Конспект занятия «Знакомство с русской ложкой»
Цель занятия:
Развитие речедвигательной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством игры на ложках;
Задачи:
Обогащать духовную культуру детей через игру на народных инструментах.
Развивать речедвигательную сферу детей;
Развивать чувство ритма;
Развивать четкую координацию ритмических движений с текстом и музыкой.
Воспитывать личностные качества, чувства коллективизма, умения соблюдать правила выполнения упражнений и т. д.
Тип занятия: тематическое
Формы работы: подгрупповая
Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на ложках).
Оборудование для педагога: проектор, экран, презентация «Деревянные ложки», деревянные ложки.
Ход занятия:
Дети стоят полукругом.
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Давайте нашу встречу начнём песней, помогайте мне!:
Песенка-распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро» (сл. и муз. О Арсеневской) .
1. Доброе утро! Разводят руки в стороны
Улыбнись скорее! и слегка кланяются друг другу.
И сегодня весь день «Пружинка».
Будет веселее. Поднимают руки вверх.
2. Мы погладим лобик, Выполняют движения по тексту.
Носик и щёчки.
Будем мы красивыми, Наклоны головы к правому
Как в саду цветочки! и левому плечу поочередно.
3. Разотрём ладошки Движения по тексту.
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем Смелее, смелее!
4. Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! Разводят руки в сторон
1. Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка
Улыбнись скорее! кланяются друг другу
И сегодня весь день "пружинка"
Будет веселее. поднимают ручки вверх
2. Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Носик и щечки.
Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому
Как в саду цветочки! плечу поочередно
Разотрем ладошки движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! разводят руками.
Музыкальный руководитель:
Я сегодня пришла
И с собою принесла
Ложки расписные
Красивые, резные!
- Ой, ребята, а где же ложечки, вы их не видели?
Дети: Нет!
Выходит Кузьма (плачет):
Ну, вот куда же я дел свою большую ложку? Вот для варенья – нашел, для сахара – нашел, для повидла – нашел, а для каши – нет!
Музыкальный руководитель:
Здравствуй, Кузьма , а ты зачем наши ложки забрал?
Кузьма: А они ничьи были. Я тут хожу, хожу, даже уже устал! Я свою большую ложку ищу, а нашел только такие – маленькие какие-то, даже каши как следует, не зачерпнешь! Хочу, хочу БОЛЬШУЮ! (ударяет ложку об ложку, и замирает, слыша звуки) Ого, они еще и дразнятся!
Музыкальный руководитель:
Нет, Кузьма это же не простые ложки, а музыкальные-деревянные.. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.
Кузьма:
А я и не слышал, да и вообще, разве могут они играть, чтоб мне танцевать захотелось, это же ложки – так деревяшки.
Музыкальный руководитель:
Да, правильно ты заметил, Кузьма – ложки делают из дерева.
Ребята, вы знаете, откуда появилась ложки? И почему ей не только кушают, но и на них играют?
Садитесь поудобнее я расскажу вам о возникновении русской ложки.
(дети садятся на стульчики)
Музыкальный руководитель:
Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Специальными инструментами из бруска вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.
Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.
Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент. А сейчас мы с вами посмотрим, какие же бывают ложки.
Людей, которые играют на ложках называют ложкари.
А вы слышали, как играют на ложках?
Кузьма: Дайте мне ложки…сейчас я вам поиграю на них…(начинает стучать по столу)
Музыкальный руководитель:
Кузьма, очень громко и играть на ложках-учиться нужно, наши ребята тоже учатся, присоединяйся к нам!
У ложки есть держать и ковшик. Необходимо ударять, чтобы получить звук. Можем сейчас сыграть. Играть нужно аккуратно, сохраняя и оберегая ложку.
Дети пробуют ударять.
Но играть одному скучно! Сейчас наши ребята –ложкари сыграют дружно, а я буду говорить слова ,каждое слово-это удар ковшиками
Ложка — это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка — это кошка,
У кошки семь котят.
А теперь Кузьма, повторяй за ребятами, ребята, возьмите ложку за ковшик, а ударять будем держаками!
Музыкальный руководитель:
Мы очень любим играть, давайте встанем в круг и поиграем.
Музыкальный руководитель исполняет на ложках прием «Лошадка»
Угадайте, на что похож этот звук. А какой это звук?
Чтобы получился такой звук надо спрятать черпачок в ладошке, и постучать. Этот прием так и называется «Лошадка».
Еду, еду к бабе к деду - ритмично, ударяя в ложки, идем по кругу.
На лошадке в красной шапке
Цок, цок, цок, цок…
У лошадки серый бок!
Дети пробуют играть - педагог контролирует и подсказывает детям.
А теперь мы закроем ковшики ложек ладошками и получим коробочки, если мы сделаем скользящие движения ложки о ложку…..у нас будет скакать « темная лошадка» Дети пробуют играть
Кузьма: Ой, как здорово! Мы настоящие ложкари, согласен выступать с вами!
Музыкальный руководитель:
Не торопись Кузьма, учится ещё необходимо, прежде чем выступать на сцене, ребята должны играть слажено и дружно,, вы согласны готовиться и репетировать?
Ответ детей
Приёмы игры на ложках
1. Утром солнышко проснулось,
Нашим ложкам улыбнулось.
От зари и до заката
Веселятся все ребята. (Дети двигают ложками по дуге над головой)
2. На качелях покататься
Нашим ложечкам приятно.
Мы на улицу пойдем
И кататься там начнем.
(Дети стучат ложками, поднимая руки вверх-вниз)
3.В зеркальце я посмотрюсь
Очень я собой горжусь!
Все играем дружно в такт
Не собьешь ты нас никак!
4.А сейчас, мои ребятки,
Поиграем с вами в прятки.
Ложка детям покажись
И за спину схоронись. (Дети ударяют ложкой по животику и прячут её за спину.)
Кузьма: Настоящие трюкачи!
и играть научились, а я так и не нашел свою большую ложку! (плачет)
Музыкальный руководитель:
Не плач, Кузьма, ведь ты с ребятами тоже многое сегодня узнал. А за то, что ты мне помогал, я подарю тебе свои хохломские ложки, но сначала выполни 2 задания .
1 задание: Сейчас мы с ребятами будем из ложек выкладывать геометрические фигуры. А если угадаешь фигуру, мы подарим тебе наши расписные ложки!
Дети выкладывают ромб, квадрат, треугольник, трапецию, прямоугольник.
2 задание : Мы с ребятами спрячем ложку. Ты будешь ее искать, а мы тебе поможем. Если мы играем тихо – значит от ложки ты далеко, а если заиграем громко – значит ты уже близко. Договорились?
Кузьма:
Конечно согласен! Ура, Ура, у меня будет новые ложки!
А вы ребята, помните о том, что ложки необходимо беречь и сохранять.
Проводиться игра «Фигура из ложек», «Угадай, где спрячу»
Кузьма получает заветную пару деревянных ложек.
Музыкальный руководитель:
Ну, вот друзья, наша встреча подошла к концу, сегодня мы с вами познакомились поближе с русской ложкой. За что мы держим ложки? Как нужно держать ложки, чтобы получился глухой удар? Вы были очень внимательными и старались.
Значит, мы готовы к новой встрече! Мы условились встречаться чаще!
Спасибо ребята за хорошее настроение! Предлагаю организовать большой круг, где нас объединять ложки, присоединяем основания ковшиков с друзьями и не разъединяйте!
Кузьма провожает детей в группу.
Сценарий занятия
««Знакомство с русской ложкой»»
для детей старшей группы
с персонажем Кузьмой
Подготовили:
музыкальный руководитель
Логунова И.Н.