СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия "Времена года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Систематизировать знания детей о  временных представлениях  года. Задачи:

Образовательные:

- Закрепить знания детей о названиях и количестве месяцев в каждом времени года.

- Пользуясь таблицей алгоритм «Времена года» называть признаки времён года.

- Уметь образовывать притяжательные прилагательные и уменьшительно-ласкательные существительные.

- Упражнять детей подбирать существительные, прилагательные и глаголы.

- Находить слова с противоположным значением.

Развивающие:

- Развивать диалогическую и монологическую речь.

- Развивать моторику артикуляционного аппарата путем проговаривания  скороговорок.

Воспитательные:

- Воспитывать любознательность,  развивать познавательный интерес.

Форма занятия: групповая.

Словарная работа: год, времена года, месяца.

Демонстрационный материал: картинки с изображением братьев-месяцев. Абривиатура букв ДЯФ, МАМ, ИИА, СОН. Таблица алгоритм «Времена года».

Оборудование: магнитная доска, игрушка собачка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Времена года"»

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества» г. Оренбурга













Конспект занятия по развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Времена года.













Автор – составитель:

Богатова Татьяна Николаевна,

педагог дополнительного образования










Тема: «Времена года».

Цель: Систематизировать знания детей о временных представлениях года. Задачи:

Образовательные:

- Закрепить знания детей о названиях и количестве месяцев в каждом времени года.

- Пользуясь таблицей алгоритм «Времена года» называть признаки времён года.

- Уметь образовывать притяжательные прилагательные и уменьшительно-ласкательные существительные.

- Упражнять детей подбирать существительные, прилагательные и глаголы.

- Находить слова с противоположным значением.

Развивающие:

- Развивать диалогическую и монологическую речь.

- Развивать моторику артикуляционного аппарата путем проговаривания скороговорок.

Воспитательные:

- Воспитывать любознательность, развивать познавательный интерес.

Форма занятия: групповая.

Словарная работа: год, времена года, месяца.

Демонстрационный материал: картинки с изображением братьев-месяцев. Абривиатура букв ДЯФ, МАМ, ИИА, СОН. Таблица алгоритм «Времена года».

Оборудование: магнитная доска, игрушка собачка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Я хочу начать наше занятие с пожелания. Вот послушайте:

Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
И, конечно, не спешим!

- Как мы будем говорить сегодня на занятии, а так же всегда и везде?
(Красиво, смело, неторопливо, ясно, чётко, не спешим).

– Тогда не будем терять время.

2. Мотивационный момент.

- Ребята к нам в гости пришла собачка и просит нас помочь ей попасть в осень. Мы сможем собачке помочь? Правильно нет, мы не можем попасть в осень, минуя весну и лето, ведь это закон природы, времена года следуют друг за другом. И вот об этом давайте поговорим.

3. Основная часть.

- Ребята, вы любите загадки? Тогда послушайте:

Снег на полях,

Лед на реках,

Ветер гуляет,

Когда это бывает? (Зимой.)

- Посмотрите в окно, какое сейчас время года? (Зима.)

- Зима пришла после, какого времени года? (После осени.)

- По каким признакам вы догадались, что на улице зима?

-А какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль). Сейчас холодная зима. Нашей собачке холодно, она от холода не гавкает, а дявкает: дяф, дяф. Хотите узнать, почему дявкает собачка?

( Педагог показывает аббревиатуру «Д, Я, Ф.») Потому что ДЯФ состоит из звуков Д, Я, Ф. С этих звуков начинаются названия зимних месяцев. Собачка называет первые звуки трех зимних месяцев. Д – это декабрь, Я – это январь, Ф – это февраль. Приложение 1.

4. Дидактическая игра «Чьи лапки».

Зимой не только собачки мерзнут, но и другие животные, которые не спят зимой. Назовите, чьи лапки мёрзнут. Мерзнут лапки у белки – чьи лапки мерзнут? (Беличьи.)

Мерзнут лапы у мышки – чьи лапки мерзнут? (Мышиные.)

Мерзнут лапки у лисы - чьи лапки мерзнут? (Лисьи.)

Мерзнут лапки у волка - чьи лапки мерзнут? (Волчьи.)

Мерзнут лапки у зайца - чьи лапки мерзнут? (Заячьи.)

5. Физминутка.

А чтобы нам не замерзнуть, давайте будем греться.

Мы ладошки растираем

И лицо обогреваем.    

Растираем лобик тоже,

Тёплым стать ему поможем.

Щёчки надуваются.

Губки улыбаются.

Подбородок разотрём,

Губки дружно пожуём.

Здесь живёт наш язычок,

Пусть погреется дружок.

6. Время года – весна.

Отсвистели февральские метели, стало пригревать солнышко и наступило следующее время года. Какое время года наступило? (Весна.)

И чтобы попасть в весну, надо сказать такие слова: «Снег сошел – за зимой ушёл». ( Педагог просит детей произнести скороговорку сначала медленно, затем быстрее и ещё быстрее).

Вот мы с вами и попали в весну. Давайте расскажем и покажем собачке, что бывает весной. (Педагог предлагает детям рассказать о признаках весны используя алгоритм «Времена года») Приложение 2.

7. Игра «Ласковые слова».

Весной всем хочется говорить ласковые слова. Давайте и мы их назовём.

Я скажу солнце, а вы скажите ласково – солнышко.

Ветка – веточка Трава - травушка

Дерево – деревце Туча – тучка

Лист – листочек Облако – облачко

Ручей – ручеек Луг – лужок

- Ребята, а сколько месяцев длится весна? Правильно три месяца. Вот наступила весна, и наша собачка перестала дявкать, она запела песенку мам, мам. А вы знаете почему? Потому что весной у нас праздник мам, а ещё, потому что весенние месяца начинаются со звуков «М, А, М». М - это март, А – апрель, М – это май. Приложение 3.

8. Время года – лето. Зашумел зелёный лес, зацвели травы, птицы вывели птенцов, и наступило жаркое …(лето.) Давайте поиграем в игру «Ассоциации» вместе с собачкой. Что вам представляется, когда вы произносите слово «лето»? (Дети с помощью педагога составляют ассоциативную цепочку. Педагог начинает и говорит: солнце, 1й ребёнок – пляж, следующий речка, лес и т.д.)

-Ребята, скажите, а какое бывает лето? ( Теплое, ласковое, жаркое, знойное, ягодное, веселое и т.д.) А погода летом, какая? Если светит солнце – (Солнечная). Идёт дождь – (Дождливая). Очень жарко – (Жаркая, знойная). Что можно делать летом? (Купаться, загорать, кататься на велосипеде, на лодке, собирать ягоды и грибы и т.д.)

- Ребята, вам нравится лето? И собачке нашей понравилось жаркое, теплое лето. Она стала бегать, прыгать по лугу и петь песенку как ослик И-И-А. Потому что летние месяца начинаются с этих звуков. (Педагог показывает аббревиатуру «И, И, А» и объясняет): И – это июнь, И – это июль, А – это август. Приложение 4.

9. Время года – осень.

А теперь у нас впереди следующее время года. Поспевает урожай, дети собираются в школу, покрываются желтизной листья и наступает …(Осень).

Расскажите, пользуясь таблицей, что происходит в природе осенью? (Птицы улетают на юг. Люди одевают осеннюю одежду. С деревьев опадает листва и т.д.)

Давайте поиграем в игру «Наоборот». Я буду бросать вам мяч, и говорить слова, а вы мяч бросаете обратно и говорите противоположное значение слов. И так, скажу я слово холодно – а вы тепло.

Пасмурно – ясно Весело – грустно

Медленно – быстро Высоко – низко

Утро – вечер Далеко – близко

Белое – черное Широко – узко

- Ребята, посмотрите, пока мы играли, наша собачка заснула. А вы знаете, почему она заснула? Потому что осенью вся природа замирает, готовиться к долгому зимнему сну. И ещё, потому что осенние месяца начинаются со звуков С, О, Н. С – это сентябрь, О – это октябрь, Н – это ноябрь. Приложение 5.

10. Итог занятия

- О чём мы сегодня говорили на занятии?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Назовите названия времён года?

- Какое время года вам нравится больше всего? Почему?

- Назовите названия месяцев зимы, весны, лето, осени?

- Где вам пригодятся знания о временах года?

Приложение 1.








Приложение 2.


Приложение 3.









Приложение 4.





















Приложение 5.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!