистели февральские метели, стало пригревать солнышко и наступило следующее время года. Какое время года наступило? (Весна.)
И чтобы попасть в весну, надо сказать такие слова: «Снег сошел – за зимой ушёл». ( Педагог просит детей произнести скороговорку сначала медленно, затем быстрее и ещё быстрее).
Вот мы с вами и попали в весну. Давайте расскажем и покажем собачке, что бывает весной. (Педагог предлагает детям рассказать о признаках весны используя алгоритм «Времена года») Приложение 2.
7. Игра «Ласковые слова».
Весной всем хочется говорить ласковые слова. Давайте и мы их назовём.
Я скажу солнце, а вы скажите ласково – солнышко.
Ветка – веточка Трава - травушка
Дерево – деревце Туча – тучка
Лист – листочек Облако – облачко
Ручей – ручеек Луг – лужок
- Ребята, а сколько месяцев длится весна? Правильно три месяца. Вот наступила весна, и наша собачка перестала дявкать, она запела песенку мам, мам. А вы знаете почему? Потому что весной у нас праздник мам, а ещё, потому что весенние месяца начинаются со звуков «М, А, М». М - это март, А – апрель, М – это май. Приложение 3.
8. Время года – лето. Зашумел зелёный лес, зацвели травы, птицы вывели птенцов, и наступило жаркое …(лето.) Давайте поиграем в игру «Ассоциации» вместе с собачкой. Что вам представляется, когда вы произносите слово «лето»? (Дети с помощью педагога составляют ассоциативную цепочку. Педагог начинает и говорит: солнце, 1й ребёнок – пляж, следующий речка, лес и т.д.)
-Ребята, скажите, а какое бывает лето? ( Теплое, ласковое, жаркое, знойное, ягодное, веселое и т.д.) А погода летом, какая? Если светит солнце – (Солнечная). Идёт дождь – (Дождливая). Очень жарко – (Жаркая, знойная). Что можно делать летом? (Купаться, загорать, кататься на велосипеде, на лодке, собирать ягоды и грибы и т.д.)
- Ребята, вам нравится лето? И собачке нашей понравилось жаркое, теплое лето. Она стала бегать, прыгать по лугу и петь песенку как ослик И-И-А. Потому что летние месяца начинаются с этих звуков. (Педагог показывает аббревиатуру «И, И, А» и объясняет): И – это июнь, И – это июль, А – это август. Приложение 4.
9. Время года – осень.
А теперь у нас впереди следующее время года. Поспевает урожай, дети собираются в школу, покрываются желтизной листья и наступает …(Осень).
Расскажите, пользуясь таблицей, что происходит в природе осенью? (Птицы улетают на юг. Люди одевают осеннюю одежду. С деревьев опадает листва и т.д.)
Давайте поиграем в игру «Наоборот». Я буду бросать вам мяч, и говорить слова, а вы мяч бросаете обратно и говорите противоположное значение слов. И так, скажу я слово холодно – а вы тепло.
Пасмурно – ясно Весело – грустно
Медленно – быстро Высоко – низко
Утро – вечер Далеко – близко
Белое – черное Широко – узко
- Ребята, посмотрите, пока мы играли, наша собачка заснула. А вы знаете, почему она заснула? Потому что осенью вся природа замирает, готовиться к долгому зимнему сну. И ещё, потому что осенние месяца начинаются со звуков С, О, Н. С – это сентябрь, О – это октябрь, Н – это ноябрь. Приложение 5.
10. Итог занятия
- О чём мы сегодня говорили на занятии?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Назовите названия времён года?
- Какое время года вам нравится больше всего? Почему?
- Назовите названия месяцев зимы, весны, лето, осени?
- Где вам пригодятся знания о временах года?
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.